Налоговая преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 11:54, контрольная работа

Краткое описание

При выделении налоговой преступности учитываются особый субъектный состав налоговых правоотношений (финансовые органы, налоговые органы, налоговая милиция (подразделения органов внутренних дел по налоговым преступлениям), налоговые агенты и налогоплательщики) и специфический объект (отношения по поводу исчисления, уплаты налогов (сборов) и осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты).

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

При совершении налоговых преступлений целью, как правило, является снижение размера налогов, подлежащих уплате, или полный отказ от выполнения обязанностей по уплате налогов с последующим удержанием сокрытых денежных средств в личной собственности или обращением в собственность других лиц.

Подобная целевая установка основывается на полном игнорировании общественных интересов. Определяющей следует признать корыстную мотивацию. Лица, совершившие налоговые преступления, в большинстве своем характеризуются завышенным уровнем материальных притязаний, стремлением к приобретению дорогостоящих объектов недвижимости, предметов роскоши и т. п.

Уклонение от уплаты налогов рассматривается ими как один из главных способов достижения указанных целей. Однако известны факты налоговых преступлений, за которыми просматривалась иная личная заинтересованность, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего предприятия, получить средства для модернизации производственного оборудования, погашения кредитов и увеличения оборотных средств.

 

 

 

2. Специфика детерминации и причинности

Процессы детерминации и причинности налоговой преступности не только в значительной степени отличаются от аналогичных процессов, связанных с общеуголовной преступностью, но и имеют свою специфику по сравнению с другими преступными проявлениями в экономической сфере. Налоговая преступность органически взаимосвязана с рыночными отношениями, частной собственностью и предпринимательством.

С ростом числа предприятий, основывающихся на частной форме собственности, возникло острое противоречие между финансовыми интересами государства и общества, с одной стороны, и интересами новых собственников —с другой.

Говоря о причинном комплексе уклонения от уплаты налогов, необходимо в первую очередь выделить в нем следующие обстоятельства: экономические, политические, технические, нравственно-психологические, правовые и организационные.

Нельзя не учитывать, что определенной компетенцией в сфере налогообложения наделен ряд органов государственной власти. Основные экономические причины кризиса, поразившего бюджетную и налоговую системы России, коренятся за пределами последних. К ним, прежде всего, относятся неразвитость производства, сжатие доходного потенциала, перелив рублевой денежной массы в накопление иностранной валюты, вывоз капитала за границу.

Подавляющее большинство отечественных предприятий- налогоплательщиков используют устаревшее оборудование, технологии, испытывают острую нехватку оборотных средств и не могут сбыть свою недостаточно конкурентоспособную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Все это приводит, в первую очередь, к возникновению взаимных неплатежей, а затем и к снижению возможностей уплачивать налоги.

Как правило, для предприятий, оказавшихся вовлеченными в цепь неплатежей, перечисление налогов в полном объеме чревато банкротством, поэтому большинство из них идет по пути неисполнения своих обязанностей перед бюджетом. Именно финансовое положение данных налогоплательщиков достаточно часто является определяющим фактором совершения налоговых преступлений.

Снижение налоговой способности субъектов налогообложения следует расценивать как одну из важных экономических причин уклонения от уплаты налогов.

Это же касается экономически благополучных предприятий, среди которых выделяются торгово-закупочные, посреднические, то в причинном комплексе массового уклонения их владельцев от уплаты налогов определяющее воздействие оказывает социально-психологический фактор. Иные причины экономического характера таятся в самой налоговой системе. Чрезмерно тяжелое налоговое бремя и большое число налогов и сборов, имевшие место до недавнего времени в России, как правило, назывались в числе основных причин массового уклонения от уплаты налогов. Все это создавало ощущение «налоговой удавки».

Важной составляющей комплекса, детерминирующего уклонения от уплаты налогов, следует признать внебанковский оборот наличных денежных средств. В Российской Федерации широко использовались операции как с рублевой, так и с валютной наличностью, не фиксируемой в бухгалтерском учете и отчетности. Внебанковскому обороту денежных средств в значительной степени способствуют фирмы, специализирующиеся на незаконном их обналичивании.

