Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 16:16, реферат
Актуальность темы исследования обусловлена многими причинами. Для социологов и психологов важны специфические особенности социальной политики в России 90-х годов, которые повлияли на судьбы детей и подростков. Подрастающее поколение лишилось ориентиров в условиях культурного вакуума. Точнее говоря, провозглашение «частнособственнических» норм поведения, осуждавшихся прежде, привело к сосуществованию взаимоисключающих ценностных ориентиров, одновременно действующих в обществе.
Рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения, которая сводится в основном к следующему:
преобладание «детских» мотивов - совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т.п.;
ситуативность мотивов;
деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж;
больший по сравнению с преступлениями взрослых «веер» мотивов.
Естественно, мотивационная сфера несовершеннолетних не остается неизменной. По мере взросления, накопления преступного опыта происходит сдвиг мотивации. Последний характеризуется исчезновением наивно-детских мотивов, возрастанием удельного веса мотивов, выражающих осознанный конфликт между правонарушителем и окружающими людьми, обществом.
Так, в настоящее время среди мотивов противоправного поведения несовершеннолетних можно выделить такие побуждения, как корысть, жестокость, агрессивность, сексуальные потребности, эгоизм, подражательство, солидарность, самоутверждение, социальная безответственность и легкомыслие, отчуждение от общества и противостояние ему.
Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних играют особую роль при формировании неформальных группировок. Подобное объединение несовершеннолетних - это не только объективная реальность, но и необходимость, суть которой может быть понята, если учитывать существование таких типов культур, как: постфигуративный, означающий, что дети учатся у своих родителей; конфигуративный - дети и взрослые учатся у своих сверстников; префигуративный - взрослые также учатся у своих детей. Поскольку в реальной жизни все эти типы культур действуют одновременно, несовершеннолетние объективно стремятся к объединению, в том числе со своими сверстниками. Для дошкольника наиболее авторитетны родители, для первоклассника - учительница, для юноши - его сверстники.
Среди создаваемых несовершеннолетними групп психологи выделяют просоциальные, социально индифферентные и антисоциальные. При этом группировки с явно асоциальной направленностью объединяют не более 10% молодежи. Оставшиеся 90% - это резерв, который пополняет асоциальные группировки либо противостоит им.
Однако никакая формальная организация не способна охватить все стороны социальной среды, все интересы человека. Чем энергичнее пытаются разрушить порядки, установленные неофициальными правилами, тем они устойчивее.
Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.
Социально-экономические и социально-психологические противоречия перехода к рыночным отношениям привели к глубинной переориентации молодежи с коллективистских духовных ценностей на корыстно-индивидуалистические. За 20 лет выросло целое поколение, которое с малых лет занимается уличной торговлей, охранной деятельностью в сомнительных учреждениях и т.п. Несовершеннолетние, воспитываясь в условиях, когда многие вопросы решались в отсутствие необходимого правового поля, привыкли не соблюдать предписания законов. Более того, у многих их них вошло в привычку постоянно всех обманывать и жить в страхе за собственную жизнь4.
У многих несовершеннолетних появилась, если так можно сказать, «робин-гудовская» психология мести за несправедливость по отношению к ним, которая облегчает для них совершение преступления. Они внутренне не согласны с навязанным им клеймом «социального аутсайдерства». Характерный пример – организованная подростковая преступная группировка А. Короткова, действовавшая в первой половине 90-х годов в Екатеринбурге (к суду было привлечено 24 человека). Участники этого сообщества действовали как по личным, так и по социальным мотивам: формирование нового общества и открытого социального и имущественного неравенства совпало с формированием их как личностей, при этом они воспринимали происходящее как несправедливость. В совмещении с дворовым культом насилия это послужило оправданием совершённых ими разбойных нападений и грабежей, а иногда и убийств. Для грабежа квартир они использовали альпинистское снаряжение, спиртное добывали себе путём угрозы убийством продавцов коммерческих магазинов. Причём Коротков присвоил себе право казнить даже своих приближённых, если только подозревал их в намерении выдать остальных (на суде ему инкриминировалось и то, что он командовал расправой над тремя участниками своей же группировки, в том числе одной женщиной). Группировка действовала дерзко и настолько непрофессионально, что следователи и судьи были поражены, как никто не попался при первых же налётах.
Причины преступности несовершеннолетних можно разделить на две большие группы: 1) связанные с личностными особенностями несовершеннолетних и 2) отражающие недостатки общественного устройства.
Первая группа причин определяется подростковым нигилизмом, когда в душе внешне беспристрастных людей нередко кипят страсти, а за грубостью у юношей скрывается робость; катастрофическим снижением интеллектуального потенциала (до 6% учащихся не в состоянии усвоить школьную программу, 30% - испытывают при этом затруднения, 70% школьников имеют дефектный генотип). Кроме того, следует особо подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, акцентуированных личностей среди граждан - около 40%, а среди несовершеннолетних этот процент еще выше. В результате у несовершеннолетних проявляется рост корыстной и сексуальной агрессивности, хулиганства.
