Методы криминалистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа уголовно-процессуального законодательства РФ, изучить первоначальные и неотложные следственные действия разобрать понятие и криминалистическое значение.
Задачи исследования:
- разобрать сущность первоначальных следственных действий;
- определить понятие неотложных следственных действий;

Содержание

Введение 3
1.Теоретический аспект о первоначальных и неотложных следственных действий. Понятие и криминалистическое значение 5
1.1Сущность первоначальных следственных действий 5
1.2 Понятие неотложные следственные действия 7
2. Анализ практики преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Задание по фабуле преступного деяния 9
2.1 Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. 9
2.2 Задание по фабуле преступного деяния 11
2.3 План расследования происшествия 13
2.4 Стадии расследования уголовного дела 15
2.5 Следствие по версии № 1 17
2.6 План (ЕСП) и (ОРМ) 17
2.7 Вопросы дознания следователя к подозреваемому 18
2.8Пояснения допрошенного 19
2.9 Протокол осмотра места происшествия 20
2.10 Постановление о назночении экспертизы 23
Заключение 24
Список рекомендуемых источников литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

з12111310(т) кур.р. криминалистика.docx

— 52.05 Кб (Скачать файл)

Способ  совершения ДТП (или особенности криминального поведения правонарушителя) в силу специфики этого вида преступления понимается как система, обусловленная объективными и субъективными факторами его действий или бездействия, либо совокупность тех и других факторов, оставляющих различного рода характерные следы, позволяющие ретроспективно воспроизвести кар­тину происшедшего, особенности поведения его участников на различных этапах развития ДТП (например, маскировку ДТП под другое преступление). При расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить следующие обстоятельства.

В нарушении каких правил дорожного движения выразились действия виновного, повлекшие общественно опасные последствия. Надо иметь в виду, что для эксплуатации отдельных категорий •МИШ машин (в особых условиях) издаются спе­циальные наставления по автомобильной службе;2) где, когда, каким образом и при каких обстоя­тельствах произошло ДТП;3) какие последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причи­ненного ущерба);4) наличие причинно-следственной связи между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими по­следствиями;5) какова форма вины каждого участника (преступная небрежность, преступное легкомыслие или умысел);6) кто виноват в совершении преступных наруше­ний правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Субъектом преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством, не­зависимо от наличия права на такую деятельность;7) какие обстоятельства способствовали совершению ДТП. При установлении причин и способствующих условий следователь должен принять меры к их устранению в процессе расследования или после него.2

2.2 Задание по фабуле преступного деяния

 

Местом происшествия является участок  местности, расположенный на девятом  километре Томск – Кемерово.

Участок дороги, на котором обнаружен  труп прямой, проезжая часть покрыта  асфальтом, подъёмов и спусков не имеет. Ширина проезжей части 5м 60 см, обочина 2м 50см. Обочина с обеих сторон покрыта снегом, толщина которого составляет5-6см. видимость 800м температура 12С.

Приметы трупа: на вид 45-50лет мужчина.

Труп лежит на правой обочине  к направлению г. Кемерово, на животе лицом вниз, ногами к середине проезжей части дороги. Голова трупа находится 1м 20см от откоса обочины.

Одет в демисезонное пальто тёмно- синего цвета, и тёмный костюм на ногах имелись мужские полусапожки коричневые застёжка молния. Документов удостоверяющих личность не обнаружено.

На затылочной части головы виднеется  обширное травматическое повреждение. Под головой трупа имеется  лужа крови и частицы веществ  головного мозга. Капли крови  и отдельные частицы головного  мозга веерообразно разбрызганы  на расстоянии 10 метров по правой стороне  от обочины.

Других телесных повреждений и  особых примет при наружном осмотре  обнаружить не представилось возможным.

Для дальнейшего осмотра труп направлен  в морг.

Для отыскания следов преступления был проведён дальнейший осмотр территории, прилегающей к месту обнаружения  трупа.

При осмотре проезжей части обнаружены следы торможения обнаружены следы  торможения  в виде « юза»начинающегося  на расстоянии 14 м и заканчивающиеся  на расстоянии 8 м от ног трупа.

Через 300м от места нахождения трупа  по направлению к г. Кемерово найдены  следы остановки транспорта, о  чём свидетельствуют частицы  грязного цвета и пятна моторного  масла располагающегося на снегу.

Через 800м от обнаружения трупа  отобразились следы транспортного  средства, повернувшего направо в сторону посёлка Кисловка.

При осмотре места происшествия проводилось фотографирование фотоаппаратом  «Зенит-12» на цветную фотоплёнку светочувствительностью 200 единиц, а  также проводилась видеозапись  на видеокамеру «Panasonic M 3000».

С места происшествия изъято:

1.Труп неизвестного мужчины с одеждой. Направлен на исследование в морг.

Следы торможения, обнаруженные около  ног головы трупа, также следы  транспортных средств торможения других транспортных средств торможения обнаруженных вблизи трупа.

Частицы грязного цвета и пятна  моторного масла располагающегося на снегу.

2.3 План расследования происшествия

 

 

Осмотр  транспортных средств (ТС)

 Осмотр  ТС осуществляется также по  нормам ст. ст. 176 - 177 УПК РФ, как  правило, в ходе осмотра места  ДТП. Зачастую осмотр ТС может  производиться повторно.

Данное  следственное действие производится с  целью:

а) выявить  следы, образовавшиеся во время аварии;

б) восстановить механизм происшествия;

в) установить техническое состояние транспортного  средства.

Выявление следов и повреждений на машине часто  не представляет трудностей: они достаточно хорошо видны. Надлежит описать размеры, форму, расположение, их характер, например разбитой фары, подфарника, повреждения  бампера, крыла, лобового стекла, выступающих  частей автомашины. Но словесная характеристика повреждений не дает полного представления  о них, поэтому они должны быть обязательно сфотографированы.

Обнаруженные  на машине следы крови и пальцев  рук (когда не известно, кто управлял автомашиной), частицы мозгового вещества, обрывки одежды - все подобные следы необходимо осмотреть, сфотографировать, закрепить, изъять и процессуально оформить в протоколе осмотра вещественных доказательств.3

Анализ  следов с целью восстановления механизма  ДТП целесообразно проводить  с участием специалиста, автотехника  и криминалиста. После окончания  осмотра иногда целесообразно здесь  же, на месте происшествия, вынести  постановление и вызвать экспертов  для проведения криминалистической и автотехнической экспертиз, с  тем чтобы выяснить механизм образования  следов по взаимному расположению объектов на местности и повреждений на машине (машинах).

Установление  технического состояния транспортных средств требует специальных  познаний. Ввиду этого осмотр производят, как правило, с участием специалиста-автотехника (автоэксперта).

Осмотром  должно быть зафиксировано состояние:

а) тормозной  системы;

б) рулевого управления;

в) шин;

г) осветительных  средств.

Описание  повреждений аварийного происхождения  должно быть конкретным и доступным  для понимания его всеми участниками  процесса, с указанием механизмов и деталей, влияющих на безопасность движения, с приложением фотоснимков  общего вида разрушений и серии узловых  снимков, в том числе и снимков  отдельных агрегатов.

В протоколе  осмотра машины отмечается также  вид и распределение груза  в кузове машины.

Если  водитель, совершив ДТП, скрылся с  места аварии, то в процессе осмотра  приходится решать дополнительные задачи:

1) обнаружить  и зафиксировать доказательства, которые, возможно, придется использовать  при розыске машины, а именно: данные о ширине колес, характере  рисунка протектора, строении осколков  стеклянной арматуры, структуре  масла, капли которого были  обнаружены на месте аварии, виде  вещества, являющегося частью груза,  перевозимого на машине; при помощи  экспертного исследования указанных  объектов можно будет получить  данные о модели машины;

2) получить  сведения о круге лиц, среди  которых следует искать водителя-преступника;

3) обнаружить  и закрепить следы, изъять предметы, позволяющие провести идентификацию  человека (следы рук, ног, части  одежды и т.п.) и машины.

Освидетельствование водителя

Для проверки состояния водителя используют индикаторы, находящиеся в распоряжении сотрудников  ГАИ. Результаты применения индикаторов  не имеют доказательственной силы, так как их реакция не является специфичной. Она может наступить  и по другим причинам (болезни зубов, желудка, принятие лекарств и т.п.). Факт опьянения устанавливается только путем проведения судебно-медицинской  экспертизы, которая и должна быть назначена; особенно при положительной  реакции индикатора.4

 

2.4 Стадии  расследования уголовного дела

 

 

На место дорожно-транспортного происшествия выехала группа в составе следователя, инспектора ГАИ по выезду на ДТП и инспектора дорожно-патрульной службы.

«Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД  в расследовании и раскрытии  преступлений». Важное место играет правильное распределение функций  при осмотре места происшествия.

Инспектор ДПС – обеспечивает сохранность обстановки и следов, происшествия, организует безопасную работу следственной группы и безопасность дорожного движения, устанавливает владельцев транспорта.

Инспектор ГАИ по выезду на ДТП – оказывает помощь следователю в составлении схемы ДТП, опросе участников ДТП, осмотре транспортных средств.

Дежурная часть – немедленно направляет на место ДТП наряд ДПС, организует розыск и преследование скрывшегося автотранспорта. В анализируемом материале уголовного дела была необходимость в розыске и преследовании скрывшегося автотранспорта.

 При производстве первоначальных следственных действий:

материал ДТП после его оформления и регистрации был получен инспектором по дознанию Центрального УВД г., установил наличие состава преступления.

в ходе дальнейшего расследования:

- следователем Кирилов М.Ю. было осуществлено взаимодействие с ЭКУ УВД Томского района путём назначения авто технической экспертизы транспортного средства было  вынесено постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы погибшего, таким образом, было осуществлено взаимодействие с бюро судебно-медицинской экспертизы. В ходе дальнейшего расследования взаимодействие осуществлялось главным образом в целях проверки выдвинутых версий. 5

2.5 Следствие по версии № 1

 

а) отсутствие внимания со стороны водителя., в  результате чего он не заметил своевременно пешехода и несвоевременно затормозил;

  б)  несоответствие скорости движения  транспорта в сложной дорожной  обстановке;

в) соответствие между окружающей обстановкой происшествия, зафиксированной при осмотре  и динамикой происшествия, вытекающей из версии.

а) состояние  опьянения у  погибшего пешехода, при переходе на другую сторону дороги

 б)  отсутствие с его стороны осторожности  при переходе проезжей части дороги;

в) переход им проезжей части дороги в не установленном месте;

 г)  соответствие окружающей обстановки  и динамики происшествия, вытекающего  из данной версии.

 

2.6 План (ЕСП) и (ОРМ)

 

На основе материала, разработан единый согласованный план (ЕСП) следственных действий и оперативно-розыскных  мероприятий (ОРМ), в связи розыскных  мероприятий был найден автомобиль ЗИЛ -130 № 670 ЕВ водителем которого является Афонин Василий Михайлович проживающий  в п. Кисловка, ул Луговая 27.

При осмотре машины были найдены  на правом борту волоски  похожие  как у обнаруженного трупа  мужчины в присутствии понятых  волоски были изъяты и упакованы  в конверт отпечатанный сургучной  печатью.

На металлическом угольнике  закрывающим переднею крышку правого  откидного борта машины на расстоянии 1м 70 см от земли была видна свежая царапина.

 

2.7 Вопросы дознания следователя к подозреваемому

 

Каковы были действия водителя по управлению автомобилем?

-с какой скоростью водитель вел свой автомобиль;

-соответствует ли скорость движения автомобиля, избранная водителем дорожной обстановке;

-подавал ли сигналы, маневрировал ли;

-использовал ли тормозную систему автомобиля и если использовал, то на каком расстоянии от места происшествия;

-была ли необходимость для водителя применять торможение;

-влияло ли экстренное торможение на занос автомобиля;

-имела ли значение при создавшейся аварийной обстановки скорость движения пешехода;

-мог ли водитель в сложной конфликтной дорожной ситуации избежать наезда на неизвестного мужчину.

 И была ли у  Афонина В.М. возможность предотвратить наезд на пешехода.

Каковы действия пешехода и характер его движения?

-в каком направлении начал движение пешеход;

-как он двигался:

-скорость движения;

-было ли его движение равномерным;

-если движение было не равномерным, то какую часть пути он прошёл, а какую преодолел бегом;

-На каком расстоянии от автомобиля пешеход вышел на проезжую часть и попал в поле зрения Афонина В.М..

Не появился ли пешеход на проезжей части из-за стоящего транспорта?

-как реагировал пешеход на окружающую обстановку и её изменения:

как вел себя, услышав сигнал или  звук торможения;

-был ли он осторожен при переходе проезжей части дороги;

-были ли помехи, ограничивающие ему видимость.

 

2.8Пояснения допрошенного

Информация о работе Методы криминалистики