Криминологическая
характеристика преступлений в сфере
экономической деятельности
Преступления, совершаемые
в сфере экономики, одна из составных
частей преступных деяний, выделяемых
при их криминалистической классификации.
В эту группу включаются преступления,
подпадающие при уголовно-правовой
квалификации под признаки самых
различных статей УК (приписки, должностные
хищения, выпуск недоброкачественной
продукции и т. д.). Однако сходство
по ряду признаков, существенных с точки
зрения методики расследования, позволяет
рассматривать все их множество
в качестве криминалистически однородной
группы преступлений. Имеются в виду следующие
признаки:
1) субъектами рассматриваемых
преступлений являются работники
управленческих, производственных, коммерческих
и иных структур, реализующие
свои функции в сфере экономики
(прежде всего - это должностные
и материально-ответственные лица);
2) преступления ими совершаются
в связи с выполнением своих
профессиональных функций в процессе
производства, хранения, сбыта, обеспечения
сохранности изготовляемой и
выпускаемой продукции, осуществления
контроля за ее качеством, правильностью
финансовых операций, оказания материальных
и иных услуг населению и других видов
деятельности;
3) в основе преступлений
лежит нарушение правил нормативного
характера, определяющих направленность,
регулирующих порядок и условия
осуществления соответствующей
деятельности, регламентирующих права
и обязанности ее участников (законов,
инструкций, приказов и т. д.). Сказанному
не противоречит то, что в ряде
диспозиций статей УК, применяемых
при их уголовно-правовой квалификации,
непосредственного указания на
нарушение тех или иных правил
не содержится. В таких случаях
указанное обстоятельство предполагается
в качестве необходимого элемента
преступного деяния. Так, например
загрязнения водоемов и воздуха,
ядовитыми промышленными стоками
и выбросами, - нарушение законов
об охране атмосферного воздуха,
природы, Основ законодательства
о здравоохранении, ведомственных
нормативных актов и т. д.
Учет всей совокупности вышеуказанных
признаков позволяет отграничивать
данные преступления от сходных с
ними по отдельным признакам, но не
входящих в рассматриваемую группу
деяний (например, от преступлений, совершаемых
членами трудовых коллективов в
сфере быта: от преступлений, которые
совершаются в сфере экономики,
но не в связи с выполнением
профессиональных обязанностей). Важное
значение для выявления и раскрытия экономических
преступлений имеет учет того, что все
они сходны в основных принципиальных
чертах и с точки зрения механизма следообразования,
круга и характера носителей и источников
информации, необходимой для установления
истины по уголовным делам. Это сходство
обусловлено в первую очередь таким фактором,
как закономерная связь преступлений
с профессиональной деятельностью, а также
теми закономерностями, которые лежат
в ее основе: она возникает, осуществляется,
изменяется и прекращается на нормативной
основе. Данное обстоятельство выступает
в качестве важнейшей из детерминант этой
деятельности, предопределяющих ее стабильность,
устойчивость, необходимость, повторяемость
всех основных ее сторон. Функционирование
в процессе профессиональной деятельности
орудий труда, средств производства, контрольной
аппаратуры, сырья, полуфабрикатов, готовой
продукции, других предметов, отражение
этой деятельности в специальных финансовых,
технологических, бухгалтерских и иных
документах также оказывают существенное
влияние на механизм отражения преступлений
и формирование информации, как о самой
деятельности, так и о преступлениях, связанных
с ней. Не случайно, поэтому типичными
носителями и источниками информации,
собираемой при выявлении и расследовании
преступлений, совершаемых в сфере экономики,
являются:
1) финансовая, оперативная,
техническая, технологическая и
иная документация предприятий
организаций, учреждений, а также
предприятий, состоящих с ними
в договорных отношениях, документы
их вышестоящих организаций, государственных
и общественных органов, выполняющих
контрольно-надзорные функции на
предприятиях, в организациях, учреждениях;
2) субъекты всех видов
указанной деятельности;
3) различные материальные
объекты, функционирующие в ходе
подготовки и осуществления соответствующего
вида профессиональной деятельности
(орудия труда, технические средства,
продукты деятельности и т.
д.), реализации ее результатов,
контроля качества, проверки ее правильности
и эффективности. С точки зрения мотивов
одна часть рассматриваемых преступлений
характеризуется корыстными побуждениями
(должностные хищения, взяточничество
и т. д.), другая - мотивами иного плана:
карьеристскими соображениями, нежеланием
перетруждать себя излишними, с точки
зрения преступников, заботами и т.п. Последняя
группа преступлений (преступная халатность,
нарушение правил техники безопасности
и т. д.) являет собой пример уголовно наказуемого,
небрежного, безответственного, недобросовестного
поведения субъектов в сфере их трудовой
деятельности. Преступления того и другого
плана совершаются в сфере производства
(в промышленности, сельском хозяйстве,
строительстве и т. д.), а также в сфере
обслуживания населения. В свою очередь,
в каждой из таких подсистем преступлений
(например, преступлений, совершаемых
в сфере промышленного производства) могут
быть выделены их составные части, исходя
из учета отдельных видов преступлений,
характера нарушенных правил (например,
преступления в сфере экономики, связанные
с нарушением правил техники безопасности,
преступления, связанные с нарушением
правил торговли), внутривидовой специфики
профессиональной деятельности, своеобразия
предмета, способов преступных посягательств,
характера и особенностей, обусловленных
преступными действиями (бездействием),
наступлением тех или иных вредных последствий.
Основная цель таких классификаций - получение
и использование в научных и практических
целях дополнительных знаний о специфике
соответствующих подгрупп, видов и разновидностей
преступлений, совершаемых в сфере экономики.
Основные причины
и условия совершения преступлений
в сфере экономической
деятельности
Экономическая преступность
все больше и больше заявляет о
себе, становясь распространенным и
надежно скрываемым источником обогащения.
Эволюционный процесс смены социально-экономической
формации в республике, осуществляемый
фактически при отсутствии правовой
основы или при значительном запаздывании
принятия законодательства, регулирующего
переход к рыночным отношениям, вызвал
активизацию криминального элемента,
направленную, прежде всего на изыскание
надежных возможностей беспрепятственного
обогащения. Этому способствовал
и процесс расслоения общества по
имущественному положению, разделения
его на бедных и богатых. Не последним
фактором в появлении целого ряда
экономических преступлений явилось
тяжелое материальное положение, в
котором оказалось большинство
граждан, отсутствие перспектив его
улучшения. Как следствие экономической
неустроенности стала формироваться
криминальная идеология с лозунгом
"богатство любым путем". Все
это не могло не вызвать многообразия
криминальной деятельности определенной
категории лиц, использующих сложившуюся
обстановку в своих целях. Все
более квалифицированными становятся
способы уклонения от налогов, извлечения
незаконных доходов в банковской
системе, развивается подпольное предпринимательство,
базирующееся на незаконной деятельности,
под прицел преступного элемента
все более попадает природное
богатство страны, осваивается компьютерная
техника в преступных целях и
т.д.
Наконец, участились самые
типичные формы корыстных посягательств
на собственность, стимулируемые неэффективной
деятельностью правоохранительных
органов по ее защите. Резко увеличилось
количество и корыстно-насильственных
преступлений, объект посягательства
которых расширяется за счет жизни
и здоровья людей. Такие преступления
составляют особую группу и выходят
за рамки понятия экономического
преступления.
Управленческие просчеты
повлияли на “вектор”, направленность
стратегии экономических реформа
породили их криминальный характер. К
числу наиболее крупных управленческих
ошибок можно отнести:
а) отсутствие четкой концепции
экономических реформ;
б) стремительность реформирования
собственности еще до создания необходимых
концептуальных, психологических; правовых
и иных общественных предпосылок;
в) наделение широкими; почти
не контролируемыми полномочиями должностных
лиц; иных служащих государственного управления
при приватизации собственности; иных
видов экономической “реформаторской”
деятельности.
Нормативно-правовые просчеты
повлияли на тактику экономических
реформ; они не позволили создать
эффективный правовой механизм реформированиям
В России с большим опозданием сформировалась
потребность отлаженного правового механизма
реформ; только недавно приступили к разработке
целого ряда “рыночных” отраслей права:
финансового; банковского; страхового;
таможенного; налогового и ряда других.
В правовой сфере общества продолжают
иметь место старые традиции “фискального
фундамента реформ”; возлагаются излишние
надежды на уголовную политику; уголовное
и административное право; которые носят
при реформировании экономических отношении
вспомогательную (охранительную; превентивную;
карательную); а отнюдь не созидательную
роль.
Указанные и иные предпосылки
существенно влияют на состояние; структуру;
динамику современной экономической
преступности в России.