Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:56, доклад
Экономическая и общественная опасность контрабанды , а также трудности, с которыми зачастую связано ее расследование, требуют объединения усилий органов предварительного следствия, оперативно-розыскных и таможенных отделов дознания с оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск, а нередко и с правоохранительными органами зарубежных государств.
Экономическая
и общественная опасность контрабанды
, а также трудности, с которыми
зачастую связано ее расследование,
требуют объединения усилий органов
предварительного следствия, оперативно-розыскных
и таможенных отделов дознания с
оперативно-техническими подразделениями
других правоохранительных органов и
пограничных войск, а нередко и с правоохранительными
органами зарубежных государств. Под объединением
усилий необходи&# 656d34fg 1084;о понимать
не простое сложение сил, а взаимодействие
должностных лиц с четким разграничением
их прав и обязанностей, предусмотренных
законом.
Таможенные органы,
в соответствии с действующим
УПК, значатся органом дознания по делам
о контрабанде . Возбудив уголовное
дело, они проводят по нему только неотложные
следственные действия, направленные
на установление и закрепление следов
преступления, и не позднее чем через десять
суток передают его следователю.
Органы предварительного
следствия и органы дознания, несмотря
на общность задач борьбы с контрабандой
, независимы друг от друга и решают их
своими специфическими средствами, исключающими
подмену одного другим. На таможенные
органы закон возлагает производство
необходи&# 656d34fg 1084;ых оперативно-розыскных
и иных мероприятий, предусмотренных уголовно-процессуальным
кодексом и федеральным законом ╚Об оперативно-розыскной
деятельности╩, для пресечения и обнаружения
контрабанды , а также выявления лиц, ее
совершивших. Оперативно-розыскные меры
не единственная форма деятельности таможенных
органов. Важное место здесь занимает
реализация административной функции,
так как ст. 231 и 288 ТК РФ предусмотрена
административная ответственность за
таможенные правонарушения для юридических
лиц, предприятий, учреждений и организаций
при одновременной административной и
уголовной ответственности их должностных
лиц и иных работников. Уголовная ответственность
для физических лиц установлена за
контрабанду и иные преступления в
сфере таможенного дела. Здесь законодатель
применил подход, когда за одно таможенное
правонарушение наступает ответственность
сразу двух субъектов √ должностных лиц
и иных работников юридического лица и
самого юридического лица.
Вследствие этого
по одному и тому же таможенному
правонарушению ведется два дела:
одно √ уголовное, второе √ административное.
Уголовное дело
расследуют вначале работники отдела
дознания таможни или регионального таможенного
управления, а затем передают его следователю
территориальной или транспортной прокуратуры.
Административное дело √ о нарушении
таможенных правил √ ведет сотрудник
отдела дознания или отдела таможенных
расследований, а в результате одни и те
же лица проходят свидетелями и по уголовному
делу, и по делу о нарушении таможенных
правил. Одни и те же объекты фигурируют
в качестве вещественных доказательств
как по уголовному, так и по административному
делу. В итоге одни и те же обстоятельства
подлежат доказыванию как по уголовному
делу о контрабанде , так и по делу о
нарушении таможенных правил.
Вместе с тем
прекращение уголовного дела о контрабанде
или ином таможенном преступлении не
влечет за собой обязательного прекращения
и административного дела в отношении
юридического лица.
Это еще раз
подчеркивает необходи&# 656d34fg 1084;ость
тесного взаимодействия между лицом,
производящим дознание или предварительное
следствие, с одной стороны, оперативными
работниками соответствующих отделов,
с другой стороны и лицом, осуществляющим
административное расследование √ с третьей.
Если сотрудник
отдела дознания одновременно с расследованием
уголовного дела осуществляет и административное
производство, то взаимодействие с оперативно-розыскными
отделами будет самое тесное. Это обусловлено
тем, что при возбуждении таможенным органом
уголовного дела во всех случаях создается
оперативно-дознавательная группа, которая
производи&# 656d34fg 1090; по нему дознание
и административное производство. В большинстве
случаев руководи&# 656d34fg 1090;ель обеих
подгрупп √ сотрудник отдела дознания,
а все включенные в них оперативные сотрудники
и работники таможенных органов ему подконтрольны..
Но такая форма взаимодействия практикуется
только в период проведения дознания по
уголовному делу.
По окончании
дознания материалы дела направляются
следователю. Административное производство
о нарушении таможенных правил передается
из отдела дознания в отдел таможенных
расследований соответствующего таможенного
органа, а оперативно-дознавательная группа
упраздняется.
Опыт показывает,
что, чем раньше следователь примет
к своему производству дело о контрабанде
, досконально изучит его материалы
и результаты административного производства,
своевременно получая при этом от органа
дознания криминалистически значимую
информацию, а таможенные органы, в свою
очередь, будут иметь возможность знакомиться
с фактическими данными и доказательствами,
полученными следователем, тем с большим
основанием можно говорить, что обе стороны
согласовывают свои действия и взаимодействуют
между собой. Если этого нет, то и по уголовному,
и по административному делу наблюдается
неполнота расследования, а органы предварительного
следствия и таможенные органы при анализе
и оценке доказательств нередко приходят
к диаметрально противоположным выводам.