Политические причины уклонения от уплаты налогов бывают связаны с определением приоритетов регулирующей функции налогов. Криминологический анализ причин широкого распространения налоговых правонарушений указывает на значительные изъяны проводимой налоговой политики, направленной прежде всего на осуществление фискальных, а не стимулирующих функций налогообложения. В таких условиях уклонение от уплаты налогов становится естественным способом самозащиты налогоплательщиков. Отмечается прямая зависимость снижения налоговой дисциплины и от общей политической ситуации в стране. В периоды резкого обострения кризиса государственной власти (отставка правительства, угроза роспуска парламента, инициирование процедуры импичмента президента) в России отмечалось резкое снижение собираемости налогов.

Значимы также несовершенство и нестабильность налогового законодательства (правовая составляющая причинного комплекса). К числу организационных причин прежде всего следует отнести недостатки во взаимодействии между органами налогового контроля, органами внутренних дел, другими контролирующими и правоохранительными органами.

Недостаточное развитие получило международное сотрудничество в деле борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями. В последнее время нарушения налогового законодательства все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов. Отсутствие соответствующих соглашений о взаимодействии с фискальными аппаратами большинства государств препятствует проведению расследования фактов уклонения от уплаты налогов, носящих международный характер. Невозможность такого взаимодействия с отдельными странами обусловлена также тем, что в соответствии с их законодательством нарушения налогового законодательства ни при каких обстоятельствах не рассматриваются в качестве преступлений.

С организационными причинами уклонения от налогообложения тесно соприкасаются причины технического характера, в том числе несовершенство форм и методов налогового контроля. Все еще распространены факты наложения налоговыми органами излишних штрафных санкций, незаконного привлечения к административной ответственности, нарушения порядка налогового производства. Выездные и камеральные налоговые проверки не всегда проводятся квалифицированно и глубоко, их результаты нередко оформляются некачественно.

Уклонение от налогообложения в значительной степени обусловлено недостаточной профессиональной компетентностью руководителей и бухгалтерских работников организаций. Отмечаются недостаточно четкое представление о себестоимости продукции, неумение обоснованно ее определять, исчислять налогооблагаемую прибыль, иные объекты налогообложения.

К числу чисто технических причин можно отнести недостатки применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением. Практически только 70% общего товарооборота осуществляется с использованием указанной техники.

Объективные причины, детерминирующие налоговую преступность, тесно взаимосвязаны с субъективными. Последние являются не менее важными, а порой и определяющими в причинном комплексе налоговой преступности. Субъективные причины связаны с негативным нравственно-психологическим фактором. Уклонение от уплаты налогов отечественных налогоплательщиков во многом определяется наличием острых противоречий между интересами государства и общества, с одной стороны, и новых частных собственников —с другой.

Нравственно-психологический фактор налоговой преступности в значительной мере определяется не издержками налогообложения, а общей негативной  нравственно-правовой атмосферой общества, низким уровнем его налоговой культуры, а также стойким отрицательным отношением населения к налоговой системе вообще, доминированием корыстных мотивов в поведении преступников. Отрицательное воздействие на психологический настрой налогоплательщиков, а следовательно, и на их исполнительность оказывают недостатки уголовной политики государства, в частности практика применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за нарушения налогового законодательства. Следует признать, что она не лишена недочетов. Справедливо отмечается, что судебная практика по делам о налоговых преступлениях отличается изрядным либерализмом, особенно при назначении наказания и возмещении ущерба.

Негативный эффект имеют и регулярно проводимые государством амнистии (в том числе налоговая), а также различные реструктуризации и списания недоимок. Подобные действия лишь порождают в сознании налогоплательщиков убеждение, что нарушители налогового законодательства в конечном итоге остаются безнаказанными.

 

3. Общая характеристика особенностей борьбы

с налоговой преступностью

 

Важной составляющей борьбы с налоговой преступностью является информационно-аналитическая деятельность. Всестороннее изучение этого общественно опасного социально-правового явления, возникающего в финансовой сфере, должно послужить для целенаправленной разработки и внедрения комплекса соответствующих профилактических мер.