Вторая группа причин охватывает противоречия социального и экономического состояния общества.
Одно из негативных проявлений экономического кризиса - сокращение рабочих мест, приводящее к безработице подростков, в частности, отбывших наказание в воспитательных учреждениях.
Рост безработицы, как известно, в первую очередь, оказывает негативное влияние на молодежь, поскольку именно ей тяжело найти подходящие рабочие места из-за отсутствия надлежащей квалификации и опыта работы. Безработица выступает мощным стимулом формирования криминальной психологии несовершеннолетних.
Базовым институтом социализации подростков является семья. Однако сегодня этот институт находится в кризисе. Характерными негативными особенностями функционирования семьи в России являются: возросшее число нерегистрируемых браков, внебрачная рождаемость, увеличение неполных семей, возросший уровень профессиональной активности женщин, увеличение уровня безнадзорных детей и подростков, увеличение фактов жестокого обращения с детьми.
Особое влияние оказывает и кризис системы образования. С началом радикальных экономических и политических преобразований возникли совершенно новые проблемы, не существовавшие ранее. С одной стороны, с изменением общества нужна модернизация образования с целью обновления его содержания, с другой стороны, все больше коммерциализируется образование как таковое. Это является достаточно негативным признаком, так как ограничения доступа образования оборачиваются для общества серьезными социальными издержками - криминализацией части молодежи, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями. Коммерциализация образования снизила доступность культуры, профессиональных знаний для большинства молодых людей из малоимущих слоев населения, желающих стать специалистами. Очередная реформа школы фактически свелась лишь к созданию элитарных, преимущественно частных учебных заведений, что в определенной мере удовлетворяет образовательные потребности незначительной части населения - людей с высокими доходами, но в еще большей степени способствует социальному расслоению, затрудняет раскрытие способностей подростков из бедных слоев общества.
Одним из негативных условий формирования делинквентного поведения подростков является раннее начало трудовой деятельности. Сегодняшние подростки переживают процесс социализации и приобщения к труду в условиях трансформации социально-экономических отношений. Трансформация в России обусловила применение различных нелегальных форм, в частности связанных с вовлечением безнадзорных подростков в криминальный бизнес5.
В досуговой сфере сегодняшние тенденции связаны в основном с неблагоприятными изменениями, произошедшими в обществе. Досуговая сфера также коммерциализируется. Кроме того, если ранее формированию жизненного интереса и творчества во многом способствовали работа детских кружков, секций, привлечение подростков к работе в оперативных комсомольских отрядах по охране общественного порядка, то сейчас подростки в силу своей безынициативности не посещают подобные заведения (речь идет не только о платных, но и бесплатных кружках, спортивных секциях, которые существуют). По данным экспертных оценок, в результате проведенного автором исследования негативными условиями досуговой сферы являются: работа секций, кружков перестала выполнять свое предназначение - отметили 10 % экспертов; коммерциализацию досуговой сферы - 40 %; проведение досуга в неформальных подростковых группах - 15 %; возросшую безнадзорность и беспризорность - 55 %. Особым фактором, влияющим на формирование делинквентного поведения подростков, является негативное влияние СМИ (характерный пример, объединяющий этот фактор с проблемами социально-имущественными, - появление таких сериалов, как «Барвиха», намеренно навязывающих большинству роль аутсайдеров).
Молодежь, как одна из самых активных групп общества, довольно чутко реагирует на различные социокультурные, экономические и политические изменения, происходящие в обществе. Социализация юного человека, происходящая в семье, школе и окружении, в котором он проводит немало времени, влияет на его поведение и ценностные ориентации, а также на преступное поведение.
Говоря о молодежной преступности, одним из главных вопросов является растущее число повторных преступлений несовершеннолетних и других молодых людей (в возрасте 18-24 лет). При исследовании факторов, влияющих на рецидив преступлений, была замечена следующая тенденция: чем более молод человек, совершающий преступление, тем большая вероятность того, что в будущем он совершит повторное преступление. Эта вероятность еще больше усиливается при анализировании случаев рецидивов преступлений несовершеннолетних, когда юному человеку было вынесено наказание в виде лишения свободы.6
У личности, рано начавшей преступную карьеру, нет начального социального капитала, а приобрести его в местах заключения практически невозможно. Таким образом, растет количество осужденных, имеющих лишь начальное образование, у которых нет семей, а также никакого трудового опыта, не говоря уже о профессиональном обучении. Очевидно, что перечисленные факторы являются одними из главных и помогающих молодому человеку опять приспособиться на свободе, поэтому их отсутствие может означать то, что возможностей у юного человека приспособиться в обществе становится все меньше. Обобщая, нужно отметить, что рецидив преступлений несовершеннолетних подчеркивает неэффективность вынесенного наказания и рост числа повторных преступлений. Поэтому весьма реально, что из-за слабости и неэффективности ресоциализации в местах заключения через несколько лет может возрасти число преступлений. Так же важно отметить другой фактор, влияющий на преступность несовершеннолетних - это незанятость молодежи. Именно упомянутый фактор увеличивает возможность совершения преступления в целых 20 раз. Если число преступлений, совершенных занятыми лицами - учащимися и студентами - в 1998-2008 годы выросло в 1,4 раза, то число преступлений, совершенных неработающими лицами, значительно выше. Сейчас проблему незанятости несовершеннолетних пытаются решить, организуя летние лагеря, турниры по мини-футболу, занятия в выходные дни, однако, как утверждает неофициальная статистика, в это время около 30 тысяч детей не посещают школ. Повторяется ранее упомянутая формула: юный преступник в учреждении лишения свободы: безработный - необразованный либо имеющий начальное образование - не создавший семьи - потерявший социальные связи или не успевший их приобрести - человек, совершивший два, три, четыре преступления. Таким образом, возникает вопрос, что легче: выделять больше средств из бюджета на содержание заключенных и чувствовать себя в безопасности в течение тех нескольких лет, пока человек понесет наказание (поскольку в это время он будет изолирован и не будет представлять опасности для общества) или все же дать ему еще одну возможность, вовлекая социальных работников, психологов, педагогов, родителей. Конечно же, обществу было бы гораздо спокойнее, если бы все те, кто не подчинился его нормам и законам, перевоспитывались и «исправлялись» в исправительно-трудовых колониях. Однако не окажется ли так, что за решеткой окажется около трети всех жителей, потому что почти столько людей так или иначе за год сталкиваются с правоохранительной системой. Поэтому не нужно больших математических способностей, чтобы понять, что через несколько лет легче будет изолировать те несколько тысяч счастливцев от всего оставшегося преступного общества. Очевидно, что одной лишь изоляцией лиц, в особенности несовершеннолетних, всех проблем не решить. Кроме того, мы все громче говорим о демократическом обществе, в котором каждый человек может свободно подниматься по ступеням социального статуса. Именно для молодежи должна быть начерчена линия старта, предоставлены альтернативы реализации действий прежде всего в области просвещения и занятости, чтобы юному человеку было интересно и имело смысл стараться и стремиться к своей цели законным путем.
Нетрудно заметить, что в последнее десятилетие темп жизни стал намного выше, чем прежде. Кроме того, мы живем в период, в научной литературе называемый переходным, или периодом трансформации. В нынешнее время наряду с отрицательными социальными и политическими процессами - растущим алкоголизмом, наркоманией, несоответствии законов злободневным проблемам - меняются и ценностные ориентации общества. Молодежь остро воспринимает эти отрицательные процессы. Эта часть общества с большим трудом противостоит соблазну осуществить свои потребности и требования общества незаконным путем. Можно утверждать, что юный человек в настоящее время часто оказывается в определенном поле напряжения, когда существующие в обществе ценности сталкиваются с неумением несовершеннолетнего обеспечить их для себя. Когда стремления и потребности являются большими, чем возможности, возникает опасность, что в поисках выхода юный человек преступит закон. Все это можно проиллюстрировать простыми примерами: все еще можно утверждать, что в нашем обществе не блекнет цель стремления к богатству, а тем самым и желание быть богатым. Сложная экономическая ситуация в стране, растущая безработица и т.д. все более ограничивают легальные способы достижения этой цели. Как показало социальное исследование, чем более молод заключенный, тем чаще его первое преступление было мотивировано материальными факторами. Т.е., для юноши, которому еще нет 21 года, очень важно иметь достаточное количество денег, так как их недостаток и стремление не отставать от других членов общества побуждает человека к преступлению. Исследование показало, что лица более старшего возраста чаще совершают преступления по неосторожности, случайности, под влиянием друзей. Можно предположить, что молодежь источником успеха своей жизни считает материальное благосостояние. Реализуя образ жизни, созданный ими самими, возникающие трудности они пытаются решать путем нарушения закона.
Кроме вышеперечисленных факторов, влияющих на преступность несовершеннолетних, нужно отметить и отсутствие комплексной, целенаправленной системы социального предупреждения подобных преступлений.
Несовершеннолетние, а также чуть более старшие их друзья составляют самостоятельную социальную группу, членов которой связывают общие права, обязанности, стремления и интересы. От социализации и морали этой группы будут зависеть трансформации будущего общества. Криминологические соображения заставляют интерпретировать преступления несовершеннолетних как специфический вид преступлений. Поэтому и их предупреждение является одним из основных направлений обеспечения правоохраны.
Как известно, в конце XIX — в начале XX в. проблеме внушения, изучению его возможностей и роли в общественной жизни, в воспитании немалое место уделялось в работах Б. Сидиса, И.А. Сикорского, позднее этим занимался В.М. Бехтерев.