Основные направления деятельности прокурорского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 16:24, реферат

Краткое описание

Развитие правового демократического российского государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная власть обязана при-знавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету

Содержание

Введение 3
§ 1 Предмет, цель, задачи прокурорского надзора 4
§ 2 Принципы прокурорского надзора 7
§ 3 Основные направления деятельности прокурорского надзора 8
Заключение 10
Список использованных нормативных правовых актов и специальной литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

Прокурорский надзор и основные его направления.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Введение

  • Развитие правового демократического российского государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная власть обязана признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету. Признание за Конституцией Российской Федерации (далее - Конституции РФ)1 высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В свою очередь органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблюдать Конституцию РФ и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на прокуратуру.

    Деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов касается практически всех сфер общественных отношений, которые урегулированы нормами права.

     

     

     

     

     

     

    § 1 Предмет, цель, задачи прокурорского надзора

    Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ. Прокурорский надзор понимается как:

    1. специфический вид государственной деятельности;
    2. самостоятельная отрасль права;
    3. учебная дисциплина.

    Во-первых, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер. Во-вторых, прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, как это установлено ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» 2 (далее - ФЗ «О прокуратуре РФ»), осуществляется от имени РФ. В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, говорит о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.

    Прокурорский надзор как учебная дисциплина – часть образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений. По содержанию и структуре состоит из двух частей: Общей и Особенной. Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности.

    Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном ФЗ «О прокуратуре РФ», и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом высшего прокурора. В узком смысле понимаются руководители прокуратур: Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Прокурорские работники - это прокуроры, следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

    Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

    Акт прокурорского реагирования – это решение прокурора, закрепленное в специальном документе, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.

    Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

    Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор. Целями прокуратуры являются:

    1. обеспечение верховенства закона;
    2. обеспечение единства и укрепления законности;
    3. обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
    4. обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

    На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Основным средством достижения целей, определенных ФЗ «О прокуратуре РФ», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.

    Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

    Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации3, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации4).

    Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

    Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

    Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

    § 2 Принципы прокурорского надзора

    Принципы – это законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры. Поскольку прокурорский надзор – это одно из проявлений прокурорской деятельности, то и принципы организации и деятельности прокуратуры выступают одновременно и в качестве принципов прокурорского надзора.

    1. Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему.
    2. Принцип централизации. Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
    3. Принцип законности. Данный принцип проявляется в том, что правовое положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации при осуществлении прокурорского надзора регламентируются соответствующими нормативными актами.
    4. Принцип независимости прокурорских работников. В законодательстве оговорена недопустимость вмешательства в деятельность прокуратуры, воздействия в любой форме на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности.
    5. Принцип политической независимости. Прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.
    6. Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации.

     

    § 3 Основные направления деятельности прокурорского надзора

    В прокурорском надзоре выделяются следующие основные направления (отрасли) прокурорского надзора, нашедшие дальнейшее правовое закрепление в ФЗ «О прокуратуре РФ».

    1. Надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов. Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует отметить чрезвычайную широту предмета надзора. В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, а также законность издаваемых правовых актов.
    2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан.
    3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключительной важностью для каждого гражданина и государства деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее регулирующих.
    4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключенных под стражу. Выделение этой отрасли из единого прокурорского надзора объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступления, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти законы. Режим законности распространяется не только на дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры наказания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законодательством, прежде всего нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации5. Соблюдение администрацией органов и учреждений, применяющих назначенное судом наказание, этих прав и свобод лиц, отбывающих наказание или меры принудительного характера, не менее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан. Вот почему в условиях строительства правового государства прокурорский надзор в этом направлении приобретает особо актуальное значение, ибо отражает политику государства в рассматриваемой сфере общественных отношений.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

    Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранительная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, чтобы она приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

    Прокурорский надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленных на устранение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

     

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • Список использованных нормативных правовых актов и специальной

  • литературы

    1. Нормативные правовые акты
    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. – Ст. 4398.
    1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от  14.11.2002 № 138 – ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 46. – Ст. 4532.
    2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174 – ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. 1). – Ст. 4921.
    3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 47. – Ст. 4472.
    1. Специальная литература
    1. Беленков р. А., Правоохранительные органы (конспект лекций) – М.: Приориздат, 2003.
    2. Божьев В.П., Правоохранительные органы России: учебник для бакалавров / под ред. В.П. Божьева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 367 с.
    3. Гриненко А. В., Правоохранительные органы Российской Федерации / А.В. Гриненко, Ю.С. Жариков. – 4-e изд., перераб. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 256 с. – Режим доступа: http://znanium.com.
    4. Гуценко К.Ф., Правоохранительные органы: учебник для юридических вузов и факультетов / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев; под ред. К. Ф. Гуценко. – М.: Изд-во «Зерцало», 2007. – 440 с.
    5. Лонь С. Л., Правоохранительные органы: учебник. – 4-е изд., испр. и доп. / отв. ред. С. Л. Лонь. – Томск: Изд-во НТЛ, 2011. – 552 с.
    6. Поляков М. П., Прокурорский надзор: конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – 165 с.
    7. Романовский Г. Б., Правоохранительные органы: учеб. пособие / Г. Б. Романовский, О. В. Романовская. – М.: ИД РИОР, 2009. – 310 с. – Режим доступа: http://znanium.com
    8. Российская газета. Режим доступа: http://www.rg.ru

    Информация о работе Основные направления деятельности прокурорского надзора