Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 11:50, контрольная работа
Термин “борьба с преступностью” широко применяется в правовых и других официальных документах, а также в научных трудах. Теоретический анализ содержания данного термина показывает, что он применяется для обозначения сложной системно-структурной деятельности, имеющей цель добиться снижения преступности и степени ее общественной опасности, устранить или нейтрализовать детерминанты, причины преступности. Правда, в разные периоды эта цель формулировалась по-разному, в том числе максималистски: ликвидировать преступность и корни, ее порождающие. Но, такой подход был оценен как ”криминологическая романтика” и сейчас практически не имеет сторонников.
1. Понятие, цели и задачи борьбы с преступностью. Субъекты воздействия на преступность…………………………………………………………………...3
2. Содержание борьбы с преступностью………………………………………..9
3. Содержание предупреждения и профилактики преступности……………17
4. Таблица (сопоставление борьбы с преступностью, её профилактики и предупреждения)……………………………………………………………..….24
Список литературы………………………………………………………………26
2. Выявлением потенциальных субъектов и побуждениями их к активной деятельности.
3. Формированием новых субъектов.
К числу методов интенсификации деятельности субъектов воздействия на преступность относятся:
— улучшение организации;
— совершенствование управления;
— оптимизация обеспечения;
— контроль и коррекция деятельности;
— интеграция субъектов в системы и макросистемы.
2. Содержание борьбы с преступностью
Борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений: 1) общей организации борьбы, 2) предупреждения преступности, 3) правоохранительной деятельности.
Общая организация борьбы с преступностью включает:
1. Информационно-аналитическую деятельность по регистрации проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных.
Это осуществляется путем создания систем учетов преступности, статистической отчетности; текущей аналитической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; развития криминологических исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений.
В России сейчас наиболее актуальны четыре направления совершенствования такой деятельности.
Во-первых, создание единого Федерального банка данных о преступности на основе документов первичного учета и устранение такого положения, при котором обработка этих документов происходит только на уровне субъектов Федерации, а затем идет простое суммирование обобщенных региональных сведений.
Во-вторых, обеспечение информационно-
В-третьих, более полное отражение данных о жертвах и иных последствиях преступности, о мотивации преступного поведения, его причинах и условиях.
В-четвертых, обеспечение сквозного учета движения данных о преступном поведении, начиная с регистрации сообщения, заявления о признаках преступления и кончая завершением исполнения наказания и иного судебного решения (об иске и т. п.). Сейчас такой учет носит дискретный характер: отдельно учить заявления и сообщения о преступлениях, данные о преступных деяниях и их субъектах в стадии предварительного расследования; сведения о движении уголовных дел в судах и т. д.
2. Криминологическое
Криминологический прогноз — это оценка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений.
При проведении криминологических экспертиз законопроектов, проектов различных социальных программ криминологу, например, приходится отвечать на вопрос, как скажется на причинном комплексе преступности и в конечном счете на ней самой принятие того или иного закона, программы приватизации и т. п. Или как скажется на системе борьбы с преступностью и, следовательно, на преступности увеличение численности подразделений внутренних войск, реорганизация тех или иных правоохранительных органов. Прогнозирование основано на познании закономерностей преступности, ее детерминации, причинности, реагировании на различные меры борьбы с ней.
3. Определение стратегии борьбы с преступностью.
На основе оценок криминологической ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство, как основной субъект организации этой борьбы, определяет ее стратегию.
С. В. Бородин пишет: “Теория управления под стратегией понимает способы достижения целей” Но думается, что содержание стратегии в криминологии близко к ее воинскому пониманию. Стратегия выступает как искусство ведения борьбы с преступностью, она определяет направление основного удара с тем, чтобы выиграть эту борьбу.
Стратегически важен примат предупредительных мер — воздействие на причины и условия преступности. Именно это препятствует массовому воспроизводству фактов преступного поведения.
Необходимо также с
В свою очередь, стратегия — это искусство ведения не только в целом борьбы с преступностью, но и борьбы с от дельными ее видами (с учетом их места в общей системе
преступности), т. е. проведения отдельных операций. Например, если говорить о борьбе с организованной преступностью, то специфика такой деятельности заключается в том, что непосредственно наносятся удары по: а) самим организованным преступным формированиям как таковым с целью прекращения существования этих формирований; б) лидерам таких формирований; в) преступным капиталам. Одновременно принимаются меры по: обеспечению сотрудничества в такой борьбё с государственными органами рядовых участников организованных формирований, не совершавших тяжких преступлений; обеспечению безопасности участников уголовно-процессуальной деятельности и иных участников борьбы; восстановлению нарушенных организованной преступностью отношений, законных интересов на основе закона.
В рамках стратегии разрабатывается тактика борьбы с преступностью, включающая определение конкретных целей и оптимальных методов их достижения в конкретных условиях. Стратегия и тактика воплощаются в программах борьбы с преступностью.
4. Программирование борьбы с преступностью.
Встречается долгосрочное программирование, максимально отражающее стратегию борьбы с преступностью, средне срочное (как правило, на 2 года) и краткосрочное (на квартал, полугодие).
Программирование (ранее
— планирование) увязывается с
программированием экономическо
Например, в планах экономического и социального развития страны предусматривались и меры борьбы с преступностью. Наряду с этим разрабатываются и принимаются отдельные программы борьбы с преступностью. Кроме них существуют программы борьбы с тем или иным видом преступности.
Программирование должно
носить целевой характер, то есть сначала
следует формулировать
В отличие от программ (или разделов программ), касающихся только предупреждения преступности, программы борьбы с преступностью должны предусматривать, например, достижение и таких целей, как совершенствование информационно-аналитической деятельности, полное и последовательное применение нового закона или новой правовой нормы. Если это требует увеличения численности дознавателей и следователей, числа мест в изоляторах временного содержания и т. п., то такие меры должны отражаться в программе
5. Законотворчество
в сфере борьбы с
С программированием борьбы с преступностью тесно связана законотворческая работа. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых правовых актов. Например, действенная борьба с коррупцией и организованной преступностью во всех странах становилась реальной только после принятия комплексных законов, а затём путем их дополнения, введения новых законодательных актов — создания целых отраслей соответствующего законодательства,
6. Реализация программ борьбы с преступностью, их корректировка и координация деятельности по борьбе с преступностью.
Непосредственное обеспечение реализации программ борьбы с преступностью носит многоаспектный характер. Оно включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию повышения их квалификации, их переподготовку с учетом новых криминологических и более широких социальных реалий, разработку новой техники, ресурсное обеспечение борьбы с преступностью, анализ эффективности принимаемых мер и корректировку программ.
При этом различаются: а) эффективность механизма деятельности по борьбе с преступностью, б) социальная эффективность борьбы с преступностью. В первом случае оценивается, сколько лекций на правовые темы прочитано, сколько человек повысили свою квалификацию, высока ли раскрываемость преступлений и т. п., т. е. как работает “механизм”. Во втором случае, произошло ли снижение преступности и ее общественной опасности, достигнуты ли поставленные в программе цели.
Координация борьбы с преступностью остро необходима в силу большого числа субъектов этой борьбы. В ней участвуют государство, институты гражданского общества (общественные организации, фонды и т. п. ), разные юридические и физические лица. Причем не только граждане данной страны, но и проживающие в ней лица без гражданства, иностранцы. Практически все население в разных формах участвуёт в такой борьбе. Например, в роли свидетелей, понятых.
Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляют в России Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» они координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов. При этом прокуроры созывают координационные совещания, организуют рабочие группы, истребуют статистическую и другую необходимую информацию, осуществляют иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Борьба с наиболее опасными проявлениями преступности ведется в рамках обеспечения безопасности.
В России Совет Безопасности
определяет жизненно важные интересы
общества, государства и выявляет
внутренние и внешние угрозы объектам
безопасности; разрабатывает основные
направления стратегии
Выделяется также
7. Организация
и развитие научных
Речь идет и о развитии сети научно учреждений, и о подготовкё научных кадров, совершенствовании методики исследований, о внедрении результатов достижений науки в практику. Наряду с криминологическими существенно развертывание междисциплинарных и комплексных исследований.
Внедрение научных исследований в практику — это двусторонний процесс, который зависит как от результативности криминологических исследований, качества научных рекомендаций, так и от готовности, умения практических работников их воспринять и применить. Но важно еще одно звено — сотрудничество научных и практических работников в “привязке” научных рекомендаций к конкретным условиям их применения, их “доводка”.
8. Правоохранительная деятельность
Применительно к преступности она включает применение предусмотренных законом мер к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов жертв этих преступлений; возмещению причиненного вреда. Соответственно в правоохранительной деятельности выделяются две стороны:
1) действия по выявлению,
пресечению, раскрытию преступлений,
применению мер уголовной
2) деятельность по
восстановлению нарушенных
Правоохранительная
Информация о работе Борьба с преступностью. Профилактика и предупреждение преступности