Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 06:29, контрольная работа
Часть первая ст. 290 УК РФ предусматривает ответственность за получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство на службе. Вторая часть статьи говорит о получении должностным лицом взятки за незаконное действие (бездействие).
Уголовно-правовая характеристика дачи взятки
Часть первая ст. 290 УК РФ предусматривает ответственность за получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство на службе. Вторая часть статьи говорит о получении должностным лицом взятки за незаконное действие (бездействие).
Таким образом, закон различает четыре варианта основного состава получения взятки, отличающихся друг от друга особенностями служебного поведения должностного лица, за которое или в связи с возможностью осуществления которого оно получает взятку. При этом соответствующее поведение должностного лица находится за рамками состава получения взятки. Оно может быть выполнено как до получения незаконного вознаграждения (в том числе и не быть обусловленным обещанием вознаграждения), так и после его получения.
Варианты служебного поведения должностного лица, за которое оно получает взятку, следующие: действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290):
1. действия (бездействие)
в пользу взяткодателя или
представляемых им лиц, которые
не входят в служебные
2. общее покровительство
или попустительство по службе
должностным лицом
3. незаконное действие (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2 ст. 290 УК РФ).
В первом случае имеются ввиду законные, правомерные действия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки должностной компетенции субъекта, т.е. действия, совершить (не совершить) которые в данном случае он имел право или, более того, был обязан. Здесь налицо ситуация, которая в дореволюционном российском уголовном праве называлась мздоимством. В связи с ней особое внимание следует уделить проблеме так называемой взятки-благодарности.
Законодательное решение, содержащееся в п. 1 ст. 290 УК РФ, что взятка может быть получена должностным лицом за общее покровительство или попустительство по службе, положило конец многолетним спорам ученых по этому вопросу. Дискуссия была вызвана тем, что в советских уголовных кодексах 1922 г., 1926 г. и 1960 г. говорилось о получении должностным лицом взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия с использованием служебного положения. Однако в практике нередко встречались случаи, когда материальные ценности передавались должностному лицу, когда конкретное поведение последнего заранее не оговаривалось, а с целью придать выгодное для дающего общее направление служебной деятельности должностного лица, как бы «на всякий случай», чтобы застраховать себя на будущее от нежелательных действий должностного лица и т.п.
Новое постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» разъяснено, что к общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным повышением в деятельности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью, а к попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представленных им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.
При получении материальных ценностей и выгод имущественного характера за общее покровительство или попустительство лицу, передающему эти ценности или оказывающему услугу, или представляемым им лицам конкретные действия (бездействие) должностного лица, принимающего вознаграждение, специально не оговариваются, но участники преступления сознают, что в конечном счете ценности (услуги) вручаются должностному лицу с целью удовлетворения интересов взяткодателя или представляемых им лиц, поскольку такое общее покровительство или попустительство в итоге выражается (может выразиться) в тех или иных действиях (бездействии) должностного лица.
Подобного рода взяточничество характерно при получении систематических вознаграждений (подношений) от подчиненных или подконтрольных должностному лицу работников, поскольку должностное лицо постоянно решает вопросы, так или иначе затрагивающие их интересы, и эти работники заинтересованы в благоприятном отношении к ним взяткополучателя. Получение взятки при не оговоренном последующем поведении должностного лица за покровительство или попустительство характерно для коррумпированного аппарата государственных и муниципальных органов, различных властных структур, в частности в случаях, когда организованные преступные группировки как бы берут на содержание чиновников, обоснованно полагая, что при необходимости последние будут действовать в интересах взяткодателей.
Новое постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» разъяснило, что к общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным повышением в деятельности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью, а к попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представленных им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.
Покровительствовать - значит благоприятно относиться, защищать, оказывать заступничество, поощрять, создавать благоприятные условия. Попустительствовать (потворствовать, потакать) - не противодействовать, проявлять снисходительство к чьим-либо недозволенным либо противоправным действиям. И то и другое применительно к статье о получении взятки - это поведение должностного лица по службе. Вместе с тем, закон, говоря о покровительстве и попустительстве должностного лица по отношению к взяткодателю или представляемым им лицам, имеет в виду подобное поведение субъекта не только в отношении тех, кто ему непосредственно подчинен по службе. Взяткополучателем в этом случае может быть и представитель власти, получающий незаконное вознаграждение от лиц, ему не подчиненных, но могущих оказаться в сфере действия его властных полномочий, что и определило необходимость, по мнению этих лиц, подкупа, коррумпирования данного представителя власти.
Должностное положение субъекта определяют не только его юридические возможности, связанные с кругом прав и обязанностей должностного лица по занимаемой им должности, но и фактические возможности, вытекающие из авторитета занимаемой субъектом должности в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении, Вооруженных Силах, иных войсках и воинских формированиях РФ, а также из служебных связей должностного лица. Пользуясь ими, должностное лицо может за вознаграждение оказать влияние, так или иначе, способствовать совершению (несовершению) выгодного для взяткодателя действия другим должностным лицом, возможно ничего не знающим об этом вознаграждении.
Эта ситуация имеется в виду во втором из обозначенных в законе вариантов основного состава получения взятки: получение должностным лицом взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию).
Должностное лицо, пользуясь своим служебным положением, может оказать влияние на другое должностное лицо, находящееся от него в определенной зависимости (например, начальник налоговой полиции или руководитель федерального казначейства по отношению к должностному лицу проверяемого им государственного или муниципального учреждения). Кроме того, применительно к рассматриваемому случаю надо иметь в виду разъяснения, содержащиеся в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6, где указывается, что субъектом получения взятки надлежит признавать и такое должностное лицо, «которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом.
