Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 07:30, контрольная работа
Вопрос №1: опишите суть судебно-исследовательской фотографии.
Судебно-исследовательская фотография - это совокупность средств криминалистической техники и специальных средств и методов съемки вещественных доказательств с целью получения доказательственной информации, которую трудно получить с помощью обычной фотосъемки.
На этой стадии должны быть решены и организационные вопросы, касающиеся понятых, специалистов, других участников следственного действия.
Особое внимание уделяется проверке комплектности и исправности, подготовке к работе видеоаппаратуры: наличие запасных видеокассет, аккумуляторных батарей, дополнительных источников освещения и удлинительного кабеля, штативов и струбцин для крепления источников, выносного микрофона или радиомикрофона. В этой же стадии необходимо принять решение о том, где и на какой аппаратуре будет просматриваться видеозапись после окончания следственного действия.
Главным же в подготовительной стадии всегда является четкое уяснение задачи: что снимать, с какой целью, каким образом, в течение какого периода. В зависимости от характера следственного действия, места и времени его проведения эти вопросы можно решать либо предварительно, либо по ходу проводимого действия. Так, на месте происшествия они требуют оперативного решения, как и все остальное, сопровождающее его осмотр. При проведении следственного эксперимента они должны решаться заранее, в процессе подготовки к его проведению.
В результате решения приведенных выше вопросов должен быть составлен так называемый «кадро-план», который может быть оформлен в письменном виде. Если к проведению видеозаписи привлекается специалист, следователь обсуждает с ним кадро-план или, объяснив содержание следственного действия и его привязку к конкретному месту, ставит перед ним задачу выбрать точки съемки и решить остальные вопросы. При этом учитывается квалификация специалиста, его опыт.
Вопрос №3: в чём заключается осмотр места происшествия.
Местом происшествия признается участок местности или помещение, в пределах которого обнаружены следы и объекты, относящиеся к исследуемому событию. Преступное воздействие влечет за собой изменения в окружающей среде. Преступный результат и другие последствия преступления могут быть обнаружены не только там, где совершено преступление, но и в других местах. Место происшествия поэтому необязательно должно совпадать с местом преступления, т.е. тем местом, где было непосредственно совершено преступное посягательство. При расследовании преступления может быть обнаружено не одно, а несколько мест происшествия. Например, местом происшествия будет квартира, где совершено убийство, участок местности, на котором найдено брошенное преступником оружие, место, куда убийца вывез труп.
Осмотр места происшествия – это неотложное следственное действие, заключающееся в непосредственном восприятии, исследовании и фиксации следователем обстановки места происшествия, относящихся к делу следов и объектов, их индивидуальных особенностей и взаимосвязей в целях выяснения сущности происшедшего события, механизма преступления и отдельных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Общей задачей осмотра является получение процессуально-закрепленной информации (фактических данных) об обстоятельствах происшедшего события, объектах и лицах, имеющих к нему отношение, их связях и взаимодействиях. Для эффективного решения этой задачи следователю нужно: а) уяснить для себя и зафиксировать в протоколе материальную обстановку, в которой произошло исследуемое событие; б) обнаружить, зафиксировать и изъять материальные следы преступления (следы рук, ног, орудий взлома, транспортных средств, пятен крови, а также орудия преступления и другие предметы, брошенные или потерянные преступником, и т.п.; в) попытаться выяснить связь следов и иных объектов с лицом, совершившим преступление, потерпевшим и иными лицами и объектами; г) получить исходные сведения для установления и розыска виновного, организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
В процессе осмотра могут решаться и частные задачи: а) выяснение возможных очевидцев и свидетелей (например, кто, судя по расположению места происшествия, мог наблюдать или слышать происходившее); б) какие следы могли остаться на участвовавших в происшедшем событии лицах и использованных ими орудиях и транспортных средствах; в) какие образцы почвы, растительности необходимо в связи с этим изъять для установления в последующем связи объектов и лиц.
Решение общих и частных задач осмотра места происшествия способствует реализации требований уголовно-процессуального закона: а) установить, носило ли происшедшее событие преступный характер; б) выяснить, при каких обстоятельствах оно происходило (время, место, способ, характер причиненного ущерба и другие обстоятельства); в) выявить виновных лиц и мотивы их действий; г) получить данные о причинах преступления и условиях, способствовавших его совершению.
