Латентная преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы комплексно и всесторонне проанализировать проблемы, связанные с латентной преступностью и ее профилактикой. Рассмотреть решения проблем латентной преступности как на основе общетеоретических и общеметодологических идей построения правового государства, так и выводов отраслевых юридических наук, уголовного и уголовно-процессуального законодательства России.
В соответствии с целью необходимо выполнить следующие задачи:
- дать общее понятие преступности, указать ее признаки;
- сформулировать понятие латентной преступности;
- рассмотреть виды латентной преступности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и виды латентной преступности…………………………………..5
2. Причины латентной преступности…………………………………………10
3. Значение изучения латентной преступности………………………………15
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы ………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

латентная преступность.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

4) нежелание  огласки отдельных сторон своей  жизни, потеря авторитета, в том  числе предприятия, учреждения;

5) убеждение  в нецелесообразности уголовного  наказания за совершенное преступление;

6) незнание уголовного закона;

7) страх быть  разоблаченным из-за причастности  к другим преступлениям;

8) иные причины.

      Недоверие к милиции или боязнь  мести со стороны преступника  чаще всего останавливали пострадавших  от изнасилования. Опасение мести  со стороны преступников больше всего распространено в сельской местности, где преступник и жертва зачастую знают друг друга.

      Мотивы укрытия преступлений  от учета – искусственной латентности  – распределились следующим образом:

1) загруженность  милиции;

2) стремление  создать мнимое благополучие;

3) такие мотивы  как слабое материально-техническое  обеспечение, низкая заработная  плата, плохая правовая подготовка  отдельных сотрудников и т.д.;

4) недобросовестность  отдельных сотрудников правоохранительных  органов.

      Таким образом, изучение латентной преступности указывает на дополнительные направления, по которым должна развиваться предупредительная деятельность.

      Состояние зарегистрированной преступности  изучается на основе статистической  отчетности.

      О наличии латентности многое может сказать сопоставление данных уголовной статистики и статистика административных нарушений, гражданско-правовых деликтов, данных медицинских учреждений об обращении граждан за помощью в связи с телесными повреждениями, данных о числе жалоб, заявлений граждан.

      Основными источниками информации о преступности являются: а) юридическая (уголовно-правовая, криминологическая, административно-правовая, гражданско-правовая и др.); б) моральная; в) экономическая; г) социально-демографическая; д) прочая.

      Уголовно-правовая статистика (уголовная,  криминальная) - одна из наиболее  древних и развитых отраслей  юридической статистики. Статистические  сборники о преступности издаются  в России и во многих других  странах. К настоящему времени  накоплен богатый статистический материал, связанный с отчетностью правоохранительных органов, учетом преступлений и лиц, их совершивших, отчетами о следственной работе и работе прокуроров. Другое дело, что многие противоправные действия намеренно скрываются сотрудниками милиции и других организаций, некоторые преступления вообще остаются неизвестными правоохранительным органам. Все они составляют латентную преступность, к которой, по мнению экспертов, относится большая часть совершенных преступлений.

      Официальная уголовная статистика является важным источником знаний о латентной преступности и включает в себя:

      1. Статистические  отчеты. Программированному исследованию  должны подвергаться журналы  регистрации заявлений и сообщений  о преступлениях в МВД, органах прокуратуры, и других правоохранительных органах. В том числе отчеты о зарегистрированных преступлениях (форма № 1 МВД РФ); отчет о лицах, учет лиц, совершивших преступления (форма № 2 МВД РФ); а также форма № 1г МВД РФ, содержащая сведения о зарегистрированных преступлениях и выявленных преступниках в разрезе всех статей уголовного кодекса; учет подростков, доставленных в инспекции по делам несовершеннолетних; представления и постановления прокуроров; материалы служебных расследований фактов укрытия от регистрации, а также ряд иных6.

      Отчеты  судов и органов юстиции, в  том числе отчет о работе  судов (форма № 1 МЮ РФ); отчет  о числе привлеченных к уголовной  ответственности и мерах уголовного  наказания (форма № 10 МЮ РФ); отчет о составе осужденных, месте совершения преступления (форма № 11 МЮ РФ); отчет об осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте (форма № 12 МЮ РФ), при необходимости – другие формы судебной статистики7.

