Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:44, реферат
Быстрое и полное раскрытие многих преступлений и решение иных задач расследования, как показывает следственный опыт, обычно невозможно без четко согласованных и совместных действий следователей и оперативно-розыскных работников органов дознания. Весьма важно тактически и методически правильно налаженное их сотрудничество при раскрытии убийств, изнасилований, взяточничества, крупных хищений и краж государственного и иного чужого имущества, иных преступлений в сфере экономики и разбойных нападений.
Введение 3
1. Общие вопросы взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами 5
2. Основные тактико-методические положения взаимодействия следственных и оперативно-розыскных органов…………………………………………………………………………..9
3. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступления 15
Заключение 19
Библиографический список 21
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Общие вопросы взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами 5
2. Основные тактико-методические положения
взаимодействия следственных и оперативно-розыскных
органов……………………………………………………………
3. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступления 15
Заключение 19
Библиографический список 21
Быстрое и полное раскрытие
многих преступлений и решение иных
задач расследования, как показывает
следственный опыт, обычно невозможно
без четко согласованных и
совместных действий следователей и
оперативно-розыскных
Актуальность данной темы обусловлена тем, масштаб, интенсивность и изощренность преступности усиливаются. Она угрожает безопасности граждан в стране и препятствует ее социально-экономическому развитию.
Цель данного исследования:
охарактеризовать взаимодействие следователей
и оперативно-розыскных
Для достижения цели можно выделить следующие задачи:
Объектом исследования выступает комплекс общественных отношений, возникающих между следователем и органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в процессе выявления, установления, раскрытия и расследования преступлений.
Предметом являются основы взаимодействия
следователей и оперативно-розыскных
органов при раскрытии
Методологической основой работы являются синтез, анализ, системный подход, а также формально-юридический, кибернетический методы.
Теоретической основой являются работы таких авторов как Яблокова Н.П., Белкина Р.С.1, Россинская Е.Р2. и другие.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Совместная деятельность следственных
органов и оперативно-
Несмотря на то, что в понятийном аппарате уголовно-процессуального закона и Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – закон об ОРД) отсутствует термин «взаимодействие», необходимость согласованных действий следователей и оперативно-розыскных органов МВД, Федеральной службы безопасности и др., именуемая в криминалистической теории и практике взаимодействием, вытекает из смысла и содержания этих законов (ст. 5, 109, 118, 144, 157, 164 и 165 УПК, ст. 7 закона об ОРД). Взаимодействие следователей с оперативно-розыскными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законом и законом об ОРД в РФ осуществляется главным образом в процессе предварительного следствия. Однако оно возможно и до возбуждения уголовного дела, и после приостановления предварительного следствия.
Необходимость взаимодействия в процессе
предварительного расследования возникает,
как правило, тогда, когда после
проведения необходимых следственных
действий преступление остается нераскрытым
или раскрыто не полностью, когда
не выявлены или не разысканы все
участники преступления, не установлены
существенные обстоятельства дела, не
проверены важные версии, имеются
трудности в отыскании
На стадии возбуждения уголовного
дела взаимодействие направлено на получение
недостающих для возбуждения
дела материалов и их проверку. После
приостановления
Оперативно-розыскные меры соответствующих
служб полиции, безопасности в рамках
взаимодействия и вне него, носят непроцессуальный,
преимущественно поисково-справочный,
наблюдательно-
Порядок их производства регламентирован не уголовно-процессуальным законом, а разработанными на основе закона об ОРД ведомственными нормативными актами МВД, ФСБ и др. Содержание методов и средств этой специальной деятельности изучается и разрабатывается не криминалистикой, а теорией оперативно-розыскной деятельности. Проведение специальных оперативных мер относится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов. Следователи в силу своего процессуального положения не наделены правом их проведения и участия в них. В то же время их участие невозможно и из-за особой специфики этой деятельности, требующей соответствующей подготовки. Но это, естественно, не ограничивает право следователя самостоятельно осуществлять необходимые розыскные действия неспециального характера, направленные на поиск неизвестных и известных следователю лиц и предметов.
Вместе с тем УПК и закон об ОРД наделили следователя достаточно широкими правомочиями, позволяющим ему давать поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий указанным органам, требовать от оперативно-розыскных органов содействия в проведении и отдельных следственных действий. Такие поручения и требования (в письменном виде) являются обязательными для этих органов. Закон «О полиции» обязывает органы полиции исполнять соответствующие поручения и указания следователя (ст. 12). Тем самым следователи имеют возможность активно и широко использовать оперативно-розыскные возможности органов МВД, ФСБ и других органов дознания для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
При этом следственная и оперативно-розыскная
деятельность чаще всего протекают
параллельно (последовательно или
одновременно). В связи с этим
именно надлежащее организованное взаимодействие
обеспечивает согласованность усилий
и единство действий следователя
и оперативно-розыскных
Под взаимодействием следователей с оперативно-розыскными органами следует понимать основанную на законе и согласованную по всем принципиальным условиям деятельность указанных лиц и органов, направленную на раскрытие преступлений и решение всех остальных задач их расследования и предупреждения.3
Взаимодействие может быть разо
Очень важной формой взаимодействия
является содействие при производстве
следственных действий, проявляющееся
главным образом в организации совместной
работы при осмотре места происшествия,,
обыске, задержании, следственном эксперименте
и некоторых других следственных действиях.
Не менее важно и взаимодействие при проведении
различного рода криминалистических операций,
под которыми понимается совокупность
четко спланированных, скоординированных
и согласованных по всем необходимым условиям
действий следователя и оперативно-розыскных
органов, осуществляемых под единым следственным
руководством для решения таких задач
расследования, которые не могут быть
решены отдельными или несколькими, но
не упорядоченными указанным образом
следственными действиями. Указанные
операции могут носить тактический (нейтрализация
организованного противодействия со стороны
подозреваемых, обвиняемых и других заинтересованных
лиц, раскол спаянной преступной группы,
выявление похищенного и ценностей, нажитых
преступным путем и т. д.) и стратегический
(выявление лица или круга лиц, среди которых
следует искать преступника, изобличение
виновных и т. д.) характер. От уровня проводимой
операции зависит объем подготовительной
информационной, инструктажной и плановой
работы, число участников и групп участников
и т. д. Например, по делам об организованных
хищениях в торговле часто проводится
операция, имеющая своей целью внезапное
перекрытие входов и выходов из магазина,
осмотр всех помещений магазина с одновременным
проведением инвентаризации. Эта операция
требует большой предварительной подготовки,
четкого плана, тщательного подбора участников
операций, создания нескольких оперативных
групп и четко налаженного обмена информацией
в ходе проведения операции.
В настоящее время распространенной и
эффективной формой взаимодействия является
совместная работа следователей с оперативно-розыскными
работниками в рамках постоянно действующих
следственно-оперативных групп, создаваемых
для раскрытия различных и особенно наиболее
тяжких преступлений. Например, в соответствии
с указанием Генерального прокурора и
министра внутренних дел во всех республиках,
краях, областях и крупных промышленных
городах созданы такие группы по раскрытию
умышленных убийств, совершенных в условия
неочевидности, а также для раскрытия
убийств прошлых лет, дела о которых приостановлены
производством за неустановлением лиц,
совершивших преступления.
Следственно-оперативные группы формируются
из наиболее квалифицированных следователей
и оперативно-розыскных работников, имеющих
достаточный опыт работы по раскрытию
и расследованию преступлений против
личности. Они создаются совместным приказом
соответствующего прокурора и начальника
органа внутренних дел. и делятся на две
подгруппы — следственную и оперативную
и включают в себя, помимо следователей
и оперативных уполномоченных, не менее
двух специалистов в области судебной
медицины, специалистов-криминалистов,
специалиста-кинолога. Общее руководство
группой возлагается на одного из следователей
по особо важным делам. Порядок взаимодействия
регулируется соответствующей инструкцией,,
утвержденной прокуратурой и министерством
внутренних дел.
Основные способы взаимодействия в рамках
этой группы связаны с разработкой плана
совместной работы, организацией целенаправленлений
совместной работы. Каждый участник взаимодействия
в свою очередь должен иметь свой план
по своему конкретному участку совместной
работы или план порученного следственного
действия или оперативно-розыскного мероприятия.5