Борьба с преступностью. Профилактика и предупреждение преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Термин “борьба с преступностью” широко применяется в правовых и других официальных документах, а также в научных трудах. Теоретический анализ содержания данного термина показывает, что он применяется для обозначения сложной системно-структурной деятельности, имеющей цель добиться снижения преступности и степени ее общественной опасности, устранить или нейтрализовать детерминанты, причины преступности. Правда, в разные периоды эта цель формулировалась по-разному, в том числе максималистски: ликвидировать преступность и корни, ее порождающие. Но, такой подход был оценен как ”криминологическая романтика” и сейчас практически не имеет сторонников.

Содержание

1. Понятие, цели и задачи борьбы с преступностью. Субъекты воздействия на преступность…………………………………………………………………...3
2. Содержание борьбы с преступностью………………………………………..9
3. Содержание предупреждения и профилактики преступности……………17
4. Таблица (сопоставление борьбы с преступностью, её профилактики и предупреждения)……………………………………………………………..….24
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант № 9.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

2. Выявлением потенциальных  субъектов и побуждениями их  к активной деятельности.

3. Формированием новых  субъектов.

К числу методов интенсификации деятельности субъектов воздействия  на преступность относятся:

— улучшение организации;

— совершенствование  управления;

— оптимизация обеспечения;

— контроль и коррекция  деятельности;

— интеграция субъектов  в системы и макросистемы.

 

2. Содержание  борьбы с преступностью

Борьба с преступностью  представляет собой органическое единство трех направлений: 1) общей организации борьбы, 2) предупреждения преступности, 3) правоохранительной деятельности.

Общая организация борьбы с преступностью включает:

1. Информационно-аналитическую  деятельность по регистрации  проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных.

Это осуществляется путем создания систем учетов преступности, статистической отчетности; текущей аналитической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; развития криминологических исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений.

В России сейчас наиболее актуальны  четыре направления совершенствования  такой деятельности.

Во-первых, создание единого Федерального банка данных о преступности на основе документов первичного учета и устранение такого положения, при котором обработка  этих документов происходит только на уровне субъектов Федерации, а затем  идет простое суммирование обобщенных региональных сведений.

Во-вторых, обеспечение информационно-аналитической  деятельности на вневедомственной основе в целях исключения влияния на оценку преступности ведомственных  интересов правоохранительных органов  по представлению своей работы как эффективной, а также анализа преступности во всех ее проявлениях (общеуголовной, экономической, государственной, воинской, налоговой и т. п.).

В-третьих, более полное отражение  данных о жертвах и иных последствиях преступности, о мотивации преступного поведения, его причинах и условиях.

В-четвертых, обеспечение сквозного  учета движения данных о преступном поведении, начиная с регистрации  сообщения, заявления о признаках  преступления и кончая завершением  исполнения наказания и иного  судебного решения (об иске и т. п.). Сейчас такой учет носит дискретный характер: отдельно учить заявления и сообщения о преступлениях, данные о преступных деяниях и их субъектах в стадии предварительного расследования; сведения о движении уголовных дел в судах и т. д.

2. Криминологическое прогнозирование.

Криминологический прогноз — это  оценка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий  тех или иных управленческих решений.

При проведении криминологических  экспертиз законопроектов, проектов различных социальных программ криминологу, например, приходится отвечать на вопрос, как скажется на причинном комплексе преступности и в конечном счете на ней самой принятие того или иного закона, программы приватизации и т. п. Или как скажется на системе борьбы с преступностью и, следовательно, на преступности увеличение численности подразделений внутренних войск, реорганизация тех или иных правоохранительных органов. Прогнозирование основано на познании закономерностей преступности, ее детерминации, причинности, реагировании на различные меры борьбы с ней.

3. Определение стратегии  борьбы с преступностью.

На основе оценок криминологической  ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с  ней), прогноза и специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство, как основной субъект организации этой борьбы, определяет ее стратегию.