      2. Статистические  карточки первичного учета, в том числе отражающие сведения о преступлении, о совершившем его лице, о подсудимом. В этих карточках содержится гораздо больше данных, чем в статистических отчетах. Хотя эти отчеты составляются на основании карточек первичного учета. Все данные карточек первичного учета вводятся в банк данных информационных центров министерств и управлений внутренних дел субъектов Федерации. Соответственно при изучении преступности можно по специальным программам анализировать конкретные данные карточек. Это дает возможность сопоставлять разные показатели одной или нескольких карточек применительно к выделяемому объекту исследования. Например, при анализе краж можно выяснить, что и откуда похищалось, находились ли соответствующие объекты под охраной, какой именно.

       3. Показатели социально-экономической, социально-демографической и другой статистики. Например, для исчисления коэффициентов преступности требуются сведения о численности населения, в том числе разного возраста.

      4. Данные  об иных правонарушениях, пьянстве, алкоголизме, наркомании и т.п.  Они содержатся в материалах, как государственной статистики, так и ведомственной (МВД РФ, МЮ РФ и т.п.).

      5. Материалы  обобщения уголовных дел, материалов  и заявлений о преступлениях. Уголовные дела, материалы, заявления изучаются в сплошном либо выборочном порядке. Сплошное исследование проводится, когда число дел невелико. При выборочном изучении дел определяется сначала количество всех дел, а затем решается вопрос об объеме выборки. Во всех случаях изученное число дел должно обеспечивать представительность (репрезентативность) исследования. Это требует, прежде всего, квотной выборки, воспроизводящей структуру преступности с учетом доли каждого вида преступлений в общем числе зарегистрированных. Для точного расчета выборки полезно привлекать специалистов по использованию выборочных методов исследования.

      6. Результаты  изучения общественной психологии, правового сознания, общественного  мнения о преступности и борьбе  с ней.

      7. Данные  опросов осужденных в сравнении  с результатами опросов лиц  из контрольной группы. Опросы  осужденных информативны в силу  того, что вращаясь в определенной  среде, они лучше знают реальную  ситуацию, и то, как она доходит  до сведения правоохранительных органов и общественности. Что касается собственной противоправной деятельности, которая оказалась утаенной, то лучше их о ней не знает никто!

      8. Данные  опросов граждан. Их интервьюируют,  опрашивают с помощью анкет. 

      9. Опросы  специалистов, а особенно специалистов из числа работников правоохранительных органов информативны не только потому что они являются хорошими экспертами, но и потому, что они нередко хорошо осведомлены о размерах укрываемой  от регистрации преступности.

      10. Результаты экспериментов, если они проводились.

      Учет  преступности основывается на  регистрации конкретных ее проявлений: фактов совершенных преступлений; лиц, совершивших эти преступления; жертв преступлений и сумм  материального ущерба, причиненного преступлениями организованных преступных формирований, и прочих.

      Многие  исследователи отмечают кратное  превышение латентной преступности  над регистрируемой. Коэффициент  скрытости преступлений (то есть  соотношение между совершенными  преступлениями и преступлениями, ставшими известными правоохранительным органам) довольно высок во всем мире8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Значение изучения латентной  преступности.

      Одной  из острейших проблем современности,  влияющей на все стороны общественной  жизни и  создающей угрозу проведению экономических преобразований, фактором социальной дестабилизации является устойчивый рост преступных проявлений, увеличение в структуре преступности доли тяжких и особо тяжких преступлений, а также разрастание организованной преступности. Такое положение дел повышает усилия правоохранительных органов, направленные на обеспечение контроля над преступностью, и ее предупреждение. Однако необходимой предпосылкой для этого служит знание подлинных масштабов преступности, оперирование показателями фактического ее состояния, а не только той части, которая нашла отражение в официальных данных криминальной статистики.

      Криминологические  исследования свидетельствуют, что  разрыв между количеством реально  совершенных преступлений и сведениями  о них, располагаемыми органами, ведущими статистический учет преступлений, весьма значителен.

