Особенности расследования преступлений с участием иностранных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 23:22, доклад

Краткое описание

Одной из особенностей расследования с участием иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом (неприкосновенностью), является то, что в соответствии с ч.2 ст.3 УПК РФ все процессуальные действия с участием таких лиц производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство процессуальных действий испрашивается через МИД РФ. Таким образом, до обращения иностранных граждан с просьбой об участии в производстве процессуальных действий либо до получения через МИД РФ согласия на их участие, следует выполнять неотложные следственные и иные процессуальные действия, не затрагивающие дипломатического иммунитета.

Вложенные файлы: 1 файл

криминалистика.docx

— 20.03 Кб (Скачать файл)

Особенности расследования преступлений с участием иностранных граждан

Расследование уголовных дел с участием иностранных граждан имеет ряд особенностей в связи с наличием или отсутствием у иностранных граждан дипломатического или иного иммунитета.

Одной из особенностей расследования с участием иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом (неприкосновенностью), является то, что в соответствии с ч.2 ст.3 УПК РФ все процессуальные действия с участием таких лиц производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство процессуальных действий испрашивается через МИД РФ. Таким образом, до обращения иностранных граждан с просьбой об участии в производстве процессуальных действий либо до получения через МИД РФ согласия на их участие, следует выполнять неотложные следственные и иные процессуальные действия, не затрагивающие дипломатического иммунитета.

  Согласно Положению о дипломатических  и консульских представительствах  такие лица не обязаны давать  показания в качестве свидетелей, а в случае их согласия дать  показания - не обязаны для этого  являться в судебные или следственные  органы.

Этим правом заинтересованные лица достаточно широко пользуются. Из лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, в 1998-2003 годах лишь около 50% пожелали принять участие в процессуальных действиях.

 

В уголовно-процессуальном законе не установлена форма обращения лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, с просьбой допустить их к участию в следственных и иных процессуальных действиях, производимых по уголовному делу, возбужденному в связи с обнаружением признаков преступления, совершенного лицом, обладающим дипломатическим иммунитетом.

В связи с этим что при получении согласия иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, на производство следственного действия необходимо разъяснить ему последствия такого согласия. А именно, в этом случае данное лицо приобретает такой же правовой статус, как и иностранный гражданин, не обладающий иммунитетом, т.е. наделяется правами и обязанностями, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, для данного участника процесса, но с некоторыми исключениями, определенными в международно-правовых актах (например, отсутствие обязанности являться на допрос к месту производства предварительного расследования, отсутствие уголовной ответственности за дачу ложных показаний). В этом случае протокол следственного действия будет иметь доказательственное значение. Кроме того, существует необходимость заручаться согласием лица, обладающего иммунитетом, на производство с его участием ряда процессуальных действий.

 

В случае наличия у иностранного гражданина абсолютного иммунитета от уголовной юрисдикции РФ, оно не может быть наделено каким-либо процессуальным статусом без его согласия и соответственно без согласия аккредитующего государства.

 

Очевидно, что невозможность принудительного привлечения данной категории лиц затрудняет производство по уголовному делу, отрицательно влияет на сроки возбуждения уголовных дел и их расследования.

 

Другой особенностью расследования уголовных дел с участием иностранных граждан является также то, что в соответствии с нормами международного права помещения дипломатических представительств неприкосновенны. Доступ в них возможен лишь с согласия главы дипломатического представительства.

 

Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое, находящееся в них имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.

В ст.3 УПК РФ, где установлены следующие правила: "Процессуальные действия в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел РФ".

 

В законодательстве РФ не устанавливается особый порядок производства других следственных действий в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а, следовательно, они производятся в общем порядке, предусмотренном УПК РФ, однако с применением условий ст.3 УПК РФ.

В соглашениях между Правительством РФ и международными организациями, имеющими представительства на территории РФ, установлена неприкосновенность консульских помещений и представительства ряда международных организаций.

 

Под консульскими помещениями понимаются используемые для целей консульского учреждения здание или части зданий, включая резиденцию главы учреждения, и обслуживающий земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них.

 

Как уже было отмечено, дипломатические представители и консульские служащие не обязаны давать свидетельские показания. В том случае, если консульский служащий согласился дать свидетельские показания, то следует выяснить, как в международном праве решается вопрос о месте допроса.

 

Предварительное расследование имеет некоторые особенности и тогда, когда в нём принимают участие иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим или иным иммунитетом. При этом особенности могут быть обусловлены как процессуальным положением иностранных граждан, так и местом их пребывания во время предварительного расследования.

 

Иностранные граждане, находящиеся во время производства по уголовному делу на территории РФ, вызываются в органы предварительного расследования РФ по правилам, установленным в УПК РФ.

 

Иностранные граждане, на территории государств-участников Европейской конвенции могут быть вызваны в органы предварительного расследования РФ в качестве свидетелей, экспертов и обвиняемых в порядке, установленном ст. ст.7-12, 14-15 названной Конвенции. При этом следует иметь в виду, что государствами-участниками Европейской конвенции являются Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Дания, ФРГ, Греция, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвийская Республика, Литовская Республика, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Республика Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстонская Республика.

