Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Теоретический фундамент криминалистической экспертизы почерка образует теория криминалистической идентификации, психофизиология высшей нервной деятельности человека, данные лингвистики и педагогики, а также понятийный, методический и технический аппарат математики, кибернетики и ряда других наук.
Цель настоящей контрольной работы состоит в определении и изучении общих и частных признаков письма и почерка.
Перед контрольной работой поставлены следующие задачи: дать понятие письма, письменной речи и почерка, выявить общие и частные признаки письменной речи, рассмотреть понятие, классификацию и информационное содержание признаков почерка.

Содержание

Введение 3
1. Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи 5
1.1. Общие признаки письменной речи ___________________________________6
1.2. Частные признаки письменной речи ________________________________ 10
2. Понятие, классификация и информационное содержание признаков почерка __12
Заключение 18
Список использованных источников и литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ криминалистика.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

Криминалистическое исследование рукописей с целью установления их исполнителя (автора) относится к числу наиболее распространенных видов криминалистической почерковедческой экспертизы.

Объектом почерковедческого  исследования является рукопись (тексты, подписи, цифровые или символьные обозначения  и т.п.). Рукописные тексты обычно называют письмом, под которым понимают способ фиксации мысли с помощью графических знаков (обозначений).

В криминалистике под  письмом принято понимать объект исследования, включающий письменную речь и почерк. Процесс обучения письму начинается с простых по исполнению букв, затем переходит к более  сложным графическим обозначениям. В последующем потребность в быстром письме приводит к тому, что у каждого человека складывается свой индивидуальный почерк.

Формирование почерка  предусматривает выработку системы  сложных двигательных навыков, обусловленных  деятельностью центральной нервной системы человека.

Индивидуальность и  постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и  графических навыков позволяют  идентифицировать личности автора и  исполнителя документа.

Определяющими особенностями  письма в отличие от устной речи и других способов фиксации являются закрепление на бумаге или ином материале и передача информации, содержания речи посредством символов, знаков, букв. В письме выделяются две стороны: смысловая (письменная речь) и техническая или графическая (графика исполнения – почерк). Письменная речь – это содержание документа (понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается. Почерк – отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков. При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, то есть как смысловая, так и графическая сторона, хотя при этом решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, по почерку – его исполнитель.

Теоретический фундамент  криминалистической экспертизы почерка образует теория криминалистической идентификации, психофизиология высшей нервной деятельности человека, данные лингвистики и педагогики, а также понятийный, методический и технический аппарат математики, кибернетики и ряда других наук.

Цель настоящей контрольной работы состоит в определении и изучении общих и частных признаков письма и почерка.

Перед контрольной работой поставлены следующие задачи: дать понятие письма, письменной речи и почерка, выявить общие и частные признаки письменной речи, рассмотреть понятие, классификацию и информационное содержание признаков почерка.

 

1. Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи

Письмо является средством  запечатления мыслей человека с помощью  специально разработанных условных обозначений (знаков) с целью передачи их на расстояние и закрепления во времени1.

Освоение письма связано  с развитием двух взаимообусловленных  навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного  навыка почерка, формирующихся, как правило, одновременно.

Письменная речь –  это характерная для пищущего лица совокупность языковых средств  для письменного изложения своих  мыслей, отражающая смысловую сторону  письма.

Почерк – зафиксированная  в рукописи система привычных  движений, в основе формирования которых лежит письменно-двигательный навык (техническая сторона письма).

Криминалистическое исследование письма – раздел криминалистического  исследования документов, включающий систему научных положений и  основанных на них средств, приемов и методов использования и исследования рукописных документов на основе анализа письменной речи и почерка в целях раскрытия, расследования и предотвращения преступлений2.

При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку – его исполнитель.

Возможность установления автора и исполнителя рукописного  текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических навыков. Их проявление в виде идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учением о высшей нервной деятельности человека.

Формирование письма зависит от условий обучения, общественной среды, в которой вращается человек, специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей личности. На устойчивость навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка.

Сохранение привычного стереотипа проявляется и при  попытках преднамеренного искажения  особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального  письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.

Автоматизм письма проявляется  до тех пор, пока оно осуществляется в обычных условиях. Резкое их изменение (физические или психические перегрузки, преднамеренное искажение письменной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированности письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается.

Индивидуальность и  постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и  графических навыков позволяют  идентифицировать личности автора и  исполнителя документа.

Признаки письма подразделяются на:

  • признаки письменной речи;
  • топографические признаки;
  • признаки почерка3.

Под письменной речью  понимается отражение в рукописном изложении психофизических и  интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и  уровень грамотности пишущего.

Объекты криминалистического исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя.

