Преступное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 03:27, контрольная работа

Краткое описание

При криминологическом анализе причин совершения преступления важно учитывать роль социально-психологического механизма поведения личности. Под таким механизмом понимается последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный. Этот процесс чрезвычайно сложен, он затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с внешней средой.

Содержание

Введение 2
Преступное поведение 3
1.1. Понятие и общая характеристика механизма преступного поведения…...3
1.2. Психологическая характеристика преступного поведения. 5
1.3. Предпосылки преступного поведения 13
1.4. Стадии механизма преступного поведения 15
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Криминалогия(готовая).docx

— 56.33 Кб (Скачать файл)

Исследователи выделяют следующие  аспекты отчуждения личности, значимые для понимания социально-психологических  причин преступного поведения.

1) Отчуждение затрудняет  усвоение человеком социальных  норм, регулирующих поведение. Поскольку  эти нормы не усвоены личностью,  не стали составной частью  ее внутреннего мира, они являются  для нее "чужими", не обязательными  для исполнения. Не случайно многие  преступники не понимают, за что,  собственно, их наказали, хотя знают,  какой закон нарушили. Отсюда  их несогла-сие с наказанием, что  резко снижает его воспитательное  воздей-ствие.

2) Отчуждение личности  в раннем детском возрасте  вследст-вие невыполнения семьей  своей основной функции -- включения  ребенка в структуру общества  по механизму подражания родите-лям  -- может заложить основы асоциальной  личности, изолиро-ванной от социально-позитивной  микросреды - семьи, учебных и  трудовых коллективов, других  малых групп. При отсутствии ком-пенсирующего воспитания это может привести к дезадаптивному противоправному поведению, во многом провоцируя рецидив пре-ступлений.

3) Отчуждение личности  может приводить к формированию  у нее устойчивой антисоциальной  установки, проявляемой в негатив-ном  или даже враждебном отношении  к среде, что по механизму  проекции способно провоцировать  у таких лиц агрессивное пове-дение.

 

4) Отчуждение человека, изоляция  от социально-позитивной микросреды  побуждает его к поиску микросреды, где он мог бы найти признание  и поддержку. Такой микросредой  являются груп-пы антиобщественной  направленности, состоящие из таких  же от-чужденных и дезадаптированных  личностей. Длительное нахожде-ние  в таких группах приводит к  криминализации личности с после-дующей  ее деградацией.

5) Разрыв связей человека  с нормальной микросредой приво-дит  к нарушению социального контроля, несоблюдению установ-ленных норм  поведения. Длительное пребывание  в антисоциальной группе, являющейся  для человека референтной, формирует  чрезмерную привязанность его  к данной группе, идентификацию  с ней, готовность совершить  любое групповое преступление.

6) Изоляция, обособление  от других, уход в себя оборачивается  нравственным оскудением, отсутствием  эмпатии, т. е. способно-сти  чувствовать, переживать эмоциональные  состояния другого человека, сопереживать  ему, что содействует совершению  особенно тяжких насильственных  преступлений. Как показывают исследования, наиболее отчужденными являются  бродяги, а среди них - алкоголики. Другая категория отчужденных  - осужденные к длительным срокам лишения свободы6. (Многие из них раньше были достаточно хорошо адаптированы к обществу, но за время пребывания в местах лишения свободы способность к адаптации значительно утрачивается).

Итак, как видно из вышесказанного, отчуждение может рассматриваться  в качестве причины преступного  поведения. Хотя оно не обязательно  ведет к совершению преступлений, но формирует общую нежелательную  направленность личности, ее бессознательные  установку, предопределяющие уголовно наказуемые формы реагирования на конкретные конфликты.

1.4. Стадии механизма  преступного поведения

 

При криминологическом анализе  причин совершения преступления важно  учитывать роль социально-психологического механизма поведения личности. Под  таким механизмом понимается последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный. Этот процесс чрезвычайно сложен, он затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с  внешней средой.

Центральным звеном в причинной  цепочке поведения является мотив. В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности. Именно через призму потребностей воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности  являются продуктом связи человека с внешней средой. По мере того как  потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес в свою очередь становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Он получает соответствующую эмоциональную окраску в различных чувственных проявлениях (радость, огорчение, раздражение и т.д.).

Выбор путей и средств  удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность  субъекту осуществить мотивационный  выбор, который проявляется в  формировании конкретной цели. Последняя  выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение. Цель избирается в результате взаимодействия по меньшей мере трех факторов: мотива, жизненной установки личности и  образа конкретной ситуации, в которой  происходит событие.

Дальнейшее взаимодействие различных психологических процессов  постепенно приводит к формированию конкретных намерений и поведенческих  решений, планов реализации преступного  поведения. План конкретизирует и детализируют цель и, в частности, включает представления  о средствах ее достижения, месте  и времени совершения преступления и других важных с точки зрения достижения преступного результата условиях. Осмысливание плана предполагает сложное взаимодействие всех психических  свойств человека (памяти, способностей, эмоций, восприятия и др.). Немаловажную роль при этом играет прошлый опыт, который позволяет в определенной мере предвидеть результаты собственных  действий и их последствия.

Существенным элементом  механизма поведения является воля. Под нею понимается сознательное регулирование человеком своих  действий и поступков, требующих  преодоления внутренних и внешних трудностей7. Волевой акт характеризуется количеством энергии, затрачиваемой на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Без него все указанные элементы механизма поведения могут не сработать, и преступление не будет совершено. Волевые свойства личности проявляются в ее целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности и др.

Завершается причинная цепочка  реализаций принятого решения о  совершении преступления в конкретном преступном деянии.

Важно заметить, что все  указанные звенья причинной цепочки  содержат большие возможности профилактического  характера. В первую очередь это  относится к надлежащему нравственному  формированию личности, выработке у  нее социально оправданных потребностей и интересов, оказанию позитивного  воздействия на конкретное лицо с  тем, чтобы сформировать у него умение регулировать свои действия в социально  полезном направлении и согласовывать  свои личные интересы с общественными. В решении этой задачи важная роль принадлежит правоохранительным органам.

 

Заключение

 

Таким образом, совершение конкретного  преступления является результатом  взаимодействия образовавшихся под  воздействием неблагоприятных жизненных  условий негативных, нравственно-психологических  свойств личности и внешних объективных  обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию.На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом. На уровне конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная мотивация реализуется в действительность

Центральным звеном в причинной  цепочке поведения является мотив. В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности. Именно через призму потребностей воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности  являются продуктом связи человека с внешней средой. По мере того как  потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес в свою очередь становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Любая криминогенная  ситуация по своему содержанию объективна, включает особенности объекта и  предмета посягательства, его время  и место, климатические и иные условия. Элементами такой ситуации могут быть и обстоятельства,способствующие совершению преступления. Такие обстоятельства выступают в качестве не причин, а условий совершения конкретных преступлений.Будучи объективной, криминогенная ситуация имеет и своеобразный субъективный характер, воспринимается как таковая конкретной личностью. При этом такое восприятие зависит от нравственно-психологических качеств личности, определяющих ее негативное либо позитивное поведение в сложившихся условиях, в конкретной криминогенной ситуации.

Список испульзуемой литературы

 

1. Долговая А.И. Криминология: Учебник. М.: Просвещение, 2007.

2. Есберген Алауханов Криминология. Учебник. Алмата, Норма, 2008.

3. Кудрявцев В.Е. Криминология. Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2005.

4. Кудрявцев В.Н., Механизм преступного поведения пособие. М., Эксмо, 2008г.

5. Леонов А.Е. Нестеров А.М. Криминология. Учебное пособие от теории до практики. М.: Лист, 2006.

6. Сахаров А.Б., Саркисов Г.С. Проблема преступности в современных условиях. М.: Проспект, Просвещение,2008.

7. Четвериков В.С. Криминология. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2007.

8. Шмелев Е.Е. Отдельные вопросы криминологии. СПб.: Норма, 2000.

9. Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика. Управление: Учеб. пособие. Горький ,Норма , 2005.

10. Баев О.Я. Основы криминалистики. М.,Ахил, 2001.

11. Баев О.Я., Баева Н.Б. Реализация преступлений. Ташкент,М., Эксмо, 2004.

12. Варчук Т.В. Криминология: учебное пособие. М.,Юристъ, 2002.

13. Карпец И.И. "Преступность". - М. 2001

14. Криминалистика/под ред. А.Ф. Волынского. М.,Просвещение, 2008.

15. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. Е.Ф. Эминова. - М., 2002.

Задание 1

Следователь получил сообщение  о наезде грузового автомобиля на ребенка, последний от полученных травм  скончался на месте происшествия. Водитель не оказав помощи потерпевшему, скрылся.

Вопрос1

В чем заключается подготовительный этап места происшествия?

Следственный  осмотр – это процессуальное действие, предусмотренное статьями 176-178 УПК  РФ, состоящее в непосредственном наблюдении, обнаружении, восприятии, закреплении и анализе следователем различных материальных объектов и следов на них, которые могут иметь отношение к делу, их признаков, состояния, свойств и взаиморасположения. Решая вопрос о необходимости производства осмотра, и в частности осмотра места происшествия, следователь всегда исходит из конкретных обстоятельств дела. Цель следственного осмотра заключается в том, чтобы получить доказательства, способствующие раскрытию и расследованию преступления.. Осмотр также позволяет следователю полнее ознакомиться с обстановкой места события, глубже понять сущность расследуемого преступления. Существует несколько классификаций видов следственного осмотра. Так, по объекту различаются: осмотр места происшествия; первоначальный наружный осмотр трупа на месте его обнаружения (или просто осмотр трупа); осмотр предметов; осмотр документов; осмотр животных; осмотр помещений и участков местности, не являющихся местом происшествия.          Осмотр места происшествия является в большинстве случаев неотложным следственным действием. В необходимых случаях закон разрешает проводить его даже до возбуждения уголовного дела. Такое исключение для данного следственного действия законодателем сделано потому, что нередко только благодаря осмотру места происшествия можно установить наличие признаков преступления и принять решение о возбуждении уголовного дела.

Подготовительные  мероприятия к осмотру места  происшествия включают постоянную готовность к месту выезда, подготовку к осмотру после того как получено сообщение о происшествии.

Подготовка  к осмотру места происшествия складывается из двух этапов: до выезда на место происшествия и по прибытии на него. Получив сообщение о происшествии, следователь еще до выезда на место  выясняет у лица, сделавшего сообщение (дежурного по органу, представителя  администрации, потерпевшего), что конкретно  произошло, время и место его  совершения, возможные последствия. Эти данные необходимы для решения  ряда организационных вопросов. В  дальнейшем следователь принимает  меры по формированию следственно-оперативной  группы. С учетом обстоятельств дела в нее могут включаться: специалист-криминалист, судебный медик или иной специалист, оперативный работник уголовного розыска, оперативный работник отдела по борьбе с экономическими преступлениями, работник ГАИ, участковый инспектор, кинолог, другие работники правоохранительных органов (прокурор, руководитель органа внутренних дел). Если место происшествия находится  в безлюдном месте, следователь  должен взять с собой и понятых. Чтобы формирование следственно-оперативной  группы происходило в сжатые сроки, следователь всегда должен иметь  у себя списки, адреса и телефоны лиц, которые могут быть вызваны  для участия в осмотре места  происшествия. Во многих правоохранительных органах у следователя и дежурного  по органу имеются заранее подготовленные пофамильные списки следственно-оперативных  групп для выезда на места происшествий определены категорий преступлений: краж, грабежей и разбоев, убийств, поджогов, дорожно-транспортных происшествий и  др. Это облегчает и ускоряет формирование следственно-оперативных групп и  положительно сказывается на расследование  поскольку включенные в такие  группы лица имеют опыт работы в  раскрытии преступлений данного  вида. Перед выездом на место происшествия следователь еще раз проверяет укомлектованность чемодана для осмотра места происшествия, фотосумки и берет их с собой. По прибытии на место происшествия следователь в порядке подготовки к его осмотру выясняет, были ли предприняты меры к сохранению обстановки и дает распоряжение работникам милиции об удалении посторонних. Затем он принимает меры к выявлению свидетелей-очевидцев и совместно с работником органа дознания выясняет у них приметы преступников и транспортных средств, которыми они пользовались, направление, откуда они появились и куда скрылись. При отсутствии свидетелей-очевидцев данные о преступниках устанавливаются с помощью специалиста-криминалиста по следам рук, обуви, взлома, транспортных средств, а также при осмотре оставленных или утерянных личных вещей. Собрав необходимую информацию, следователь дает распоряжение работнику органа дознания и кинологу об осуществлении розыска по "горячим следам". Следующая задача следователя состоит в том, чтобы по возможности полнее выяснить у потерпевшего, представителей администрации предприятия, свидетелей обстоятельства происшествия: кто первый обнаружил случившееся, сколько времени прошло с момента обнаружения происшествия до прибытия следователя, какие изменения внесли преступники в обстановку, каких предметов они могли касаться, что они оставили на месте происшествия, какие ценности похитили. Если заявители до прихода следователя внесли в обстановку какие-то изменения, то выясняется, чем это было вызвано и что конкретно было изменено. Получив из бесед со свидетелями представление о расследуемом событии, следователь приступает непосредственно к осмотру. Он состоит из трех стадий: общего осмотра; детального осмотра и заключительной стадии осмотра. На стадии общие осмотра следователь ориентируется относительно окружающей обстановки, выясняет, какие жилые и иные строения, увеселительные места, транспортные магистрали находятся поблизости.

Информация о работе Преступное поведение