 

Иностранные граждане, находящиеся на территории СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) могут быть вызваны в органы уголовной юстиции РФ в качестве свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей и экспертов по правилам, установленным в ст.7-11 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция)

 

Граждане, находящиеся на территории иных государств могут быть вызваны в органы предварительного расследования РФ в том случае, если между РФ и соответствующим государством заключен договор об оказании правовой помощи, в том числе и по уголовным делам.

 

Процессуальной формой вызова иностранных граждан в органы уголовной юстиции РФ является просьба о взаимной помощи или поручение об оказании правовой помощи, направляемые органам уголовной юстиции соответствующих государств.

 

К просьбе о взаимной помощи или к поручению прилагается повестка или судебное постановление или вызов обвиняемому, свидетелю, потерпевшему, эксперту и другим лицам. При этом вызов или повестка не должны содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки.

Просьба о взаимной помощи вместе с повесткой направляется в юридические органы соответствующего государства в порядке, установленном нормами международного права.

 

Передача просьб о помощи в проведении расследований до предъявления обвинения может осуществляться непосредственно между юридическими органами (п.3).

 

Некоторую сложность представляет решение вопроса о том, на каком языке следует направлять просьбу. (например, направляемые в РФ запросы о правовой помощи должны сопровождаться переводами на русский язык).

 

Таким образом, принимая решение о направлении просьбы о взаимной помощи, следует выяснить, каким образом был решён вопрос о языке таких просьб тем государством, юридическим органам которого она должна быть направлена.

 

Поручение об оказании правовой помощи должно быть подписано и скреплено гербовой печатью органа предварительного расследования РФ.

 

Направляя просьбу (поручение) о вручении повестки, следует учитывать то, что в международно-правовых актах, могут быть установлены сроки передачи просьбы (поручения). Это время не может превышать 50 дней. Это время учитывается при определении даты явки и при передаче повестки".РФ воспользовалась таким правом и заявила о необходимости передачи поручения о вручении повестки о явке лица не менее чем за 50 дней до установленной даты явки лица.

 

В некоторых договорах установлено право иностранных граждан, вызываемых в юридические органы РФ на возмещение расходов, связанных с проездом и пребыванием на территории РФ, а также на возмещение неполученной з/п за дни отвлечения от работы, а эксперты, кроме того, имеют право на вознаграждение за проведение экспертизы. Соответственно, в вызове должно быть указано, на какие виды выплат имеют право вызванные лица; по их ходатайству органы предварительного расследования РФ, от которых исходит вызов, выплачивают аванс на покрытие соответствующих расходов

 

Допрос явившегося по повестке иностранного гражданина производится по правилам, установленным УПК РФ, за некоторыми исключениями. В частности, свидетели, потерпевшие и эксперты не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний либо за дачу заведомо ложного заключения.

Это обусловлено тем, что такие лица не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их показаниями или заключениями в качестве экспертов.

 

Органы предварительного расследования РФ могут направлять юридическим органам соответствующих государств поручения: о допросе граждан в качестве обвиняемых и свидетелей; о признании граждан потерпевшими и допросе их в качестве потерпевших; о получении от граждан предметов и документов с последующей их передачей органам предварительного расследования РФ; о производстве осмотров и др. Однако, при этом следует иметь в виду, что в международно-правовых документах установлен различный объем правовой помощи.

 

Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением принимаются на территории других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов".

Правило распространяется на документы, составленные гражданами, если их подпись засвидетельствована по правилам, установленным на территории соответствующей Договаривающейся Стороны.

 

В международно-правовых документах иногда содержатся оговорки, связанные с выполнением определённых просьб об оказании правовой помощи.

Любая Договаривающаяся Сторона может оставить за собой право исполнять поручения в отношении обыска или наложения ареста на имущество при соблюдении одного или нескольких из следующих условий:

а) преступление, с которым связано поручение, наказуемо как по закону запрашивающей Стороны, так и по закону запрашиваемой Стороны;

b) преступление, с которым связано поручение, является в запрашиваемой стране преступлением, в связи с которым предусматривается выдача;

c) исполнение поручения не противоречит законодательству запрашиваемой Стороны. Когда Договаривающаяся Сторона делает заявление любая другая Сторона может применить правило взаимности".

 

Ратифицируя названную Конвенцию, РФ заявила следующее: " РФ оставляет за собой право исполнять поручения по проведению обыска или наложении ареста на имущество только при соблюдении условий, предусмотренных в подпунктах "а", "b" и "с".

  Отсюда следует, что другие государства  участники данной Конвенции могут  применить такое же правило  в отношении поручений органов  предварительного расследования  РФ.

 

В Европейской конвенции установлены особенности исполнения поручения о вызове в качестве свидетеля или для очной ставки лица, находящегося под стражей. Согласно п.1 данной статьи такое лицо "временно передаётся на территорию, где должно состояться рассмотрение дела, при условии, что оно будет отправлено обратно в сроки, указанные запрашиваемой Стороной, и при соблюдении положений Статьи 12 в той мере, в какой они применимы.

 

В передаче может быть отказано:

а) если лицо, находящееся под стражей, не даёт на это согласия;

b) если его присутствие необходимо для уголовного судопроизводства, осуществляемого на территории запрашиваемой Стороны;

с) если передача может продлить его содержание под стражей;

d) если есть другие веские основания не передавать его на территорию запрашивающей Стороны.


Информация о работе Особенности расследования преступлений с участием иностранных граждан