Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 16:41, курсовая работа
В настоящей работе предпринята попытка исследования состояния и динамики преступности несовершеннолетних в Смоленской области, а также выявления факторов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.
Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой - необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике.
Введение. 2
1. Понятие несовершеннолетней преступности
и несовершеннолетняя преступность как объект
криминологического исследования. 3
2 Криминологическая характеристика личности
несовершеннолетнего преступника. 5
1. Половозрастные характеристики несовершеннолетних, совершивших преступления. 5
2. Характеристика преступности различных по роду занятий социальных групп несовершеннолетних. 7
3. Некоторые личностные особенности несовершеннолетних преступников. 7
3. Состояние преступности несовершеннолетних в городе Смоленске. 9
4. Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних на общегосударственном и региональном уровне . 10
5. Комиссия по делам несовершеннолетних : задачи и функции. 15
Вывод. 19
Краткий толковый словарь…...………………………….….20
Список литературы…………………………………………..21
Игнорирование двойного содержания цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних приводит некоторых ученых к необоснованному сужению жизненного пространства несовершеннолетних, на которых распространяются интересы криминологии. По их мнению граница этого пространства задана преступным поведением подростка.6
Предложенное понимание цели государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних – защита прав и интересов и защита общества от правонарушений и преступности несовершеннолетних – очерчивает те явления и процессы, с которыми непосредственно связаны ее базовые положения. Политика предупреждения преступности формируется с учетом:
В политике предупреждения преступности выделяют 3 взаимосвязанных элемента:
Первый – система идей, взглядов, лежащих в основе отношения государства и общества к явлению преступности. Этот элемент выражает процесс формирования политики предупреждения преступности;
Второй – деятельность
государственных и
Третий – последствия. Это показатель эффективности политики предупреждения преступности.8
Пониманию взаимосвязи политики как идеи и политики как практики способствует анализ направлений трансформации принципов политики предупреждения преступности в праве. Например, в области уголовного права они трансформируются прежде всего в определении:
Государство располагает многими средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. Основные из них:
Право в политике – регулятор формирования и средство реализации политики. А следовательно, одним из приоритетных направлений правовой политики в рамках предупреждения преступности несовершеннолетних должны стать:
Систему субъектов формирования и реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних должны образовывать государственные и негосударственные институты. Особое место среди институтов реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних занимает система «правоохранения».9
Цель системы правоохранения – обеспечение безопасности в обществе (защита человека, общества и государства от преступных посягательств) путем реализации закона и других норм права.
Субъектами политики
предупреждения преступности несовершеннолетних
могут выступать и
Проблема участия граждан и различных объединений как в процессе формирования политики, так и в процессе ее реализации заслуживает самостоятельного анализа. Следует отметить, что в основе правового регулирования участия населения в предупреждении преступности должны лежать три принципа: добровольность, государственное стимулирование, содействие, поддержка (система социальных, экономических и других льгот), дополнительная правовая и социальная защита.
Политика предупреждения преступности имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности формирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежит конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Изложенное выше понимание политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципы политики:
1. Подход к проблеме с учетом несовершеннолетних как особой группы населения, которая нуждается в повышенной защите.
2. Подход к проблеме с учетом ее приоритетности:
- решение всех задач,
связанных с предупреждением
преступности
3. Подход к процессу
Комиссия по делам несовершеннолетних является органом, который, в первую очередь, занимается профилактикой, предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних.11 Поэтому систему работы КДН можно представить следующим образом:
- учет правонарушителей;
- установление причин совершения преступлений;
- пути устранения этих причин.
В современный период правонарушение несовершеннолетнего рассматривается как свидетельство недостатков в воспитательной работе, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений подростков на территории города Смоленска - как серьезный показатель недостатков проводимой здесь воспитательной и профилактической работы. В профилактике и ликвидации правонарушений несовершеннолетних особенно велика роль общественности. Одной из основных форм участия граждан в воспитательно-профилактической работе с подростками является КДН при городской администрации.
КДН - государственный орган. Ее деятельность носит организационный и правовой характер. Она наделена полномочиями властного характера. Почти все лица, входящие в состав комиссии- представители государственных органов и общественных организаций - выполняют свои обязанности безвозмездно.12
Главными задачами КДН являются: