Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 12:55, контрольная работа
1. Понятие личности преступника. Соотношение понятий личность преступника и лица, совершившего преступление.
2. Соотношение социального и биологического в личности преступника.
3. Криминологическая характеристика личности преступника.
4. Классификация и типология личности преступника: значение и отличие.
5. Решение задач.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Кафедра: «Криминология и уголовно-
Контрольная работа
План.
Личность, как целостное образование - это социальное качество человека, которое не приобретается с момента рождения, а формируется в процессе общественных отношений, т.е. является продуктом социализации человека.
В современной отечественной психологии под личностью понимают человека, как носителя совокупности психических качеств и свойств, формирующихся в социально значимых для него видах деятельности и поведения.
Таким образом, человек -понятие общее, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.
Личность формируется и функционирует в процессе взаимоотношений с другими людьми, в конкретной социальной среде, в обществе. Биологические свойства личности -темперамент, свойства высшей нервной деятельности, потребности, возрастные признаки- выступают, как условия, влияющие на формирование различных психических процессов, свойств и качеств в конкретных социальных условиях.
Поведение человека социально детерминировано. С одной стороны, он объект социальных отношений, т.е. действий, идущих со стороны общества и его институтов. А с другой - человек, как субъект общественных отношений, одновременно рассматривается в качестве активного действующего лица, способного изменять и постоянно изменяющего среду своего обитания.
С этим связана проблема социальной активности личности, которая рассматривается в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение ее, как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Второй аспект исходит из понимания социальной активности личности, как некоторой конкретной меры деятельности.
Понятие «личность» характеризуется применительно к определенной области исследования. Хотя проблема личности имеет общезначимый характер, непосредственно касается всего общества, она изучается многими науками, но каждой наукой — с позиций своего предмета. Для криминологии объектом познания является особый тип личности — личность преступника. Это понятие условное и его следует рассматривать особо. Любая личность свободна выбирать поведение. Криминология «отбирает» таких личностей, которые совершают преступления, они и являются для этой науки объектом исследования. Личность преступника, как и человек вообще, оценивается как деятельное существо, образ жизни которого накладывает решающий отпечаток на весь ее облик. Человек, не способный совершать осознанные действия, отвечать за свои поступки, лишен необходимых свойств, характеризующих его именно как личность. У личности любого типа, в том числе и у личности преступника, складываются взаимоотношения с окружающими людьми. Благодаря деятельной натуре человека, вокруг него складываются общественные отношения, между личностью и обществом всегда существует связь. В системе этих общественных отношений надо видеть и отношения, характерные для личности преступника.
Преступление (преступное поведение личности), как и всякое социально значимое действие, есть результат собственной деятельности человека. В каждом конкретном случае сама личность, и только она принимает решение о совершении преступления. Такое решение «существует» в личности как собственное внутреннее убеждение и как сознание. личность преступник коррекция психологический
Криминологи изучают эту совокупность свойств для использования в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, а также при создании основ и методик индивидуальной профилактики. Однако на основе изучения личности конкретного преступника невозможно определить причины совершения ни определенной группы преступлений (например, причин совершения квартирных краж), ни, тем более, всех преступлений вообще. Именно поэтому, криминологи в процессе научных исследований и обобщений правоприменительной практики изучают личность преступника на групповом уровне1.
При таком подходе изучаются категории и типы преступников, выделяемые по сходству как совершаемых преступлений, так и содержания личностных качеств самих субъектов преступных деяний.
Таким образом, личность преступника в криминологии изучается на трех уровнях:
- индивидуальном;
- групповом;
- общем.
Если обобщить приведенные три уровня изучения личности преступника, то, на этой основе, можно сформулировать криминологическое понятие личности преступника в широком смысле.
Личность преступника - система характеристик, используемых для изучения личности человека, совершившего преступление и определения причин совершения преступлений.
При
рассмотрении личности
1. Социальный характер личности преступника.
Этот аспект позволяет рассматривать личность преступника как:
- члена общества;
- члена социальных групп или иных общностей (например, военнослужащих);
- носителя социально-типичных черт.
2. Человек не рождается, а становится преступником.
То есть каждый человек, как личность - это продукт не только существующих отношений, но также своего собственного развития. Одно и то же общественное положение будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает его к совершенно различным действиям. Система отношений человека к различным социальным ценностям, нормам и институтам, самому себе и своим обязанностям, различным общностям, группам и т.д. зависит, следовательно, как от внешних, так и внутренних личностных обстоятельств.
3. Необходимо всесторонне изучать субъекты совершения самых разнообразных преступлений, в том числе и неосторожных. Личность всех совершивших преступления, должна быть предметом криминологического изучения. Это имеет огромное практическое значение в первую очередь для профилактики правонарушений.
4. Не всем без исключения лицам, совершившим преступление, характерны стойкие антиобщественные взгляды и ориентации и ярко выраженная индивидуалистическая направленность. Отсутствие их у некоторой части преступников не снимает вопроса о необходимости изучения и их личности, как носителя причин преступного поведения.
5. Изучение личности преступника должно строиться на твердой правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки. Ведь после отбытия наказания человек уже не преступник и потому не может рассматриваться как преступная личность. Не обязательно, что человек после отбытия наказания исправился. Истек установленный законом срок наказания. Исправление, в виде положительной перестройки системы нравственных и психологических ценностей, ведение социально одобряемого образа жизни, может наступить гораздо позже, или вообще не наступить. Тогда, в последнем случае, это будет личность, представляющая общественную опасность.
6. Личность преступника отличается от законопослушной личности своей общественной опасностью. Однако общественная опасность личности гражданина не предполагает обязательного преступного поведения. Это качество зависит как от самой личности, так и от внешних обстоятельств, способных препятствовать такому поведению или даже исключить его.
7. Различные аспекты личности
преступника, помимо криминологии,
изучают другие юридические
Таким образом, личность преступника, можно определить как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему
а) психологических особенностей,
б) антиобщественных взглядов,
в) отрицательного отношения к нравственным ценностям и
г) возможности выбора общественно-опасного пути для удовлетворения своих потребностей или не проявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата.
Иными словами, все те качества преступника, или человека, который только еще может стать на преступный путь, которые могут объяснить совершение преступления и входят в предмет криминологии. Результаты такого изучения являются основой для разработки криминологией проблем профилактики преступлений.
Дискуссии вокруг понятия личности преступника в теории науки столь же, если не более, яростные, чем, скажем, дискуссии о причинах преступности.
На заре развития криминологии ученые видели в преступнике тип личности, как бы выпадающий из человеческой популяции. Причем, одни видели в преступниках людей, отмеченных печатью Каина, в полном соответствии с распространенными теологическими концепциями. Другие, наблюдая жестокость многих преступников или приверженность их к занятию конкретным преступным промыслом, например кражами, стали искать причины этого в биологических особенностях людей. Такое представление, начавшись с учений френологов и получившее законченный вид в теориях Ломброзо и его последователей, в течение длительного времени было распространенным. Третьи конструировали специфические социальные типы преступников, отвергая биологический подход. Четвертые искали компромисс между социологическим и биологическим подходом к личности.
Углубленное изучение проблемы привело многих ученых к тому, что понятие "личность преступника" было поставлено под сомнение и высказана идея о том, чтобы отказаться от нее, заменив более пространным, но более точным понятием личности людей, совершающих преступления.
Когда френологи, а затем Ломброзо разрабатывали биологический тип преступника, измеряя его лоб и т. д., то они исходили из того, что преступников нужно искать в "низах" общества и что они "отмечены природой". Венценосных убийц и насильников они не обмеряли. Как и те, кто стоял на позициях, что преступник есть социальный тип, а не биологический. В то же время они искали эти социальные типы в определенных слоях общества, стоящих на низших ступенях социальной лестницы. И те, и другие преуспели в доказательствах своей правоты с той лишь разницей, что биологизаторы говорили о преступности самой человеческой личности, а стоявшие на социальных позициях были гораздо гуманнее по отношению к человеку и "строже" к обществу, толкавшему людей на преступление2.
Одной из коренных проблем изучения личности преступника является проблема соотношения социального и биологического. Она имеет принципиальное практическое и правовое значение. От ее решения во многом зависят объяснение причин преступности и определение главных направлений борьбы с ней.
Отечественные криминологи исходили и исходят из того, что преступность, как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальный характер, социально обусловлена. Это отнюдь не означает игнорирования биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но не его причины.
Некоторые ученые в подтверждение того, что биологические факторы могут сами по себе приводить к преступному поведению, что предрасположенность к этому поведению может передаваться по наследству, приводят данные о том, что в общей массе преступников немало лиц с расстройствами психической деятельности.
Действительно, как показывают исследования, среди преступников, особенно совершающих насильственные преступления, высок удельный вес людей, имеющих различные психические отклонения. Такие науки как психология, психофизиология, психиатрия, а также некоторые криминологические данные дают основание считать, что ослабление или искажение психической деятельности любого происхождения способствует возникновению и развитию таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и, вместе с тем ведет к снижению волевых процессов, повышению внушаемости, ослаблению сдерживающих контрольных механизмов. Эти черты препятствуют нормальному развитию личности, приводят к инвалидности, мешают заниматься определенными видами деятельности и вообще трудиться, что повышает вероятность совершения противоправных действий и ведения антиобщественного образа жизни.
Однако это вовсе не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений.