Приемы эмоционального воздействия
на подозреваемого или обвиняемого:
побуждение раскаяться и чистосердечно
признаться путем разъяснения
как вредных последствий запирательства и лжи, так и благоприятных
последствий признания своей вины и активного
содействия следствию, в том числе по преступлениям
прошлых лет, оставшихся нераскрытыми;
воздействие на положительные
стороны личности допрашиваемого,
использование его привязанностей, увлечений, высокого
профессионального мастерства и заботы
о профессиональном авторитете и т. п.;
использование антипатии, питаемой
допрашиваемым к кому-либо из
соучастников, его зависимости от
них, унижающей его достоинство,
его сомнений в их "надежности" и
способности до конца придерживаться
ранее обусловленной линии поведения
на следствии;
использование фактора внезапности
путем постановки неожиданных
вопросов в ситуации, когда допрашиваемый
таких вопросов не ждет, внутренне демобилизовался, успокоенный
безопасным с его точки зрения содержанием
и направлением допроса (иногда этот прием
именуют постановкой "лобовых" вопросов).
Этот прием может быть элементом тактической
комбинации, сочетаясь с нейтральным,
притупляющим бдительность допрашиваемого
фоном, на котором задается неожиданный
вопрос.
Приемы логического воздействия
заключаются в демонстрации несоответствия
показаний действительности. К их
числу относятся:
предъявление доказательств, опровергающих показания допрашиваемого. Известны
два порядка предъявления доказательств
допрашиваемому: последовательно, в соответствии
с их доказательственной силой — от менее
веских к более веским; предъявление сразу
наиболее важного доказательства. Выбор
порядка зависит от личности допрашиваемого
и характера доказательств;
предъявление доказательств, требующих
от допрашиваемого детализации
показаний, которая приведет к
противоречиям между ним и
соучастниками;
логический анализ противоречий,
имеющихся в показаниях допрашиваемого;
логический анализ противоречий
между интересами допрашиваемого
и его соучастников;
доказательство бессмысленности
занятой позиции. Приемы логического
воздействия с успехом могут
быть использованы и в случаях
так называемой "пассивной лжи" допрашиваемого,
когда он скрывает правду, заявляя "не
знаю", "не помню", "не видел"
и т. п. Они весьма эффективны и при разоблачении
ложного алиби.
Тактические комбинации.
Под тактической комбинацией
при допросе понимается создание ситуации, рассчитанной на неправильную
оценку ее допрашиваемым, что объективно
приводит к его изобличению. Тактические
комбинации не следует смешивать с обманом
допрашиваемого. Обман — это сообщение
ложных сведений или извращение истинных
фактов. Тактические комбинации — это
создание ситуации на основе истинных
фактов, которые могут быть двояко — правильно
или неправильно — истолкованы самим
допрашиваемым. При тактических комбинациях
используют:
приемы, преследующие цель скрыть
от допрашиваемого осведомленность следователя о тех или
иных обстоятельствах дела;
метод косвенного допроса, который
заключается в постановке вопросов,
второстепенных с точки зрения
допрашиваемого, но фактически маскирующих
главный вопрос — о причастности
к преступлению. Например, если на месте происшествия
обнаружены следы пальцев рук обвиняемого,
то сначала задаются вопросы, ответы на
которые затем исключают возможность
утверждать, что эти отпечатки оставлены
не в момент преступления, а раньше или
позже;
приемы, направленные на создание ситуации,
при которой допрашиваемый проговаривается:
его побуждают пространно изложить свои
объяснения события в расчете на то, что
среди ложной информации он сообщит достоверные
данные, попавшие в его показания вследствие
непонимания их значимости;
предложение допрашиваемому, утверждающему,
что он говорит правду, сказать
своему соучастнику или связанному
с ним предварительным сговором
свидетелю фразу примерно такого
содержания: "Я сказал всю правду,
расскажи правду и ты". Допрашиваемый попадает в сложную
ситуацию: отказ будет означать признание
в даче ложных показаний, согласие же может
привести к его изобличению.
Тактические комбинации, осуществляемые
в процессе допроса, относятся
к классу простых и бывают
трех видов: рефлексивные, обеспечивающие
и контрольные.
55.Особенности
тактики допроса подозреваемых
и обвиняемых.
Как и допрос свидетелей
или потерпевшего, допрос обвиняемого,
помимо подготовки к нему, включает
в себя установление психологического контакта, свободный
рассказ, постановку вопросов, ознакомление
допрашиваемого с протоколом допроса
и фонограммой.
Готовясь к допросу, следует
изучить протоколы осмотра вещественных
доказательств и заключения экспертиз,
особенно уличающие допрашиваемого в
присутствии на месте происшествия или
в совершении тех или иных действий.
Важную роль играет и
эмоциональное состояние следователя,
его настроенность и обусловленный
ими тон допроса. Беспристрастность,
которая должна определять действия следователя, вовсе не означает
бесстрастности.
Допрос обвиняемого, полностью
признающего себя виновным, как правило,
носит бесконфликтный характер, за
исключением случаев самооговора
или попыток скрыть от следствия
или преуменьшить вину кого-либо из соучастников.
Направляющая роль следователя
на этом этапе допроса обвиняемого
и заключается в определении
порядка изложения допрашиваемым
обстоятельств дела во время свободного
рассказа; без особой необходимости
он не должен прерывать допрашиваемого,
торопить его, делать замечания.
По окончании свободного
рассказа следователь задает
вопросы. При этом очень важно
не только восполнить и уточнить
полученные показания, но и
получить данные, с помощью которых
они могут быть проверены, подтверждены
иными доказательствами.
Тактика допроса подозреваемого
имеет некоторую специфику. Последняя
объясняется тем, что данные о
личности подозреваемого, которыми располагает
следователь, обычно скуднее; в распоряжении
еще нет такого количества доказательств,
как при допросе обвиняемого. Но зато на стороне следователя
— особенно при первом допросе подозреваемого
— фактор внезапности: допрашиваемый
не успел еще продумать линию защиты, не
представляет, какими доказательствами
его вины располагает следователь.
Как в процессе допроса подозреваемого, так и
обвиняемого решается еще одна задача
— выявить данные о преступлениях, совершенных
или замысленных другими лицами.
56.Тактика допроса
свидетелей и потерпевших. Приемы
оказания им помощи в актуализации
забытого.
Допрос свидетелей и потерпевших можно разделить
на пять этапов:
1) подготовка к допросу
(см. выше);
2) установление психологического
контакта с допрашиваемым;
3) свободный рассказ
допрашиваемого;
4) постановка вопросов
допрашиваемому;
5) ознакомление допрашиваемого с протоколом и магнитофонной записью
его показаний.
Разъяснив допрашиваемому
порядок допроса и предупредив
его об ответственности за отказ
от показаний и за дачу ложных показаний,
следователь предлагает ему рассказать
все известное по делу. Это этап
свободного рассказа допрашиваемого.
Свободный рассказ —
изложение допрашиваемым известных
ему фактов в той последовательности,
которую ему рекомендует следователь
или которую он избирает сам. Следователь
не прерывает свободный рассказ
репликами или вопросами. По ходу свободного рассказа нежелательно
протоколирование. Допрашиваемый должен
постоянно чувствовать внимательность,
с какой следователь слушает его рассказ,
и заинтересованность в показаниях.
По окончании свободного
рассказа, который, как правило, не исчерпывает предмета допроса, следователь
путем постановки вопросов восполняет
и уточняет полученные показания, выявляет
новые факты, не упомянутые в свободном
рассказе, получает контрольные данные,
необходимые для проверки показаний, помогает
свидетелю или потерпевшему вспомнить
забытое.
В целях «оживления»
памяти свидетеля или потерпевшего
применяются следующие тактические
приемы, иногда используемые и при
допросе подозреваемого или обвиняемого,
искренне стремящегося вспомнить какие-либо
обстоятельства:
Допрос с использованием ассоциативных
связей. Представления, возникающие в
сознании свидетеля или потерпевшего
в связи с воспринимавшимся событием,
вступают друг с другом в определенные
связи, называемые ассоциативными. Поэтому
припоминание одного факта может повлечь
за собой: припоминание связанных с ним
других фактов. С целью оживления таких
связей следователь задает допрашиваемому
вопросы, относящиеся не к искомому, а
к смежным с ним фактам, помогает установить
сначала их, а затем — по ассоциации с
ними — и искомый.
Допрос на месте —разновидность
допроса с использованием ассоциативных
связей, когда их оживление вызывает
не задаваемый следователем вопрос, а
повторное восприятие допрашиваемым
той обстановки, в которой происходило
расследуемое событие. Допрос на месте не следует смешивать с другим
следственным действием — проверкой показаний
на месте. Это обычный допрос, который
проводится не в кабинете следователя.
Сходным приемом оживления ассоциативных
связей является предъявление для повторного
восприятия допрашиваемому предметов,
связанных с интересующими следствие
обстоятельствами.
Повторный допрос по ограниченному
кругу обстоятельств. При повторном
воспроизведении показаний допрашиваемый
может вспомнить упущенные или
забытые им при первом допросе
факты, поэтому нельзя непременно подозревать
его в нечестности, если при повторном
допросе он расскажет о фактах, которые
ранее не припомнил.
57.Особенности
тактики допроса несовершеннолетних.
Тактика допроса несовершеннолетних
в значительной степени обусловлена особенностями
их психики (повышенной внушаемостью и
самовнушаемостью, склонностью к фантазированию,
высокой эмоциональностью, неустойчивостью
поведения и др.), незначительным жизненным
опытом, что нередко приводит к неправильной
оценке ими расследуемого события в целом
или отдельных его элементов.
Следователь, готовясь к допросу
несовершеннолетнего, должен обратить
особое внимание на степень
развития ребенка или подростка,
влияния на него взрослых, особенностей
его характера. От этого в первую очередь зависит выбор
места допроса. Детей младшего возраста
целесообразно допрашивать в привычной
для них обстановке: в школе, детском учреждении,
иногда у них дома. Наоборот, на несовершеннолетних
в возрасте 15—17 лет официальная обстановка
места допроса оказывает положительное
влияние: проникаясь чувством ответственности,
они скорее скажут правду.
Учитывая быструю утомляемость
ребенка, его неспособность долгое
время сосредоточивается на одном
и том же объекте, следователь
не должен затягивать допрос. Если допрос все
же оказывается продолжительным, то целесообразно
устраивать специальные перерывы, во время
которых малолетним следует предоставить
возможность отвлечься, отдохнуть за игрой,
успокоиться.
Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, помимо
сознательного отказа говорить правду,
могут объясняться самовнушением, повышенным
влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние
не отдают себе отчет, могут быть плодом
их фантазии или следствием немотивированного
желания солгать. При фантазировании в
показаниях несовершеннолетних ложь мешается
с правдой или придуманными нелогичными
подробностями.
Основным средством изобличения
во лжи малолетних являются
приемы эмоционального воздействия,
ибо средства логического убеждения могут оказаться малоэффективными
как вследствие непонимания допрашиваемым
самого факта изобличения, так и в силу
"духа противоречия", свойственного
детям и приводящего к упрямому повторению
явно бессмысленной лжи. Эффективным может
оказаться и повторный допрос с учетом
следующих моментов.
Если на повторном допросе
ребенок (подросток) слово в
слово повторяет ранее данные
показания, употребляя при этом
выражения, не свойственные его
возрасту, следователь вправе предположить,
что такие показания являются результатом воздействия
взрослого. Существенные отличия в деталях
указывают на фантазирование ребенка:
выдуманные детали обычно плохо удерживаются
в памяти и заменяются новыми. Однако следователь
должен при этом учитывать и внушающее
воздействие собственных вопросов, поэтому
особенно важно правильно формулировать
вопросы и определять их последовательность.
При допросе несовершеннолетних
подозреваемых и обвиняемых следователь
должен держаться спокойно, уверенно
и вместе с тем дружелюбно, но не в ущерб настойчивости и твердости.
Такая манера поведения способствует
необходимому контакту с подростком, располагает
его. Нервозность следователя, его срывы
скорее, чем при допросе взрослых, приведут
к тому, что допрашиваемый ожесточится,
замкнется или от испуга и волнения начнет
путаться и лгать. Страх перед следователем
может побудить к самооговору.
Несовершеннолетнему следует облегчить
переход от ложных показаний
к правдивым. Это достигается
установлением причин лжи и
разъяснением возможности и необходимости изменить свою
позицию как в интересах следствия, так
и для облегчения собственной участи.