      Латентная  преступность, как и преступность  в целом, оказывает негативное  воздействие на экономику страны, сдерживает развитие внешнеэкономических  связей, динамику совместной хозяйственной деятельности, поступление иностранных инвестиций. Эксперты единодушны в признании того, что тенденция на криминализацию российской экономики вполне очевидна. В первую очередь это относится к кредитно-финансовой системе. По заключению главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ, организованная преступность контролирует в России 60% банков от общего числа российских финансовых структур9. Процессы, происходящие в сфере финансово-экономических отношений, вынуждают политиков самого высокого уровня признать, что “государство все больше теряет контроль над экономикой и сферой финансов. Угроза создания в России криминального общества приобретает статус вопроса национальной безопасности и выживания России как государства”10.

      Скрытая  преступность оказывает серьезное  влияние и на социально-психологический  климат в обществе. Она порождает  у граждан недоверие в способность  государственной власти гарантировать  их безопасность, создать благоприятные  условия для реализации конституционных прав и свобод, эффективно вести борьбу с преступностью, обеспечить неотвратимость ответственности виновных лиц за правонарушения. Безнаказанная преступность способствует “привыканию” населения к криминальным проявлениям, снижению уровня законности и моральной требовательности в обществе, к ослаблению чувства нетерпимости к правонарушениям и правонарушителям. У одной категории граждан безнаказанная преступность вызывает чувство социальной апатии, инертности и тревоги, у другой, напротив, повышает нервозность и нетерпимость. И в том, и в другом случае граждане испытывают психологический дискомфорт, порожденный отсутствием надежных государственных гарантий личной безопасности.

      Следует  учитывать и то обстоятельство, что латентная преступность в определенной мере способствует проявлению худших сторон социального подражательства. Безнаказанность, в частности, экономических преступлений и взяточничества, уровень которых в структуре скрытой преступности высок, оказывает отрицательное воздействие на лиц, у которых еще не сформировались либо недостаточно стойкие жизненные позиции и ценности. Такие лица, стремясь соответствовать образцам “красивой жизни” от преступного мира, не утруждают себя заботой о законности выбора средств и методов достижения поставленной цели.

      Латентная  преступность сказывается на  авторитете уголовного закона. Нельзя  придумать ничего хуже для  падения его авторитета, чем выборочное  применение уголовно-правовых норм, причем далеко не к самым  злостным их нарушителям. Чуть ли не обыкновением правоохранительной и правоприменительной практики стали многочисленные факты, когда крупные расхитители, организаторы и руководители преступных группировок и сообществ, киллеры и террористы остаются вне досягаемости уголовного закона, в то время как вся мощь ее карательного воздействия направляется против преступников – “стрелочников”11. Рядовые граждане - свидетели подобных ситуаций недоуменно вопрошают: “... почему, если человек украл 10 тысяч, его судят, а если банкир украл 10 миллиардов, он на свободе?”. С социально-психологической и нравственно-этической точек зрения, выборочная карательная практика, думается, содержит не меньший негативный потенциал, чем если бы нормы уголовного законодательства вовсе не применялись. В связи с этим у правопослушных граждан возникают не просто сомнения, а стойкая убежденность в том, что чуть ли не вся система уголовной юстиции продажна и подкупна. Отсюда и утверждения вроде того, что “взятки берут все, кто по положению может взять и кому дают”12.

      Как  видим, латентная преступность  соответствующим образом отражается  также на авторитете правоохранительных  органов, призванных с ней бороться. Разгул безнаказанной преступности  для подавляющего большинства  граждан выступает наиболее зримым  и самым надежным индикатором, характеризующим профессиональный уровень и возможности этих органов обеспечить правопорядок в стране. Несомненно, и то, что эта преступность во многом способствует росту в обществе нигилистических настроений по отношению к деятельности правоохранительных органов. Об этом говорят результаты социологических исследований. Более того, в восприятии граждан милиция сама порой выступает в качестве нарушителя их прав.

      Латентную  преступность и связанную с  ней непосредственно проблему виктимизации населения по праву можно отнести к одним из наиболее актуальных направлений исследования современной криминологической науки. Нельзя не отметить, что в последние годы заметно возросло внимание к изучению данной проблематики. Подтверждением тому являются научные публикации последних лет, в той или иной степени затрагивающие проблемы латентной преступности. Симптоматично и то обстоятельство, что впервые в нашей стране под эгидой Министерства внутренних дел Российской Федерации и Римского межрегионального научно-исследовательского института по проблемам преступности и правосудия ООН (ЮНИКРИ) проведен международный научно-практический семинар на тему “Латентная преступность: познание, политика, стратегия”13.

Информация о работе Латентная преступность