Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:47, курсовая работа
Для достижения полного и объективного расследования немаловажное значение имеет такое следственное действие, как допрос. В качестве допрашиваемых лиц могут выступать по ряду категорий дел несовершеннолетние. Результаты допроса несовершеннолетних во многом зависят от того, в какой степени следователь учитывает возрастные и умственные особенности несовершеннолетнего, достигает необходимого уровня психологического контакта с допрашиваемыми лицами. Известно, что следственная тактика развивается в тесной связи с психологией и педагогикой. Дальнейшее укрепление этой связи на основе ее углубления и расширения является одним из перспективных направлений развития следственной тактики вообще и одной из ее частей - допроса - в особенности.
Введение
Глава 1. Уголовно-правовые основы допроса несовершеннолетних
1.1 Уголовно-процессуальная форма производства допроса
1.2 Гарантии обеспечения прав и законных интересов допрашиваемых несовершеннолетних
Глава 2. Психологические, педагогические, этические основы допроса несовершеннолетних
2.1 Психологические основы допроса несовершеннолетних
2.2 Этические основы допроса несовершеннолетних
2.3 Педагогические основы допроса несовершеннолетних
Глава 3. Тактика допроса несовершеннолетних
3.1 Подготовка к допросу несовершеннолетних
3.2 Тактические приемы производства допроса несовершеннолетних
3.3 Фиксация и оценка показаний несовершеннолетних
Заключение
Список литературы
Систему тактических приемов допроса несовершеннолетних составляют следующие элементы:
1. в зависимости от стадий допроса:
-тактические приемы, направленные на подготовку к допросу;
-тактические приемы, направленные на получение показаний от несовершеннолетнего;
2. в зависимости от типичных следственных ситуаций:
-тактические приемы, направленные на установление психологического контакта;
-тактические приемы, направленные на детализацию показаний и устранение ошибок;
-тактические приемы, направленные
на преодоление умолчания
-тактические приемы, направленные на преодоление ложных показаний (особенно это касается несовершеннолетнего обвиняемого).
При допросе несовершеннолетнего очень важен психологический контакт. Под психологическим контактом следует понимать наличие особой психологической атмосферы, заключающейся в готовности следователя и несовершеннолетнего к общению.
Установление психологического контакта
следователя с
1. от организационных мероприятий, проведенных при подготовке к допросу и непосредственно во время допроса;
2. от профессиональных и нравственно-психологических качеств следователя;
3. от личностных качеств несовершеннолетнего и глубины его социальной запущенности;
4. от готовности несовершеннолетнего к общению со следователем.
На основании этого можно подразделить вероятные ситуации, в которых будет проходить допрос, на конфликтные и бесконфликтные.
Конфликтная ситуация при допросе
несовершеннолетнего
Выделяется несколько
1) допрос несовершеннолетнего обвиняемого, когда он не признает свою вину, а в системе доказательств имеются пробелы;
2) когда он признает вину, имеются определенные доказательства его причастности к совершенному преступлению, но у следователя есть основания полагать, что подросток оговаривает себя;
3) когда он не признает вину, но следователь имеет все доказательства его виновности.
Наличие той или иной совокупности доказательств – важный момент в разрешении конфликтной ситуации и выборе тактических приемов. Здесь в первую очередь нужно использовать такие тактические приемы, как воздействие на эмоциональную сферу несовершеннолетнего. Наиболее эффективными из них являются:
· разъяснение несовершеннолетнему обвиняемому, что в соответствии со ст. 61, 62 УК РФ активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления является обстоятельствами, смягчающими наказание;
· разъяснить, что в связи с деятельным раскаянием в соответствии со ст. 75 УК РФ они могут быть освобождены от уголовной ответственности;
· такой тактический прием, как внезапность, применяется только с учетом психологических особенностей несовершеннолетнего и при наличии всей совокупности доказательств;
· обращение к положительным чертам личности допрашиваемого;
· широкое разъяснение несовершеннолетнему запрета, который он нарушил.
В случае, когда собранная совокупность
доказательств к моменту
Учитывая возрастные и психологические основы допроса несовершеннолетнего, его подверженность внушению, склонность к фантазированию, представляется, что единственно возможным методом является метод убеждения.
Краеугольным камнем в рассматриваемом
вопросе является установление границы
между правомерным
Отмечая трудности формирования показаний
несовершеннолетних, следует заметить,
что в распоряжении следователя,
ведущего допрос, может иметься, условно
говоря, некий психологический резерв.
Дело в том, что несовершеннолетний
свидетель мог наблюдать какие-
Для тактики допроса
В тех случаях, когда припоминание затруднено и усилие припомнить не дает непосредственного успеха, припоминающий начинает размышлять, пользуясь часто в этих случаях ассоциацией по смежности: припоминая ту ситуацию, с которой было связано то, что нужно припомнить. В этом случае тактическим приемом оказания помощи несовершеннолетнему свидетелю в припоминании интересующих следствие фактов может быть постановка вопросов и предъявление различных объектов, активизирующих ассоциативные связи, оживляющие память.
Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей подростков, от их отношения к расследуемому событию и к несовершеннолетнему обвиняемому. Такой подход дает возможность с учетом полноты и правдивости их показаний выделить следующие группы несовершеннолетних свидетелей:
a. очевидцы и иные добросовестные свидетели;
b. потерпевшие;
c. подростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого;
d. подростки из числа соучастников, дело о которых прекращено в связи с не достижением возраста уголовной ответственности;
e. малолетние свидетели.
В целях установления нормальных взаимоотношений
следователь должен разъяснить несовершеннолетнему
его права, обязанности, значения его
показаний для раскрытия
При допросе несовершеннолетних свидетелей свободный рассказ наиболее предпочтителен, так как подростки не стойки к внушению. Однако дать развернутые показания они не могут в силу незначительного жизненного опыта и недостаточной развитости логического мышления, в связи с чем постановка уточняющих вопросов неизбежна.
При разработке тактики допроса
отдельных групп
Первую группу несовершеннолетних свидетелей составляют очевидцы преступления или лица, случайно ставшие свидетелями каких-либо событий, связанных с совершенным преступлением. Они обычно дают правдивые показания, но их нужно допрашивать как можно раньше. На полноте и точности восприятия таких свидетелей отражаются и такие сопровождающие обстоятельства, которые могут быть источником внушения, например разговор окружающих о происшествии, ажиотаж и паника, вызванные преступлением и т.д[36].
На правильность и полноту показаний добросовестных свидетелей могут влиять так называемые объективные (условия восприятия) и субъективные (эмоциональное состояние несовершеннолетнего, состояние его органов чувств) факторы, которые также надо учитывать. Трудности при допросе могут возникнуть в связи с тем, что с момента восприятия события прошло значительное время и свидетель ввиду непроизвольности сохранения в памяти воспринятого испытывает трудности при воспроизведении.
В таких случаях рекомендуется применять меры к оживлению памяти путем допроса на месте происшествия, предъявления при допросе доказательств, активизации ассоциативных связей[37].
Несовершеннолетние
1. они заинтересованы в исходе дела;
2. эмоция страха способствует тому, что пережитая опасность нередко преувеличивается;
3. усилия потерпевшего в момент наблюдения были направлены не на восприятие происходящих событий, а на защиту от посягательств события;
4. ряд деталей события, а то и сам его факт травмируют психику потерпевшего или унижают его достоинство и это может привести к позиции умалчивания;
5. на потерпевшего часто пытаются воздействовать, чтобы он простил виновного.
При допросе несовершеннолетних свидетелей из ближайшего окружения обвиняемого необходимо учитывать, что у этих подростков хорошие отношения с правонарушителем, они знают его близких друзей, где и как он проводит свободное время. Чаще всего такие подростки объединены в стихийно создаваемые неформальные группы[38], через которые, по данным И.С.Полонского, проходит не менее 80-85% подростков[39].
Как подчеркивает С.А.Тарарухин, «в сферу
исключительного влияния
Чувство дружбы, которое характерно для подростков и юношеского возраста, в таких группах понимается не всегда правильно, так как дружба иногда возникает на почве нездоровых интересов или увлечений, совместного пустого времяпрепровождения[41].
По указанным причинам несовершеннолетние из ближайшего окружения правонарушителя не всегда бывают откровенны при допросе их в качестве свидетелей, боясь испортить взаимоотношения с товарищами и выглядеть предателем.
С такими подростками необходимо провести воспитательную работу. Им нужно разъяснить, в чем заключается истинное чувство дружбы, которое несовместимо с круговой порукой и замалчиванием недостатков своих товарищей; несовершеннолетнему необходимо в доступной форме показать общественное значение добросовестного исполнения функций свидетеля[42].
Разъясняется также
В процессе допроса таких подростков могут быть выявлены факты аморального поведения, которые нередко препятствуют получению от них правдивых показаний. В подобных случаях исходя из воспитательных функций предварительного следствия следователь раскрывает подростку пагубность такого поведения и на примере несовершеннолетнего обвиняемого показывает, к чему оно приводит. Несовершеннолетнему необходимо также сообщить, что, хотя в его действиях и нет состава преступления, за аморальное поведение к нему могут быть приняты меры общественного воздействия. Вместе с тем первым шагом к его перевоспитанию является не только осознание подростком своих неправомерных поступков, но и указание на противоправность поведения его товарища.
Другую группу несовершеннолетних свидетелей составляют подростки, участвующие в общественно опасных действиях, дело о которых прекращено. В отличие от предыдущей группы свидетелей, у этих подростков более стойкая антисоциальная направленность личности, они близки к несовершеннолетнему обвиняемому по своему поведению, в связи с чем при допросе могут быть применены как изложенные выше рекомендации о наиболее эффективных тактических приемах получения правдивых показаний, так и некоторые другие, связанные с особым процессуальным положением этого лица.