Признаки письменной речи отражают навык владения человеком культурной речью и выражают смысловую сторону письменной речи. Можно выделить общие и частные признаки письменной речи.

 

1.1. Общие признаки  письменной речи

В общественной, производственной, научной и иной деятельности письменная речь несет различную информативную нагрузку. Посредством ее фиксируются и передаются сообщения о фактах, событиях, явлениях, понятиях, идеях, то есть определенный смысл, конкретное содержание мыслей. Вместе с тем, как и любое общественное явление, письменная речь имеет свою форму, в которую облечено ее содержание, языковые средства, материализующие содержащиеся в ней мысли в виде словарного запаса, употребленного в определенных синтаксических конструкциях, в той или иной степени соответствующих нормам литературного языка.

В основе криминалистического  исследования письменной речи лежит  определение особенностей письменно-речевых  навыков.

В силу отражения сложившихся  в центральной нервной системе  условно-рефлекторных связей эти навыковые особенности складываются в индивидуализирующую каждую личность совокупность и могут быть использованы в качестве идентификационных признаков в целях установления автора исследуемого документа. Эти признаки могут выглядеть в виде соответствия нормам, в пределах которых они формировались, в виде отдельных устойчивых отклонений от принятых норм, являющихся следствием слабого развития или отсутствия вообще навыка в определенных нормах.

Общими идентификационными признаками письменной речи являются грамматические, лексические и стилистические особенности письма. Практически, однако, анализу признаков письменной речи предшествует ознакомление с содержанием документа.

Содержание документа – не признак письменной речи, а сама письменная речь, смысл излагаемой информации. Содержание не имеет такой четкой индивидуальности, как языковые средства, которыми оно выражается. Вместе с тем в содержании документа может быть заложена такая фактическая информация, которая окажется полезной при проведении оперативно-розыскных мероприятий. При ознакомлении с содержанием анализируются: а) тема (основной смысл высказывания) и идейная направленность документа; б) сведения фактического характера, известные автору, ссылки на источники и использованные материалы; в) упоминания автора о самом себе, дающие какое-то представление о его личности.

Грамматические  признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Они усваиваются с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией.

Орфографические особенности  письменной речи – это правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова, в роде, падеже, склонениях и спряжениях.

Под синтаксисом криминалисты понимают привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при  письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами и др.

Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для  автора способы расстановки знаков препинания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи.

Авторы документов, как  правило, по-разному пользуются знаками  препинания: одни расставляют их грамотно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил даже в примитивных предложениях.

Привычный способ построения предложений, а также стабильность грамматических ошибок или отсутствие таковых – все это в совокупности с другими особенностями письма способствует идентификации автора письменной речи.

В зависимости от наличия  в документе грамматических ошибок общий уровень грамотности пишущего определяется как низкий, средний  или высокий:

  • низкий – присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера;
  • средний – отсутствие грубых ошибок в простых случаях правописания, но наличие их в сложных;
  • высокий – отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, обоснованная расстановка знаков препинания.

Лексические признаки – это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности их использования пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.

Лексика рассматривается  как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствуют свободное использование синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т.д. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Это:

  • устаревшие слова (архаизмы), например, «чадо», «око»;
  • новые слова (неологизмы), например, «менеджер», «брокер»;
  • историзмы – слова, которыми в прошлом обозначались те или иные понятия, предметы, явления, ныне уже не существующие. Например, «сыск», «волостной писарь», «дыба»;
  • профессионализмы – слова, употребляемые лицами, объединенными по роду своей деятельности. Например, «осмечивать» – составлять сметы;
  • жаргонизмы – слова из лексики определенных социальных групп (воров, бродяг, нищих), отличающиеся от общеупотребимых слов и выражений. Например, «баксы», «ксива»;
  • диалектизмы – слова, характерные для жителей определенного региона. Так, жители Северного Кавказа используют такие слова, как «зараз» – сейчас, «держак» – черенок для вил или лопаты и др.;
  • варваризмы – неправильно употребляемые слова и выражения, заимствованные из какого-либо другого языка. Варваризмы обычны тогда, когда автор пишет на неродном языке;
  • вульгаризмы – слова грубые, нелитературные;
  • идиомы – своеобразные обороты речи, свойственные какому-либо языку и непереводимые дословно на другой язык. Например, «чудеса в решете», «елки-палки».

Фразеология – это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора. Так, обороты типа «сломя голову», «ловить рыбу в мутной воде», «плясать под чужую дудку» можно считать присущими любому русскому человеку, в то время как «геркулесовы столпы», «лебединая песня», «сизифов труд» типичны для лиц образованных и начитанных.

Информация о работе Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи