Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 10:46, контрольная работа
Криминалистические учения о следах и механизме следового взаимодействия составляют основу теории трасологии. Эти учения полностью распространяются и на транспортную трасологию.
Транспортная трасология - подраздел трасологии, в котором изучаются закономерности отображения в следах информации о событии ДТП и его участниках, способы обнаружения следов ТС и следов на ТС, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации.
Введение…………………………………………….……………….…………...3
1.Понятие следа и его виды…………………………………………….………4
2. Механизм следообразования………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………20
Cписок использованных источников…………………………………………..21
Из изложенного можно сделать вывод о том, что механизм преступления есть системе различных процессов взаимодействия людей и предметов материального мира, вследствие которых образуются следы* отражения. Следы (в широком их понимании), как источники криминалистически значимой информации, позволяют устанавливать механизм совершенного преступления, расшифровывать процессы взаимодействуя, решать при этом многие идентификационные и диагностические задачи расследования.
Особенности механизма совершенного преступления приводят к появлению особенностей и в системе следов-отображений. Знание закономерностей возникновения следов, зависимости между ними позволяет реконструировать форму, свойства, проявления взаимодействующих объектов, сам процесс взаимодействия и сформировать модель механизма совершенного преступления, а на этой основе определить программу дальнейшего расследования.
В общей форме механизм следообразования выглядит следующим образом, воздействие на объекты следообразования приводит к их взаимодействию, в результате чего возникает следовой контакт. Следовой контакт вызывает формирование следа, обусловленное системой сил, определяющих направления взаимных перемещений объектов следообразования. Следовой контакт является своеобразной кульминацией процесса следообразования. Это — момент взаимодействия поверхностей следообразующего и следовоспринимающего объектов, которые Б. И. Шевченко назвал контактными. Им же дана классификация и характеристика видов следового контакта.
Б. И. Шевченко различал следовые контакты: активные и пассивные, непосредственные и дистанционные, однослойные и многослойные, односторонние и обоюдные. По его мнению, “каждый конкретный следовой контакт совмещает в себе те или другие условия из числа перечисленных в указанных выше категориях”.
Основанием для деления контактов на активные и пассивные является источник энергии, вызвавший образование следа: в первом случае энергия исходит от самих объектов, а ее действие не побуждает их к самостоятельному контакту. При непосредственном контакте объекты следообразования прилегают друг к другу, при дистанционном находятся друг от друга на расстоянии.
При однослойном следовом контакте отображение образуется только на одном следовоспринимающем объекте, при многослойном — на нескольких, расположенных один за другим. Наконец, при одностороннем контакте отображение образуется на одном из объектов следообразования, при обоюдном — на обоих.
Понятие обоюдного следового контакта стало с некоторого времени трактоваться отдельными криминалистами гораздо шире, нежели это имел в виду автор термина. Инициатором подобного расширительного толкования выступил М. Я. Сегай, в трактовке которого это понятие приобрело общеметодологический характер.
При непосредственном следовом контакте контактирующие поверхности располагаются под определенным углом друг к другу. Характеристика различных углов, определяющих взаимное положение следообразующего и следовоспринимающего объектов, — рабочего, фронтального, встречного — также относится к понятийной части учения о механизмах следообразования
В последнее время предпринимаются попытки расширить понятийную часть учения о механизмах следообразования за счет интерпретации терминов наук, методы которых стали использоваться в трасологии. Например, Г. Л. Грановский считал необходимым включение таких понятий, как “поле следа”, “предельный переход” и др
Разумеется, такое расширение возможно (мы не рассматриваем сейчас вопрос об указанных конкретных понятиях), однако, по нашему убеждению, только при соблюдении тех условий, которые характерны для тенденций развития языка криминалистики в целом
Механизм следообразования в трасологии - это процесс взаимодействия двух объектов, в результате которого образуется след-отображение. Элементами этого процесса являются:
1) объекты следообразования:
а) следообразующий объект, признаки которого отобразились в следе;
б) следовоспринимающий объект, служащий носителем следа;
в) вещество следа, из которого состоит след;
2) следовой контакт - непосредственное
соприкосновение
3) энергия, приложенная к объектам следообразования.
В настоящее время в криминалистике наибольшее распространение получила классификация следов по двум основаниям.
1. По механизму следообразования
а) в зависимости от силы воздействия и твердости объектов выделяются следы объемные (вдавленные) и поверхностные. Поверхностные следы подразделяются на следы-наслоения и следы-отслоения.
Кроме этого, поверхностные
следы по различимости
б) в зависимости от особенностей контакта поверхности следообразующего и следовоспринимающего объектов следы делятся на статические (оттиски) и динамические.
в) в зависимости от особенностей образования следы подразделяются на локальные, и периферические.
2. По роду следообразующих объектов следы делятся на: следы человека (рук, ног, обуви, зубов, губ, ногтей), следы животных, следы транспорта и следы орудий и инструментов.
Список использованных источников
Информация о работе Контрольная по дисциплине "Криминалистика"