Главное направление борьбы —предупреждение налоговых преступлений. Учитывая, что обязательные платежи являются не только правовой, но и экономической категорией, к объекту предупреждения налоговой преступности в первую очередь следует отнести процессы, происходящие в экономике, а также социально-психологические процессы. Это, например, отношение налогоплательщиков к финансовым проблемам государства в целом и негативное восприятие ими налогообложения в частности. Стремление уклониться от исполнения своих налоговых обязанностей укоренилось в сознании многих людей. Политические процессы также сказываются на собираемости налогов, однако они в меньшей степени отражают специфику данной предупредительной деятельности, поскольку стабильность власти в той или иной степени положительно сказывается на всех сторонах жизни общества.

Общий объект предупреждения налоговой преступности —это совокупность взаимосвязанных политических, экономических и социально-психологических процессов, препятствующих добросовестному исполнению налогоплательщиками своих налоговых обязанностей. Специфичен и круг конкретных объектов профилактического воздействия. Лицами, способными совершить или уже совершившими преступления, являются прежде всего сами налогоплательщики, а также иные лица, ответственные за исчисление и уплату налогов. К числу последних следует отнести руководителей и главных бухгалтеров организаций, а также налоговых агентов. Число налогоплательщиков —физических лиц велико, вследствие чего необходимо проведение широких профилактических мероприятий.

Субъект предупреждения включает специализированных и неспециализированных субъектов. В числе первых важную роль играют финансовые и налоговые органы, в числе вторых —органы внутренних дел.

Что касается цели, то предупреждение налоговой преступности в первую очередь должно быть направлено на достижение и сохранение тенденции снижения и позитивного изменения ее характера и структуры. Для достижения данной цели необходимо разрешить целый ряд задач, главной из которых является обеспечение защиты финансовых интересов государства и общества. Это, в свою очередь, предполагает:

      выявление, исследование и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению налоговых преступлений;

      предотвращение или пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

      возмещение ущерба, причиняемого налоговыми преступлениями и правонарушениями, т. е. поступление причитающихся государству налогов, пени и штрафов в бюджет в полном объеме;

      выявление лиц, склонных к совершению налоговых преступлений и правонарушений, их исправление и перевоспитание.

К числу мер общего предупреждения, оказывающих положительное влияние на сферу налогов и сборов, можно отнести повышение уровня производства; снижение инфляции; стабилизацию курса национальной валюты; увеличение доходов населения; упорядочение налогообложения.

Меры специально-криминологического предупреждения налоговой преступности прежде всего должны охватывать сферу налогообложения. Вместе с тем, учитывая ее тесную взаимосвязь с другими финансовыми институтами, представляется необходимым распространить соответствующие меры на бюджетную и валютную сферы, а также на сферу денежного обращения.

Специальные профилактические мероприятия должны проводиться преимущественно в общегосударственном масштабе. По содержанию специальные меры борьбы с налоговой преступностью можно подразделить на экономические, политические, правовые, организационно-управленческие, технические и культурно-воспитательные. Только применение всех их в совокупности позволяет говорить о наличии комплексной и действенной системы предупреждения.

К числу специальных экономических мер следует прежде всего отнести направленные на стимулирование легальной предпринимательской деятельности; сокращение объема неучтенной наличности и незаконно вывозимых за рубеж капиталов; «расшивку» неплатежей; увеличение налогового потенциала физических и юридических лиц, снижение уровня налогообложения. Их реализация, безусловно, создаст необходимые экономические предпосылки для своевременной и полной уплаты налогоплательщиками обязательных платежей. Первостепенное значение имеет экономическая обоснованность налогов и сборов, поскольку обязательные платежи не должны быть произвольными. Количество налого-неплательщиков в значительной степени можно было бы снизить, если бы удалось с экономической точки зрения обосновать целесообразность существования каждого налога и размера его ставки.

Политическими по содержанию являются мероприятия, затрагивающие деятельность властных структур в связи с налогообложением. В данном случае существенно изменение налоговой политики. Она должна быть ориентирована на принцип всеобщности, равенства, справедливости, соразмерности, удобности и подвижности налогообложения.

Информация о работе Налоговая преступность