Только тесное
деловое взаимодействие органов
предварительного следствия с таможенными
органами обеспечивает позитивное положение
дел. Для этого следователю, принявшему
к своему производству уголовное дело,
нужно изучить материалы данного дела
и уяснить, содержат ли они доказательства
и документы, которыми располагают таможенные
органы, и при необходи&# 656d34fg 1084;ости
востребовать их. Следователь должен изучить
следственную практику по делам этой категории,
проверить, закончено ли административное
производство по делу, и в противном случае
обязать таможенный орган информировать
о ходе расследования и знакомить с новыми
материалами и документами.
Изучение следственной
практики поможет почерпнуть сведения
о наиболее удачных приемах, способах
и средствах расследования, определить
место и формы участия оперативных работников
и специалистов таможенных органов на
предварительном следствии. Проверенная
форма взаимодействия √ создание следственно-оперативной
группы, в которую включаются сотрудник
отдела дознания (желательно проводи&#
656d34fg 1074;ший по делу дознание), работники
отдела таможенных расследований, сотрудники
отдела по борьбе с таможенными правонарушениями
и другие работники таможенных и иных
правоохранительных органов. Как правило,
вещественные доказательства остаются
в таможенном органе, а в органы предварительного
следствия направляются лишь образцы
или пробы таких товаров.
План расследования
должен включать перечень следственных
действий и оперативно-розыскных
мероприятий. При этом необходи&# 656d34fg
1084;о отметить, что каждый из субъектов
взаимодействия решает стоящие задачи
в рамках своей компетенции присущими
силами и средствами: следователь и органы
дознания выполняют следственные и розыскные
действия, а оперативные и оперативно-технические
подразделения √ агентурно-оперативные
и иные мероприятия.
С момента принятия
уголовного дела к производству только
следователь √ инициатор и
организатор взаимодействия с иными
подразделениями и органами в
интересах наиболее полного выявления
всех обстоятельств расследуемого дела
о контрабанде . Сообразуясь со сложившейся
по делу следственной ситуацией, он определяет
формы, способы и другие аспекты взаимодействия.
По результатам последнего он вносит коррективы
и дополнения в план расследования, принимает
решения о производстве дополнительных
или повторных следственных действий
(обысков, выемок, задержаний, допросов,
экспертиз и т.п.), а также проведении оперативно-розыскных
мероприятий. Все субъекты взаимодействия
обязаны оказывать следователю необходи&#
656d34fg 1084;ое содействие в расследовании
контрабанды .
Анализ практики
взаимодействия следователей территориальных
и транспортных прокуратур с таможенными
органами и пограничными контрольно-пропускными
пунктами показывает, что преобладают
следующие формы взаимодействия: взаимная
информация о фактах контрабанды ,
примененных преступниками новых способах
сокрытия товаров от таможенного контроля,
проведение совместных действий по пресечению
преступной деятельности контрабандистов,
выполнение поручений и запросов следователя
как внутри страны, так и за ее пределами.
Взаимодействие
с иностранными правоохранительными
органами требуется тогда, когда
по уголовному делу нужно проверить
факт существования зарубежных фирм,
заключения ими с российскими хозяйствующими
субъектами соответствующих внешнеторговых
контрактов, а также при наличии в уголовном
деле материалов о нарушении таможенных
правил зарубежными поставщиками. В подобных
случаях взаимодействие с правоохранительными
органами ╚дальнего╩ и ╚ближнего╩ зарубежья
осуществляется в установленном порядке:
через Генеральную прокуратуру Российской
Федерации путем направления отдельных
следственных поручений об оказании соответствующей
помощи по уголовному делу, или через Государственный
таможенный комитет Российской Федерации
√ запрос направляется в зарубежную таможенную
службу.
Результативность
борьбы с контрабандой зависит
от своевременной
Эффективность взаимосогласованных действий по выявлению и пресечению контрабанды наиболее очевидна, когда обнаруживается крупный бесхозный контрабандный товар на средствах транспорта межгосударственного сообщения. Для борьбы с такими случаями контрабанды , сбора доказательств, выявления виновных и применения к ним предусмотренных законом мер воздействия необходи&# 656d34fg 1084;ы совместные усилия представителей правоохранительных органов различных государств в рамках существующих международных договоров об оказании правовой помощи. Например, расследование уголовных дел, связанных с контрабандой крупных партий товаров, требует обязательной встречной проверки таможенных документов, оформленных в Российской Федерации, с аналогичными таможенными документами, оформленными в отношении тех же товаров в государствах, откуда они импортировались или куда экспортировались или через которые осуществлялось их тран