Контрольная работа по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:31, контрольная работа

Краткое описание

Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности преступника.
В отличие от других юридических наук криминологическое понятие «личность преступника» в законе не упоминается. И, тем не менее, выделение преступников из всей массы людей производится на основе юридического критерия, а именно, факта совершения лицом преступления.
Под личностью преступника понимается личность человека, умышленно или по неосторожности совершившего общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Содержание

1. Понятие личности преступника. Соотношение личность преступника и лица, совершившего преступления стр. 3
2. Соотношение социального и биологического в личности преступника стр. 5
3. Криминологическая характеристика личности преступника стр. 10
4. Классификация и типология личности преступника: значение и отличие стр. 17
Задачи стр. 21
Список использованной литературы стр. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Университет имени О.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, указанные психические отклонения могут существенно способствовать неправильному развитию личности и непосредственно ее преступному поведению. Однако они не определяют социальное содержание личности и потому не могут быть признаны причиной, порождающей такое поведение. При психических аномалиях, не исключающих вменяемости, сохраняются (хотя и с определенными изменениями) общие механизмы осознания и руководства преступным поведением.

Таким образом, выявление так называемых психобиологических предпосылок асоциального поведения как неблагоприятных свойств психики и организма, которые затрудняют социальную адаптацию индивида, является отнюдь не самоцелью, а имеет свой смысл прежде всего в связи с превентивной практикой, так как позволяет проводить воспитательно-профилактическую деятельность с учетом всех, в том числе и индивидуальных факторов, обусловливающих отклонения в поведении и сознании личности. Неблагоприятные психобиологические предпосылки требуют, как правило, дополнительных как психолого-педагогических, так и медицинских корректирующих мер и воздействий.

 

3. Криминологическая характеристика  личности преступника

 

Личность включает в себя совокупность сторон внутренней (сознание) и внешней (деятельность). Личность человека представляет собой систему социально-психологических свойств и качеств, в которых отражены связи взаимодействие человека с социальной средой посредством практической деятельности.

В структуре личности можно выделить следующие элементы:

- социальный статус, который включает  совокупность всех признаков, отражающих  место человека в системе общественных отношений. Такими признаками являются - пол, возраст, семейное положение, уровень образования, принадлежность к определенной социальной группе др.;

- социальные функции, выраженные  посредством показателей реальных  проявлений личности в основных сферах деятельности (профессионально-трудовой, социально-культурологической, социально-бытовой);

- нравственно-психологичекие установки, отражающие отношение человека  к его проявлениям в основных  видах деятельности. В данном  случае имеются в виду - отношение к общегражданским обязанностям, государственным органам, закону, правопорядку, труду, семье, культурным ценностям и т.д.

В криминологии также вычленяются группы признаков личности: социально-демографические признаки; уголовно-правовые признаки; социальные проявления в разных сферах жизнедеятельности, или специальные связи; нравственные свойства; психологические признаки; физиологические (биологические) характеристики.

Именно, исходя из вышеизложенных положений, проводится криминологический анализ личности преступника. Однако у него есть определенные особенности. Несомненно, что наглядным отличием личности преступника от непреступника является сам факт совершения преступления. На внутреннем уровне преступление имеет негативную направленность, т.е. антиобщественную. На внешнем же оно воплощено в специфическом виде деятельности, а именно - преступной деятельности.5

Из вышесказанного можно сделать вывод, что «отличие личности преступника от непреступника состоит в негативной направленности, реальными носителями которой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы».

Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, ее социально-ролевого поля.

Существует четыре подхода к определению и пониманию социальных ролей:

1. Поведение человека зависит  от позиций, занимаемых им в  обществе. Человек занимает ряд  позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет своё содержание (сценарий роли). И человек следует этому сценарию. Это нормативное понимание роли (социальной роли). Сама эта социальная позиция – своеобразный узел связей в социальных отношениях, а роль – содержание требований, предъявляемых к лицу, занимающему данную позицию.

2. При втором подходе роль  – это спонтанное, свободное поведение  личности, обусловленное ей индивидуальными  особенностями. Человек творит роль  как свободный художник. Этим  подчёркивается творческое начало  в исполнении роли, неповторимость её исполнения каждым человеком.

3. Роль – это содержание ожидания  других людей и социальных  групп относительно того, как  будет себя вести человек, занимающий  определённую позицию. Практически  это частный вариант первого  подхода, делающий акцент именно на социально-психологических ожиданиях, а не на официальных требованиях. Ожидания рассматриваются как компоненты личности, определяющие её поведение.

4. Роль как продукт взаимодействия  социальных факторов и внутреннего  мира человека. При этом равнозначно рассматриваются как предписания внешней среды, так и социальные ожидания других субъектов.

В криминологии целесообразно исходить из нормативного понимания роли. В соответствии с ним социальная позиция – это своеобразный узел отношений в социальной системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций. Даже только в семье он – сын/дочь, отец/мать, брат/сестра, внук/внучка. Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно составляемый трёмя группами субъектов:

- государством, выраженный в системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов и т.д.);

- обществом в форме общепринятых  и поощряемых общественным мнением  норм поведения, моральных, эстетических, религиозных, норм определённой  партии, движения, диаспоры и иных;

- неофициальными структурами (семьёй, досуговыми группировками, группами  сослуживцев и т.д.) – в форме  неписаных правил поведения и  социальных ожиданий. К последней  группе субъектов относятся и  преступные формирования с их  нормами поведения и социальными ожиданиями.

Для каждого человека важна значимость социальной позиции, значимость субъекта, от которого исходят нормы-ожидания. Существенна оценка личностью условий исполнения каждой роли. Исполнение роли, особенно если это продолжается долго, накладывает на личность определенный отпечаток, развивает у нее одни качества и подавляет другие. Например, отмечено, что формирование несовершеннолетних правонарушителей преимущественно под влиянием неформальных досуговых группировок развивает у них качества, важные для неофициального межличностного общения: они легко устанавливают контакты с людьми, чутко реагируют на их настроения и т. п. В то же время у них нередко отсутствуют черты, которые ценятся в трудовом коллективе: дисциплина, профессионализм и т. п.6

Криминологу важно различать: 1) роль как совокупность нормативных предписаний, соответствующих данной позиции; 2) роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он намерен исполнять; 3) фактическое исполнение роли в конкретных условиях места и времени. В последнем случае это зависит от социальных условий, а также уже ранее сформированных личностных характеристик.

Социально-ролевой подход не исключает активности личности, но задает социальные пределы этой активности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. У несовершеннолетних этот выбор практически ограничен, у осужденных, отбывающих лишения свободы, также.

При анализе деятельности лиц, совершающих преступления, учитывается следующее: 1) фактическое поведение лица не идентично содержанию роли; 2) личность представляет собой определенную целостность при всем многообразии ее позиций и ролей, в деятельности она проявляет себя именно в этой целостности, субъективной интеграции разных социальных позиций и ролей; 3) деятельность оказывает на человека обратное воздействие, при этом важно одобрение или неодобрение поведения, его закрепление и закрепление его результатов в сознании личности. В этом аспекте криминологически значима проблема безнаказанности части преступников, баланс их приобретений и потерь в результате преступной деятельности. Иногда они считают выгодным даже отбыть определенный срок лишения свободы, но сохранить добытое преступным путем во имя своего солидного материального обеспечения на долгие годы.

Деятельность - это определенная система действий, система поведения. Она охватывает и материально-практические, и интеллектуально-духовные операции, т. е. и работу мысли.

При криминологическом анализе деятельности личности устанавливается следующее: 1) представляет ли собой преступное деяние изолированный акт или оно - звено в цепи определенной системы поступков; 2) является ли преступное поведение «скачком» от нормы к преступлению или оно представляет собой итог эскалации антиобщественного поведения. Выявляются факты: а) нарушения требований, соответствующих нормальным для человека определенного возраста и положения социальным позициям (преждевременное оставление школы несовершеннолетним, отказ в материальной поддержке детям и т.п.); б) аморальных, но не противоречащих праву поступков (пьянство, половая распущенность и т. п); в) противоправных поступков непреступного характера (дисциплинарно, административно наказуемых, гражданско-правовых деликтов), преступлений; 3) в какой сфере деятельности совершаются преступления.

Криминологические исследования указывают на то, что в большинстве случаев совершение тяжких преступлений бывает результатом не «скачка» от нормального поведения к наиболее общественно опасному преступному, а постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного поведения. По данным выборочных исследований, более 80% лиц, совершавших умышленные убийства, ранее совершали либо преступления, либо неоднократно иные правонарушения.

Анализ сфер деятельности, взаимодействий, в которых совершались преступления, сопровождается выяснением того, насколько распространены соответствующие типы взаимодействий, как часто они дают криминальный результат при участии в них лиц с теми или иными характеристиками. На этой основе может даваться прогноз развития преступности, а также формулируются рекомендации по предупреждению преступлений со стороны соответствующих лиц в данных условиях.

Под «мотивационной сферой личности» понимается вся «совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни». Ряд авторов полагают, что можно говорить о совокупности мотивов и целей.

Выделяются следующие основные мотивы, лежащие в основе преступного поведения и преступности:

1) общественно-политические: устройство  управления государством и обществом, участие в этом управлении, влияние на него и т. п.;

2) социально-экономические: а) удовлетворение  «абсолютных», т. е. самых необходимых, жизненно важных потребностей; б)  удовлетворение «относительных»  потребностей, возникающих в условиях  социально- экономической дифференциации  населения и сравнения людьми своего положения с положением окружающих; в) достижение своего «идеала» - некоего «материального стандарта» (сверхбогатство) или «социального стандарта» (проникновение в «высшие слои» общества), на которые ориентировано данное лицо, либо другого;

3) насильственно-эгоистическая (агрессивная в физическом или психологическом планах): а) абсолютизация идеи самоутверждения, реализации имеющихся потребностей и интересов в любых формах; б) самоутверждение в тех формах, которые возможны для лица в конкретных ситуациях (невоспитанный, нецивилизованный человек привычно отвечает оскорблением на замечания либо затруднение в использовании судебного порядка защиты чести и достоинства ведет к физической расправе с обидчиком); сюда же относятся случаи, когда забитый, находящийся в «нечеловеческих условиях» человек и утверждается «нечеловеческим» путем.

4) легкомысленно-безответственные: а) отсутствует потребность и заинтересованность  в соотношении своих поступков  с существующими нормами поведения, законом; б) избирательность такого соотношения (например, только в условиях строго внешнего контроля либо в общении с власть имущими, но не подчиненными и «безответными людьми» и т. п.).

В преступном поведении и преступности указанные мотивы проявляются в различных сочетаниях. Отмечается своеобразие криминальной мотивации отдельных групп преступников (несовершеннолетних, женщин и т. д.) либо в разных типах ситуаций.

Неотъемлемой подструктурой личности являются социальные и психологические аспекты жизненного опыта. Собственно говоря, все реакции человека на внешние воздействия, его собственные желания и влечения базируются на этом опыте. Они проявляются не только как определенные навыки, знания и привычки, в том числе антиобщественного характера, и не только выработанной всей прожитой жизнью системой отношений и оценок. Как показывают эмпирические исследования, жизненный опыт, в том числе имевший место в далеком детстве, особенно если он был эмоционально насыщен и психотравматичен, может «застрять» в психике и уже много лет спустя мотивировать преступное поведение. 7

 

4. Классификация и типология  личности преступника: значение  и отличие

 

Изучение преступников будет неполным и нерезультативным, если не систематизировать полученные о них данные по определённым критериям. Борьба с преступностью не может ориентироваться только на индивидуальную неповторимость каждой личности, одновременно она должна учитывать неоднородность контингента преступников. Эта проблема развязывается путём деления преступников на отдельные группы и типы, что достигается при помощи классификации и типологии. Как правило, в криминологической литературе различают типологию и классификацию. Считается, что типология обобщает совокупность типичных для всех или определенных групп социальных особенностей, в то время как классификация подразделяет преступников на группы согласно единичному, индивидуальному признаку.

Информация о работе Контрольная работа по "Криминологии"