О.Х. Качмазов полагает, что о получении взятки можно говорить лишь тогда, когда собственное должностное положение субъекта объективно, вне связи с личными качествами субъекта позволяет ему воздействовать, повлиять на другое должностное лицо. Подобная объективная возможность существует в случаях, если: 1) оба должностных лица работают в одной организации, причем второе находится в отношении подчиненности или Подконтрольности, либо в другом зависимом положении по службе. Первое должностное лицо также может находится в подчиненном или подконтрольном положении со стороны должностного лица, действию (бездействию) которого необходимо способствовать (консультанты, референты, секретари и т.п.); 2) должностные лица работают в разных организациях, связанных отношениями административной, финансовой, экономической, хозяйственной зависимости, отношениями подконтрольности и поднадзорное.
Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство, со стороны взяткополучателя». Кроме этого, такими лицами, могут быть консультанты, референты, секретари, помощники ответственных должностных лиц, начальники канцелярий, инспекторы и т.п. должностные лица, которые сами не принимают окончательных решений по вопросам, интересующих взяткодателей, но от совершенных ими действий по службе, подготовленных и представленных документов и иной информации в значительной степени зависит решение, принимаемое другим должностным лицом.
Надо подчеркнуть, что в подобных случаях дача-получение вознаграждения является взяточничеством лишь при условии, что оно передается не вообще государственному или муниципальному служащему, а именно должностному лицу, которое в силу наличия у него определенных должностных возможностей может добиться через другое должностное лицо желаемого взяткодателем результата.
И в случаях получения взятки за незаконные действия (бездействие) должностного лица вознаграждение может вручаться последнему как подкуп, обусловивший его поведение, так и в качестве благодарности за уже содеянное, хотя такие случаи встречаются в практике сравнительно редко. Инициатива в даче-получении взятки может исходить как от взяткодателя, так и от получателя взятки, что не имеет принципиального значения, кроме ситуаций вымогательства взятки.
Для квалификации получения взятки важно определение момента окончания преступления. Состав сконструирован по типу формального, поэтому получение взятки считается оконченным, совершившимся преступлением с момента принятия должностным лицом взятки независимо от того, за какое действие (бездействие), законное или незаконное, получена взятка, выполнено или не выполнено действие (бездействие), имевшееся в виду при передаче вознаграждения, и собиралось ли вообще должностное лицо выполнять это действие (бездействовать).
Необходимо лишь, чтобы должностное лицо в принципе могло, используя свои полномочия и должностное положение (в широком смысле слова), действовать в интересах взяткодателя и чтобы оно осознавало назначение переданного ему вознаграждения и свои возможности. Поэтому если должностное лицо принимает вознаграждение, обещая взяткодателю совершить действие (бездействие) в его интересах либо в интересах представляемых им лиц, и понимает при этом, что фактически как должностное лицо оно не в состоянии выполнить обещанное, ответственность наступает, не за получение взятки, а за мошенничество с использованием служебного положения, а при наличии признаков подстрекательства - еще и за подстрекательство к даче взятки.
Уголовно-правовая теория и практика признают, что получение взятки будет юридически окончено с момента принятия хотя бы части взятки, если вознаграждение передавалось по частям. Этот момент сравнительно не трудно определить, когда в качестве предмета взятки передаются деньги или какое-либо иное движимое имущество и передача производится непосредственно из рук в руки. Значительно сложнее решить данную проблему, когда предметом взятки являются различные выгоды имущественного характера.
Незаконные действия (бездействие) должностного лица, о которых творится в ч. 2 ст. 290 УК РФ, - это поведение, выходящее за рамки служебных полномочий субъекта, либо действия (бездействие), входящие в его полномочия, но при данных обстоятельствах оснований для их совершения не имелось. Иначе говоря, незаконное действие (бездействие) должностного лица - это поведение, связанное с нарушением обязанностей по службе. Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 постановления от 10 февраля 2000 г. № 6 истолковал незаконные действия должностного лица как неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.
Между тем, незаконные действия, о которых говорится в ч. 2 ст. 290 УК РФ, могут быть как не преступными сами по себе, так и преступными. Поэтому все содеянное должностным лицом за полученное вознаграждение должно быть подвергнуто правовому анализу и, если незаконные действия должностного лица содержат признаки какого-либо преступления, то они должны получить самостоятельную оценку и быть квалифицированы по совокупности с получением взятки.
Получение взятки - это преступление с формальным составом, поэтому Деяния, оцениваемые с правовой точки зрения как покушения на получение взятки, встречаются достаточно редко. В частности, покушением на получение взятки следует считать случаи, когда дача взятки лишь имитировалась с целью разоблачения преступника, пытавшегося получить взятку. Как считает Б.В. Волженкин, покушением на получение взятки следует считать и неудавшееся вымогательство взятки со стороны должностного лица, поскольку вымогательство является элементом объективной стороны квалифицированного состава получения взятки (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ). Высказанное рядом специалистов суждение, что получение взятки следует считать оконченным преступлением не с момента ее принятия, а с момента выполнения в связи с ней действий с использованием служебного положения, противоречит законодательной конструкции состава.
Получение взятки - умышленное корыстное преступление. Содержанием умысла взяткодателя-должностного лица охватываются все юридически значимые элементы объективной стороны преступления, что определяет осознание им общественной опасности содеянного.
Информация о работе Уголовно-правовая характеристика дачи взятки