Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:36, контрольная работа
Актуальность исследуемой в работе темы обусловлена характером социальных процессов, происходящих сегодня в России. Перемены последних лет, имеющие место во всех областях общественной жизни страны, породили в государстве состояние неустроенности и дискомфорта, что с особой силой сказывается на подрастающем поколении. Изменения в политической и духовной сферах выявили ослабление авторитета государственных и правоохранительных органов, рост насилия, снижение воздействия социальных институтов на воспитание несовершеннолетних. Произошло полное разрушение системы прежних идеалов, при этом формирование новых еще не завершено.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………...……………………………..………….. 3
1. Криминологические особенности преступности несовершеннолетних ……….. 5
2. Причины и условия преступности несовершеннолетних …………………....… 11
3. Предупреждение преступности несовершеннолетних ………………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………..…… 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
3. Предупреждение (профилактика) преступности несовершеннолетних
На основании анализа литературы и законных актов можно выделить следующие определения профилактики:
- использование совокупности
мер разработанных для того, чтобы
предотвратить возникновение и
развитие каких-либо
- в системе реабилитации,
профилактика связана с
- научно обоснованные
и своевременно
В литературе выделяется несколько уровней профилактической деятельности:
- решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей;
- меры по педагогической ориентации инфраструктуры микро социума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека;
- индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.
В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на:
- создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
- осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;
- обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.)
Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Так как профилактика по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. На уровне ранних проявлений склонности к совершению правонарушений профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микро социума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.
Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.
К осуществлению вторичной
профилактики активно привлекаются
КДН - комиссии по делам несовершеннолетних
(отделы при администрациях органов
исполнительной власти соответствующего
уровня) и ИДН - инспектора по делам
несовершеннолетних, социальные педагоги
и психологи школы (при условии,
что ребенок продолжает ее посещение),
родители (при условии сохранности
контакта между ними и ребенком),
а также система приютов для
несовершеннолетних (в системе образования
и соцзащиты) в случае ухода ребенка
из дома. Содержанием деятельности
КДН является наложение административных
взысканий и материальных штрафов
на родителей, не занимающихся воспитанием
собственных детей, а также оказание
морально-нравственного
Третичная профилактика - комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования.
На уровне этом уровне к профилактике привлекаются учреждения системы исполнения наказаний (спецшколы, спец училища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции которой законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.
Первые два подхода
можно отнести к общей
Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.
Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика подросткового суицида и т.п.
В современной интегрированной модели социально-педагогической деятельности школы по ранней профилактики праовнарушений несовершеннолетних, ключевыми концептуальными положениями являются следующие:
- центром социально-педагогической системы образования является личность ребенка, на которую направлено семейное воспитание и общественная забота;
- социально-педагогическая деятельность школы предполагает гуманно личностный подход к ребенку в процессе обучения, воспитания и развития; личностно-ориентированную педагогику сотрудничества детей и взрослых, современные инновационные методики и технологии.
- интеграция воспитательных воздействий школы, системы дополнительного образования, семьи, общественных институтов, государственных учреждений, на которые возложены функции ранней профилактики девиантного поведения подростков, основывается на межведомственном подходе;
- поиск контактов с семьей, включение родителей в целенаправленную социально-воспитательную деятельность;
- создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере свободного времени подростков;
- содержание социально-педагогическая деятельности школы раскрывается в совокупности содержательных видов деятельности в сфере учебного и вне учебного времени: собственно учебная деятельность; культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного времени); спортивно-оздоровительная деятельность, игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в разнообразных формах); трудовая деятельность; туристско-краеведческая деятельность; учебно-исследовательская деятельность.
Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:
- ограничение влияния
негативных социальных
- воздействие на причины
и условия, способствующие
- непосредственное воздействие
на несовершеннолетних, от которых
можно ожидать совершения
- воздействие на группы
с антиобщественной
Особое внимание при этом (с постановкой на учет) сотрудники органов внутренних дел уделяют несовершеннолетним:
- ведущим антиобщественный
образ жизни (употребляющим
- группирующимся на
- вернувшимся из специальных школ и профтехучилищ;
- осужденным условно или
к мерам наказания, не
- освобожденным из
Таким образом, изучение преступности несовершеннолетних и ее предупреждение - особенно актуальная и сложная задача, поскольку:
- для общества чрезвычайно важно успешное решение масштабных задач охраны жизни, здоровья, развития подрастающего поколения; борьбы с первичной преступностью, составляющей около 75% всего ее объема; ликвидации безнадзорности несовершеннолетних (своеобразного резерва преступности);
- несовершеннолетние склонны к отклоняющемуся поведению, принадлежат к так называемой криминогенно активной части населения;
- преступность несовершеннолетних имеет более интенсивную негативную динамику по сравнению с преступностью в целом;
- рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях сокращения общей численности этой возрастной группы населения;
- существуют особенности генезиса и мотивации совершения преступлений несовершеннолетними, обусловленные спецификой их жизнедеятельности и воспитания, их личностными и социально-групповыми нравственно-психологическими характеристиками;
- многие криминогенные факторы, оказывающие решающее негативное воздействие на взрослых преступников, зарождаются в среде несовершеннолетних;
- значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии со взрослыми преступниками;
- криминально активные несовершеннолетние склонны к совершению общественно опасных деяний как до, так и после достижения возраста уголовной ответственности, что приводит к постоянному возрождению преступности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несовершеннолетний преступник - это
лицо, обладающее привычками, склонностями,
устойчивыми стереотипами антиобщественного
поведения. Случайно совершают преступления
из них единицы. Понятие преступность
несовершеннолетних связано с возрастными
границами (от 14 до 18 лет). Вместе с тем
ряд процессов, влияющих на тенденции
развития указанной преступности, имеет
место и в среде младших
подростков (10 - 13 лет), а также у
лиц молодого возраста (18 - 21, 22 - 25 лет),
что важно учитывать при
Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность — такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.
Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.
К условиям, способствующим преступному
поведению несовершеннолетних, относятся
и недостатки в деятельности органов,
на которые возложена борьба с
преступностью
Установленный УПК РФ порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц и т.д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.
Следует отметить, что на
сегодняшний день в России нет
единой профилактической системы. В
некоторых регионах проводится активная
деятельность, в других регионах не
реализуются даже обязательные программы.
Поэтому в целом по России наблюдается
низкая результативность профилактики
преступности несовершеннолетних. Необходимо
придать системе профилактики целостность,
различные субъекты профилактики должны
работать согласованно, а регионы
должны обмениваться опытом, навыками
и умениями, как между собой, так
возможно и с другими странами.
Для большей результативности необходимо
привлекать к своей деятельности
различные благотворительные