При производстве осмотра места происшествия принципиальное значение имеет соблюдение требований своевременности, полноты, планомерности и объективности.
Вопрос №4: опишите методику расследования взяточничества.
При расследовании взяточничества подлежат установлению следующие обстоятельства: 1) имел ли место факт дачи-получения взятки; 2) каков предмет взятки; если в качестве взятки переданы ценные вещи или она имела форму услуги, то какова стоимость вещей или услуги в денежном выражении; 3) кто является взяткодателем, взяткополучателем; 4) каковы обстоятельства преступления (время, место, способ передачи взятки); 5) с какой целью (за выполнение каких действий) была дана взятка; 6) были ли выполнены в интересах взяткодателя соответствующие действия, носили ли они законный характер; 7) нет ли в действиях взяточников признаков других преступлений, если да, то каких именно; 8) нет ли в действиях преступников квалифицирующих признаков (совершения взяточничества по предварительному сговору, группой лиц или неоднократно, вымогательства взятки, получения взятки в крупном размере, получения взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо ранее судимым за взяточничество, либо в особо крупном размере и т. д.); 9) нет ли в действиях взяткодателя обстоятельств, освобождающих его от уголовной ответственности (вымогательства взятки либо добровольного заявления о даче взятки); 10) какие обстоятельства способствовали взяточничеству.
При всем при этом выяснение данных обстоятельств должно проходить не гласно, чтобы лица совершившие дачу-получение взятки не знали, что им интересуются правоохранительные органы и чтобы они не предприняли мер по сокрытию следов преступления.
План расследования по этим делам должен быть четко согласован с планом оперативно-розыскных мероприятий. От подобной согласованности во многом зависит успех расследования таких преступлений, требующих проведения значительного комплекса негласных действий и мероприятий, а также проведения задержания с поличным. При этом в плане большое внимание должно быть уделено установлению места и способа обнаружения вещественных доказательств, документальных и личных свидетельств фактов передачи предметов взятки и последующего поведения взяточников. Соответственно в плане следует обязательно предусмотреть применение технико-криминалистических средств, необходимых для обнаружения, фиксации и изъятия следов взяточничества, которые по этим делам очень быстро уничтожаются преступниками или деформируются.
Спецификой плана расследования по анализируемым делам является также то, что составной его частью являются различного рода схемы (преступных связей, взаимоотношений различных организаций, их подразделений, отдельных должностных лиц, порядка движения какого-то дела). Они помогают в одних случаях образно представить себе элементы изучаемых явлений, их взаимосвязь и взаимозависимость и соответственно более чет-ко и конкретно сформулировать задачи и определить оптимальные средства их решения.
Одновременно следователь, производящий проверку материалов о взяточничестве, должен ознакомиться со структурой и условиями работы в учреждениях, подразделениях, где предположительно совершено преступление; правилами выполнения операций, за которые, возможно, вручена взятка; правами и обязанностями соответствующих должностных лиц.
Особое внимание обращается на сроки прохождения документов. При этом следует интересоваться как сокращением срока рассмотрения, так и его затяжкой. Тщательно изучается содержание документа с точки зрения его соответствия действующим нормативным актам, а также наличие исправлений, подчисток, дописок и других признаков материального подлога. В некоторых случаях рекомендуется изучить документы не только в организации, где предположительно работает взяткодатель, но и по месту работы взяткополучателя. Иногда взяткодатель действует в интересах предприятия, которое он представляет. Расходы, понесенные им в связи с передачей взятки в дальнейшем компенсируются премиями, материальной помощью, иными путями.
Встречаются случаи передачи взяткополучателю ценных предметов, принадлежащих организации или приобретенных за ее средства. Так, директор коммерческой фирмы А. в качестве вознаграждения за оформление лицензии без надлежащих документов передал работнику администрации С. путевку на заграничный курорт. В ходе проверки налоговой инспекцией данной фирмы была выявлена незаконная выдача лицензии.
Если информация о взяточничестве получена в результате ведомственных или вневедомственных проверок, прежде всего необходимо проанализировать качество их проведения и обоснованность выводов.
При планировании расследования взяточничества определяются места и способы обнаружения доказательств. Так, по месту работы и жительства могут быть обнаружены предмет взятки, документы и различные записи, свидетельствующие о заинтересованности взяткополучателя в выполнении либо не выполнении тех или иных действий, а также фиксирующие служебные действия в пользу взяткодателя, преступно нажитое имущество и другие доказательства. По месту жительства и работы взяткодателя и посредника могут быть обнаружены подготовленные к передаче предметы, документы, записи, свидетельствующие о заинтересованности взяткодателя в совершении или не совершении определенных в его интересах; данные, подтверждающие, что посредник выполнял определенные действия по налаживанию контакта между взяткодателем и взяткополучателем, о чем могут свидетельствовать записи их адресов, номеров телефонов, имен и фамилий. Кроме того по месту жительства связей участников взяточничества (родных, знакомых и т. п.) могут быть обнаружены предметы взятки и другие документы, свидетельствующие о даче или получении взятки, и другие доказательства.
В тех случаях, когда правоохранительным органам заранее стало известно о предполагаемом факте передачи взятки (из заявления взяткодателя или другой источник) усилия следователя должны быть направлены на получение передаваемого предмета, так как он служит веским доказательством взятки. Очень важно обеспечить представление суду предмета взятки в том виде и такими способами, которые делают это доказательство относимым, допустимым и бесспорным.
Действия непосредственно по передаче взятки могут совершаться в период личного контакта взяткодателя или без такого. В последнем случае взятка передается через посредников, пересылается по почте, деньги вносятся на счет взяткополучателя, приобретается ценное имущество, нередко на подставных лиц. Встречаются случаи оказания взаимных услуг одновременно и взяткодателем и взяткополучателем. Например, следователь прекращает уголовное дело в ответ на незаконный прием его родственника в учебное заведение.
В тех случаях, когда деятельность субъектов взяточничества носит длящийся или продолжаемый характер, способы совершения преступлений могут варьироваться. Чаще всего они повторяются в своих основных признаках.
Такой элемент способа взяточничества, как сокрытие, включает, прежде всего, действия по маскировке планируемого или совершаемого деяния. Приемы маскировки заключаются в использовании благоприятной обстановки для передачи взятки. Субъекты стремятся использовать такие условия, при которых о совершаемом деянии не станет известно органам расследования или лицам, могущим сообщить о преступлении. Для этого скрываются контакты взяткодателей, взяткополучателей и посредников. Их встречи проводятся без свидетелей или в кругу надежных лиц. Иногда маскируется цель встречи или ее стремятся представить как случайную либо вполне правомерную.
В ситуациях, когда названные действия носят явно незаконный характер, они совершаются в обход лиц, которые могут установить противоправность выполняемой операции. При этом взяткополучатель сам выполняет какие-то действия либо поручает их менее принципиальным сослуживцам. В некоторых случаях, особенно при необходимости выполнения действий явно противоправного характера, взяткополучатели прибегают к фальсификации документов, отражающих незаконные операции. Подобные документы нередко хранятся с нарушением правил, уничтожаются раньше сроков или изымаются из архивов и хранятся в тайниках.
Существуют также и организованные группы взяткодателей с четким распределением ролей. Чаще всего это субъекты, занимающиеся преступной деятельностью, осуществление которой невозможно без систематической передачи взяток, например в сферах контрабандной деятельности и наркобизнеса. Иногда устойчивые группы взяткодателей формируются в коммерческих учреждениях из работающих в должности снабженцев, «толкачей», работников, специализирующихся на оформлении документов, заключении и осуществлении сделок. См: Семашко Н. И. Предотвращение и раскрытие взяточничества, М, 2003, с. 230-234.
Кроме описанной группы существуют преступные объединения взяточников без ярко выраженного разделения функций. В таких случаях одни и те же субъекты выступают в одних эпизодах в качестве вымогателей и получателей взяток, в других как посредники взяточничества. Отношения соучастников в подобных ситуациях также могут строиться на основе равенства или подчиненности одному либо нескольким членам преступной организации.
Особенно трудно приходится при расследовании взяточничества совершенного коррумпированными органами. В большинстве случаев стороны проявляют максимальную бдительность и совершают свои преступные действия по хорошо продуманным и невидным для постороннего взгляда схемам. В этом случае при проведении следственных действий необходимо максимально тщательно относится к каждому хоть малозначимому признаку совершения преступления. При выявлении фактов совершения взяточничества коррумпированными органами надо в первую очередь не ограничиваться единичным фактом преступления, а попытаться выйти и на более ранние преступления, что позволит в дальнейшем выйти на всю преступную группировку, а не ограничиваться лишь первоначальным кругом подозреваемых.