Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:47, контрольная работа
Главой 23 УК РФ установлена уголовная ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Это позволит устранить пробелы в уголовном законодательстве, существовавшие до 1997 года.
Многообразие форм собственности, закрепленное ст.8 Конституции РФ, позволяет создавать предприятия различных организационно-правовых форм, находящихся не только в государственной и муниципальной собственности, но и в частной (юридических лиц и граждан), а также коллективной (общая совместная, общая долевая) собственности, а также собственности общественных объединений. Могут создаваться и предприятия смешанной формы собственности.
Введение
1. Общие положения о злоупотреблении должностными полномочиями и их превышении
1.1 Состав злоупотребления должностными полномочиями
1.2 Особенности уголовного преследования по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих организациях
2. Борьба со злоупотребелением и превышением должностных полномочий. Отечественный и зарубежный опыт.
2.1 Верхние эшелоны власти и закон
2.2 Рациональное зерно зарубежного опыта
2.3 Проблема борьбы с коррупцией
3. Практика рассмотрения судами дел о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий.
Заключение
Библиография
Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий
Оглавление
Введение
1. Общие положения о
злоупотреблении должностными
1.1 Состав злоупотребления должностными полномочиями
1.2 Особенности уголовного
преследования по делам о
2. Борьба со злоупотребелением и превышением должностных полномочий. Отечественный и зарубежный опыт.
2.1 Верхние эшелоны власти и закон
2.2 Рациональное зерно зарубежного опыта
2.3 Проблема борьбы с коррупцией
3. Практика рассмотрения
судами дел о злоупотреблении
должностными полномочиями и
превышении должностных
Заключение
Библиография
Введение
Главой 23 УК РФ установлена уголовная ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Это позволит устранить пробелы в уголовном законодательстве, существовавшие до 1997 года.
Многообразие форм собственности,
закрепленное ст.8 Конституции РФ, позволяет
создавать предприятия
В соответствии со ст.50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие такой цели (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся
коммерческими организациями, могут
создаваться в форме
Юридические лица, являющиеся
некоммерческими организациями, могут
создаваться в форме
Целью некоммерческой организации,
как правило, является решение социальных
задач. И если некоммерческая организация
ведет предпринимательскую
Работники аппарата негосударственных
предпринимательских структур (как
руководители, так и специалисты)
могут совершать действия, по объективным
характеристикам совпадающие с
признаками "должностных преступлений".
Однако по своей социальной сущности
эти действия отличаются от аналогичных,
совершенных работниками
УК РФ рассматривает должностные преступления в качестве особого вида преступных посягательств как с точки зрения объекта, так и субъекта. Должностные преступления, а по новому Уголовному кодексу преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ), - деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом деятельность государственного аппарата, совершаемые должностными лицами с использованием служебного положения. Это деяния лиц, которые вследствие предоставленных им государством полномочий в области управления находятся в особом положении по отношению как к государству, так и к гражданам.
Такими полномочиями руководители и служащие негосударственных коммерческих организаций не обладают и поэтому не могут нести ответственность за должностные преступления. Такой вывод следует из примечания к ст.285 УК РФ.
Уголовная ответственность руководителей и служащих коммерческих и некоммерческих организаций может наступить лишь в том случае, если соответствующее деяние прямо предусмотрено в уголовном законе в качестве преступления, как это сделано в главе 23 УК РФ: ст.ст.201 и 204 установлена уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп.
Согласно ст.201 УК РФ злоупотребление полномочиями - умышленное преступление, совершаемое лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своих полномочий вопреки законным интересам этой организации в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам. Объективная сторона преступления характеризуется причинением существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Преступление посягает на отношения, складывающиеся в сфере деятельности коммерческих организаций. Виновное лицо нарушает ее интересы, наносит ей материальный ущерб либо ущерб авторитету этой организации.
В соответствии с примечанием
к ст.201 УК РФ выполняющим управленческие
функции в коммерческой или иной организации
признается лицо, постоянно, временно
либо по специальному полномочию выполняющее
организационно-
Статья 204 УК РФ предусматривает ответственность за коммерческий подкуп. Это преступление является умышленным и выражается в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Преступление посягает на отношения, складывающиеся в сфере коммерческой деятельности. Виновный совершает незаконные действия, направленные на извлечение материальной либо иной выгоды для себя или других лиц путем дачи взятки либо передачи ценного имущества и т.п.
Часть 3 ст.204 УК устанавливает
ответственность за незаконное получение
лицом, выполняющим управленческие
функции в указанных
Представляется, что это будет способствовать эффективности правоприменительной практики по борьбе с преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Определенную практическую помощь при применении новых статей УК РФ должны оказать рекомендации, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге"1 и "О судебной практике по делам о взяточничестве"2.
Содержание управленческих
функций расшифровывается в законе
как выполнение лицом организационно-
Для того чтобы глубже уяснить
сущность должностных преступлений
и преступлений против интересов
службы в негосударственных
Так, должностные преступления
считаются совершенными против интересов
службы, если они объективно противоречат
как общим задачам и
Аналогичный подход можно применить и при определении объекта преступлений против интересов службы в коммерческих и т.п. организациях.
Родовым объектом этих преступлений является нормальное (регламентированное законом) функционирование коммерческих и некоммерческих организаций в соответствии с целями и предметом их деятельности, предусмотренными в учредительных документах.
Руководители и служащие
коммерческих и т.п. организаций, выполняя
управленческие функции, могут совершать
действия, которые по объективным
характеристикам будут
Следует особо отметить, что в примечании к ст.201 УК РФ (пп.2, 3) такой (частно-публичный) порядок уголовного преследования указанных деяний и предусмотрен: если преступление причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению самой коммерческой организации или с ее согласия. Если же деяние причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.
С субъективной стороны рассматриваемая
категория преступлений характеризуется
наличием умышленной вины, корыстными
мотивами и целью незаконного
обогащения; при этом лицо предвидит
наступление общественно
Анализ правоприменительной
практики свидетельствует, что, скажем,
в Нижегородской области
Введение в действие УК РФ позволило правоохранительным органам привлекать к уголовной ответственности руководителей и служащих негосударственного сектора экономики за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, что, как очевидно, способствовует укреплению правопорядка и становлению эффективных рыночных отношений.
1. Общие положения
о злоупотреблении
1.1 Состав злоупотребления должностными полномочиями
Исторически коррупция и
коррупционные преступления существовали
еще в древности. Однако резкий всплеск
этой преступности многие государства
ощутили при строительстве
Исходя из этимологического содержания термина “коррупция” (от латинского corruptio), означающего “подкуп”, в “Кодексе поведения должностных лиц”, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., говорится: “Хотя понятие коррупции должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие”1. То есть указанный международно-правовой (рекомендательный) акт понимает под коррупцией подкуп, продажность должностных лиц и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.
Этому вполне соответствует
понимание коррупции в
Следует отметить и то, что
с 1999 г. понятие коррупционного преступления
легализовано международным уголовным
правом. Конвенция Совета Европы об
уголовной ответственности за коррупцию
сформулировала составы целого ряда
преступлений, проявляющихся в различных
вариантах активного и
Исходя из этого, в УК РФ можно выделить нормы об ответственности за следующие преступления, вполне заслуживающие именования их, как коррупционных:
Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий