Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:17, доклад
На протяжении последнего десятилетия при характеристике складывающейся общественно-политической и экономической ситуации в России с неизменным постоянством констатируется негативный факт активного распространения коррупции и усиления ее внедрения во все сферы жизнедеятельности государства и общества. Коррупция приобрела размах, реально угрожающий безопасности государства, нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости
Малеева Ирина, 381 гр.
Методика расследования преступлений, коррупционной направленности
На протяжении последнего десятилетия при характеристике складывающейся общественно-политической и экономической ситуации в России с неизменным постоянством констатируется негативный факт активного распространения коррупции и усиления ее внедрения во все сферы жизнедеятельности государства и общества. Коррупция приобрела размах, реально угрожающий безопасности государства, нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.
За 2011 год правоохранительными органами России выявлено более 37 тысяч преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. На 17% увеличилось и количество преступлений, совершенных в крупном либо особо крупном размере. К уголовной ответственности привлечено более 10 тысяч должностных лиц, из них треть – за получение взяток.
Общий размер причиненного ущерба по расследованным коррупционным делам, по данным Следственного комитета России, составил около 8 млрд. рублей, из которых возмещены 2 миллиарда. По Алтайскому краю общий размер причинённого ущерба составил 13340 тыс. рублей, размер возмещённого ущерба 1020 тыс. рублей. А если учесть степень латентности коррупционных преступлений, то в действительности эти показатели являются значительно выше. По самым скромным подсчетам ущерб от коррупции по России за 2011 год составил около 25 трлн. рублей.
Вместе с тем, расследование данной категории преступлений осложнено тем, что находится в прямой зависимости от уровня криминалистического обеспечения самого процесса расследования, а также отсутствие системы научных знаний о таких преступлениях. Речь идет о необходимости познания криминалистической характеристики, которая способствует установлению квалифицирующих признаков преступления и конкретизации обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Расследование должностных преступлений коррупционной направленности является одним из самых сложных вопросов криминалистической методики. Достаточно сказать, что коррупционные преступления, включают в себя сразу несколько составов, каждый из которых может рассматриваться и как самостоятельное деяние, и как часть другого преступления, что вызывает существенные затруднения.
В целях выявления проблем
в расследовании данной категории
преступлений, проведено исследование
путём изучения официальных документов;
анализа уголовных дел
Наиболее типичными проблемами, возникающими при расследовании должностных преступлений коррупционной направленности, являются: установление статуса должностного лица, определение круга его полномочий, что вызывает затруднения в отграничении их от иных составов преступлений; отграничение деяний, связанных с использованием служебного положения от деяний, связанных со злоупотреблениями должностными полномочиями. Результаты анализа расследуемых уголовных дел свидетельствуют, что большая часть преступлений коррупционной направленности совершается организованными преступными группами и сообществами, иерархически структурированными, со строго распределенными ролями.
Специфика обстоятельств, подлежащих
доказыванию по должностным преступлениям
коррупционной направленности, определяемая:
1) данными о личности преступника:
должностное лицо, статус которого
закреплен в нормативных
Типичные исходные следственные ситуации по своему характеру являются неблагоприятными. Решение о возбуждении уголовного дела о должностных преступлениях коррупционной направленности принимается в условиях одной из исходных следственных ситуаций: Установлен факт совершения должностного преступления, о котором стало известно:1) из средств массовой информации (3% случаев). 2) из заявления или сообщений учреждений, организаций по результатам ревизий и иных ведомственных проверок (84% случаев). 3) из материалов расследования других преступлений либо по результатам оперативно-розыскных мероприятий (13 % случаев).
В рамках расследования уголовных
дел коррупционной
Выемка и осмотр документов. Документы по делам о должностных преступлениях являются, как правило, основными источниками доказательств, поэтому к их осмотру и выемке следует подходить с особым вниманием. Осмотр документов лучше производить непосредственно в организации. Истребование документов от должностного лица менее эффективно, поскольку оно лишает следователя возможности непосредственно наблюдать место и условия хранения документов, делает возможным их уничтожение или фальсификацию. Необходимые для следователя документы должны быть немедленно подвергнуты выемке. Осмотр документов обычно даёт возможность установить: 1) круг должностных лиц непосредственно отвечающих за конкретный участок работы, на котором совершено преступление; 2) круг служебных обязанностей тих лиц; 3) характер и содержание служебных действий, в связи с которыми и возбуждено уголовное дело. При осмотре документов обращают внимание на соблюдение установленной формы, а также на признаки свидетельствующие о возможных подделках или подлогах. Но помимо того, нельзя забывать и про содержание, которое должно анализироваться и сопоставляться с другими документами, показаниями свидетелей и иными материалами дела.
Допрос свидетелей. Тактические
особенности допроса при
Обыск. Необходимость в производстве обысков возникает по большинству дел о должностных преступлениях. Они должны совершаться как по месту работы должностного лица, так и по месту его жительства. Не исключены также обыски у родственников и близких знакомых, особенно тогда когда есть основание полагать, что у них храниться предметы, ценности и документы, которые мгу иметь значение для уголовного дела. К числу документов подлежащих изъятию при обыске относятся не только служебные бумаги, но и личная переписка, записные книжки, случайные записки и т.д. В настоящее время актуальным было изъятие с сервера документации и личного электронного ящика. Доказательственное значение могут иметь и черновики, по которым составлялись те или иные документы.
После проведения первоначальных следственных действий следователь переходит к выдвижению следственных версий. Они бывают различными. В одних случаях уже в начале расследования известны и субъект преступления и совершенные им преступные действия. В этих условиях строятся версии о мотиве преступления, форме вины и т.д. В других обстоятельствах известны только вредные последствия должностных преступлений – неоправданные финансовые затраты, факты порчи продукции и т.д. В этом случае строятся версии о характере события, о виновных лицах и т.д. Как правило вначале расследования выдвигаются общие версии, направленные на выяснение главного вопроса расследования: действительно ли имело место должностное преступление, причинившее существенный вред. Затем выдвигаются частные версии, направленные на установление причинной связи между правонарушениями и вредными последствиями. Учитывая, что должностные преступления нередко носят неоднократный характер, выдвигаются и опровергаются версии о систематической преступной деятельности привлекаемых к ответственности должностных лиц. Важной версией, подлежащей обязательной проверке, являются предположение связи расследуемого должностного преступления с преступными деяниями иного рода (хищения, приписки и т.д.). Выдвинутые версии служат основой для планирования расследования по уголовному делу. Необходимо сказать, что с учётом специфики и сложности данной категории преступлений план предстоящей работы должен быть максимально детальным, всесторонним и продуманным. Специфическим моментом планирования при расследовании должностных преступлений является составление различных схем, являющихся приложением к плану расследования (схемы преступных связей, взаимоотношение различных организаций, их подразделений и т.д.) Такие схемы помогают образно представить элементы изучаемых явлений, их взаимосвязи и взаимозависимость, более четко и конкретно сформулировать задачи расследования и оптимальные средства их решения.
Вместе с тем, при расследовании должностных преступлений имеют тщательное изучение личности подозреваемых (обвиняемых) и выяснения индивидуальной роли каждого должностного лица в совершении преступления.
Информация о работе Методика расследования преступлений, коррупционной направленности