Осмотр места ДТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Осмотр места происшествия является одним из самых сложных видов следственных действий и имеет огромное значение для расследования преступлений. Небрежное проведение этого следственного действия обычно приводит к невосполнимым утратам следов и вещественных доказательств, поскольку компенсировать пробелы, допущенные при первоначальном осмотре, путем повторного осмотра, как правило, не удается.

Осмотр места происшествия дает возможность решить главные задачи - составить точную картину события и определить механизм происшествия. Успех в решении задачи всестороннего, полного, объективного и быстрого исследования обстоятельств каждого дорожно-транспортного происшествия во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно произведен осмотр места происшествия. От лица, производящего осмотр, требуются достаточно глубокие знания и навыки в области Правил дорожного движения, умение пространственно мыслить, проводить точные измерения и переносить результаты измерений на бумагу.

Содержание

Глава 1 Осмотр места происшествия

1.1 Понятие, цели и задачи ОМП

1.2 Общий и детальный осмотр места происшествия

1.3 Объекты, подлежащие осмотру при ДТП



Глава 2. Следы ТС

2.1 Виды следов

2.2 Изъятие следов



Глава 3. Составление схемы ДТП и составление протокола ОМП

3.1 Схема ДТП

3.2 Протокол ОМП

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

      Все изъятые с места происшествия объекты, в том числе детали транспортных средств, упаковываются отдельно друг от друга, чтобы исключить их случайное взаимодействие между собой при транспортировке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Протокол осмотра места происшествия и схема ДТП

      В протоколе осмотра места происшествия (правила его составления

определены  ст.ст.166 и 180 УПК РФ) должно быть отмечено следующее:

• дата, время совершения дорожно-транспортного происшествия;

• тип дорожного покрытия (асфальт, бетон, грунт, щебень и т. п.);

• состояние проезжей части (сухое, мокрое, снежный накат, гололед и т. п.),

• уклон продольного профиля проезжей части или его отсутствие (горизонтальное, уклон). Если уклон, то необходимо указать в какую сторону и его величину.

• состояние качества поверхности проезжей части на наличие повреждений

 например, наличие ям, выбоин, предметов, затрудняющих движение транспортного средства);

• размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочины, ширина проезжей части и т. п.);

• наличие дорожных знаков, разметки проезжей части, пешеходных переходов, светофоров и т. д.;

• характер следов транспортного средства на проезжей части, их вид, конфигурация, расположение и протяженность по ширине проезжей части (при наличии следов торможения необходимо указать, от каких колес оставлены следы, и длину следа торможения);

• расположение места столкновения относительно элементов дороги (границ

проезжей  части) и начала (окончания) следа торможения.

      В протоколе указывается, производилось  ли фотографирование, составлялись ли схемы, изготавливались ли слепки, способ изъятия поверхностных следов и упаковка изъятых объектов.

      Соответственно, в Справке по ДТП указывается:

• дата, время совершения дорожно-транспортного происшествия;

• тип дорожного покрытия;

• состояние проезжей части;

• наличие уклонов проезжей части;

• состояние качества поверхности проезжей части на наличие повреждений;

• размеры проезжей части;

• наличие и состояние обочины;

• наличие дорожных знаков, разметки проезжей части, пешеходных

переходов, светофоров и т. д.;

• характер действий участников происшествия.

      В ходе осмотра места ДТП наряду с протоколом осмотра (Справки по ДТП) в обязательном порядке должна быть составлена СХЕМА, которая нередко играет наиболее существенную роль при анализе обстановки дорожно-транспортного происшествия.

      Для получения объективных выводов о механизме ДТП, на схеме необходимо показать наиболее важные элементы обстановки ДТП, в частности:

• элементы дорожной инфраструктуры (дорожные знаки, разметка, элементы организации и регулирования движения);

• объекты, имеющие непосредственное отношение к событию, в первую очередь — транспортные средства (их расположение, относительно друг друга и элементов дороги);

• место столкновения или наезда;

• следы колес (торможения, юза, заноса, скольжения, пробуксовки);

• отдельные следы, оставленные на дорожном покрытии в результате происшествия (выбоины, царапины и т. д.);

• границы осыпи грязи, пыли, стекла, частиц лакокрасочных покрытий автомобилей и т.п.;

• следы (потеки, брызги, капли, пятна) эксплуатационных жидкостей автомобилей (масло, охлаждающая жидкость, тормозная жидкость и т. д.);

• отдельные узлы, детали и элементы груза, отделившиеся от автомобиля при

столкновении, и т .д.

      Схема служит для того, чтобы зафиксировать  взаимное расположение наиболее важных объектов на месте ДТП относительно элементов дороги и предполагаемого места столкновения, с изображением на ней проведенных измерений (размеров).

      Схема может быть «черновой» или «чистовой» (составляться на месте ДТП или в помещении), но ее должны подписать все участники осмотра места ДТП, присутствовавшие при осмотре (если это возможно в зависимости от состояния их здоровья) и понятые. При необходимости можно провести повторный осмотр места ДТП, а также в том случае, когда на этом настаивают лица, заинтересованные в исходе дела (потерпевшие, водитель и т. д.), и имеются для этого достаточные основания.

Основное  и обязательное требование к составлению схемы места ДТП – соблюдение размеров объектов, отображаемых на схеме, и их взаиморасположения. Данное требование приобретает особый смысл при невозможности нанесения на схему всех необходимых размерных параметров.

      При выполнении схемы рекомендуется использовать вертикальную и

горизонтальную  опорные (базовые) линии, к которым «привязываются» следы, объекты (в первую очередь транспортные средства) и место столкновения (наезда) на месте ДТП, и от которых производятся необходимые измерения.

Вертикальная опорная линия чаще всего «привязывается» к одному из стационарных (базовых) объектов, расположение которого с большой долей вероятности будет неизменным (угол здания, опора линии электропередач, освещения, километровые указатели, опоры моста и т. п.).

Горизонтальная опорная линия в большинстве случаев совпадает с границей проезжей части, однако, в зависимости от конфигурации проезжей части, может и не совпадать с ней. Для удобства фиксации обстановки на месте ДТП и простановки размеров горизонтальная опорная линия, по возможности, должна располагаться параллельно продольной оси дороги или краю проезжей части. 

Заключение


Информация о работе Осмотр места ДТП