С. В. Бородин пишет: “Теория управления под стратегией понимает способы  достижения целей” Но думается, что  содержание стратегии в криминологии близко к ее воинскому пониманию. Стратегия выступает как искусство ведения борьбы с преступностью, она определяет направление основного удара с тем, чтобы выиграть эту борьбу.

Стратегически важен примат предупредительных  мер — воздействие на причины и условия преступности. Именно это препятствует массовому воспроизводству фактов преступного поведения.

Необходимо также с соблюдением  системно-структурного подхода выявление  в преступности того ядра, удар по которому положительно скажется на разных проявлениях преступности. Исследования показывают, что такое положение занимают преступность несовершеннолетних, организованна и профессиональная преступность. Они частично накладываются друг на друга и, кроме того, тесно взаимосвязанных с рецидивной преступностью, общеуголовной, экономичёской, коррупцией и другими видами.

В свою очередь, стратегия — это  искусство ведения не только в  целом борьбы с преступностью, но и борьбы с от дельными ее видами (с учетом их места в общей системе

преступности), т. е. проведения отдельных операций. Например, если говорить о борьбе с организованной преступностью, то специфика такой деятельности заключается в том, что непосредственно наносятся удары по: а) самим организованным преступным формированиям как таковым с целью прекращения существования этих формирований; б) лидерам таких формирований; в) преступным капиталам. Одновременно принимаются меры по: обеспечению сотрудничества в такой борьбё с государственными органами рядовых участников организованных формирований, не совершавших тяжких преступлений; обеспечению безопасности участников уголовно-процессуальной деятельности и иных участников борьбы; восстановлению нарушенных организованной преступностью отношений, законных интересов на основе закона.

В рамках стратегии разрабатывается тактика борьбы с преступностью, включающая определение конкретных целей и оптимальных методов их достижения в конкретных условиях. Стратегия и тактика воплощаются в программах борьбы с преступностью.

4. Программирование  борьбы с преступностью.

Встречается долгосрочное программирование, максимально отражающее стратегию борьбы с преступностью, средне срочное (как правило, на 2 года) и краткосрочное (на квартал, полугодие).

Программирование (ранее  — планирование) увязывается с  программированием экономического, социального и политического развития общества и государства. Сейчас можно сказать и иначе: борьба с преступностью должна быть органической частью политики в обществе: как государственной, так и политики деятельности различных негосударственных структур, институтов гражданского общества.

Например, в планах экономического и социального развития страны предусматривались  и меры борьбы с преступностью. Наряду с этим разрабатываются и принимаются  отдельные программы борьбы с  преступностью. Кроме них существуют программы борьбы с тем или иным видом преступности.

Программирование должно носить целевой характер, то есть сначала  следует формулировать конкретные цели, затем — средства их достижения, указывать исполнителей, сроки, характер ресурсного - обеспечения этих средств (кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение и т. п.).

В отличие от программ (или разделов программ), касающихся только предупреждения преступности, программы борьбы с преступностью должны предусматривать, например, достижение и таких целей, как совершенствование информационно-аналитической деятельности, полное и последовательное применение нового закона или новой правовой нормы. Если это требует увеличения численности дознавателей и следователей, числа мест в изоляторах временного содержания и т. п., то такие меры должны отражаться в программе

5. Законотворчество  в сфере борьбы с преступностью 

С программированием  борьбы с преступностью тесно  связана законотворческая работа. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых правовых актов. Например, действенная борьба с коррупцией и организованной преступностью во всех странах становилась реальной только после принятия комплексных законов, а затём путем их дополнения, введения новых законодательных актов — создания целых отраслей соответствующего законодательства,

6. Реализация  программ борьбы с  преступностью, их корректировка и координация деятельности по борьбе с преступностью.

Непосредственное обеспечение  реализации программ борьбы с преступностью  носит многоаспектный характер. Оно  включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию повышения их квалификации, их переподготовку с учетом новых криминологических и более широких социальных реалий, разработку новой техники, ресурсное обеспечение борьбы с преступностью, анализ эффективности принимаемых мер и корректировку программ.

При этом различаются: а) эффективность  механизма деятельности по борьбе с  преступностью, б) социальная эффективность  борьбы с преступностью. В первом случае оценивается, сколько лекций на правовые темы прочитано, сколько человек повысили свою квалификацию, высока ли раскрываемость преступлений и т. п., т. е. как работает “механизм”. Во втором случае, произошло ли снижение преступности и ее общественной опасности, достигнуты ли поставленные в программе цели.

Координация борьбы с  преступностью остро необходима в силу большого числа субъектов  этой борьбы. В ней участвуют государство, институты гражданского общества (общественные организации, фонды и т. п. ), разные юридические и физические лица. Причем не только граждане данной страны, но и проживающие в ней лица без гражданства, иностранцы. Практически все население в разных формах участвуёт в такой борьбе. Например, в роли свидетелей, понятых.

Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляют в России Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О прокуратуре  Российской Федерации» они координируют деятельность по борьбе с преступностью  органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов. При этом прокуроры созывают координационные совещания, организуют рабочие группы, истребуют статистическую и другую необходимую информацию, осуществляют иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Борьба с наиболее опасными проявлениями преступности ведется  в рамках обеспечения безопасности.

В России Совет Безопасности определяет жизненно важные интересы общества, государства и выявляет внутренние и внешние угрозы объектам безопасности; разрабатывает основные направления стратегии обеспечения  безопасности Российской Федерации  и организует подготовку федеральных целевых программ ее обеспечения; разрабатывает предложения по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности, оценивает их эффективность, осуществляет контроль за реализацией разработанной стратегии в области безопасности, выполняет ряд иных важных функций.

Выделяется также территориальная  координация деятельности по борьбе с преступностью, осуществляемая органами исполнительной власти. Она заключается, как отмечает В. И. Кригер, “во-первых, в учете компетенции и разграничении полномочий государственных органов и общественности; во-вторых, в согласовании действий по выполнению общих задач. Координация содействует, в частности, тому, чтобы каждый субъект профилактики занимался своим делом, не подменял другие органы, избегал параллелизма и дублирования»

7. Организация  и развитие научных исследований  борьбы с преступностью

Речь идет и о развитии сети научно учреждений, и о подготовкё научных кадров, совершенствовании методики исследований, о внедрении результатов достижений науки в практику. Наряду с криминологическими существенно развертывание междисциплинарных и комплексных исследований.

Внедрение научных исследований в практику — это двусторонний процесс, который зависит как  от результативности криминологических  исследований, качества научных рекомендаций, так и от готовности, умения практических работников их воспринять и применить. Но важно еще одно звено — сотрудничество научных и практических работников в “привязке” научных рекомендаций к конкретным условиям их применения, их “доводка”.

8. Правоохранительная  деятельность

Применительно к преступности она включает применение предусмотренных законом мер к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов жертв этих преступлений; возмещению причиненного вреда. Соответственно в правоохранительной деятельности выделяются две стороны:

1) действия по выявлению,  пресечению, раскрытию преступлений, применению мер уголовной ответственности  и наказания к лицам, совершившим  преступление, либо заменяющих их  предусмотренных законом мер  (условно здесь можно применять  термин деятельность”);

2) деятельность по  восстановлению нарушенных преступлением  прав и законных интересов,  возмещению ущерба или правовосстановительная  деятельность.

Правоохранительная деятельность осуществляется в многообразных  формах применительно к преступности: оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная деятельность, а также гражданско-, административно-процессуальная, производство по делам о дисциплинарных правонарушениях. Последние формы значимы при возмещении вреда, восстановлении прав и законных интересов жертв преступлений.

Информация о работе Борьба с преступностью. Профилактика и предупреждение преступности