4) нежелание
огласки отдельных сторон своей
жизни, потеря авторитета, в том
числе предприятия, учреждения;
5) убеждение
в нецелесообразности уголовного
наказания за совершенное преступление;
6) незнание уголовного закона;
7) страх быть
разоблаченным из-за причастности
к другим преступлениям;
8) иные причины.
Недоверие к милиции или боязнь
мести со стороны преступника
чаще всего останавливали пострадавших
от изнасилования. Опасение мести
со стороны преступников больше всего распространено
в сельской местности, где преступник
и жертва зачастую знают друг друга.
Мотивы укрытия преступлений
от учета – искусственной латентности
– распределились следующим образом:
1) загруженность
милиции;
2) стремление
создать мнимое благополучие;
3) такие мотивы
как слабое материально-техническое
обеспечение, низкая заработная
плата, плохая правовая подготовка
отдельных сотрудников и т.д.;
4) недобросовестность
отдельных сотрудников правоохранительных
органов.
Таким образом, изучение латентной преступности
указывает на дополнительные направления,
по которым должна развиваться предупредительная
деятельность.
Состояние зарегистрированной преступности
изучается на основе статистической
отчетности.
О наличии латентности многое может сказать
сопоставление данных уголовной статистики
и статистика административных нарушений,
гражданско-правовых деликтов, данных
медицинских учреждений об обращении
граждан за помощью в связи с телесными
повреждениями, данных о числе жалоб, заявлений
граждан.
Основными источниками информации
о преступности являются: а) юридическая (уголовно-правовая,
криминологическая, административно-правовая,
гражданско-правовая и др.); б) моральная;
в) экономическая; г) социально-демографическая;
д) прочая.
Уголовно-правовая статистика (уголовная,
криминальная) - одна из наиболее
древних и развитых отраслей
юридической статистики. Статистические
сборники о преступности издаются
в России и во многих других
странах. К настоящему времени
накоплен богатый статистический
материал, связанный с отчетностью правоохранительных
органов, учетом преступлений и лиц, их
совершивших, отчетами о следственной
работе и работе прокуроров. Другое дело,
что многие противоправные действия намеренно
скрываются сотрудниками милиции и других
организаций, некоторые преступления
вообще остаются неизвестными правоохранительным
органам. Все они составляют латентную
преступность, к которой, по мнению экспертов,
относится большая часть совершенных
преступлений.
Официальная
уголовная статистика является важным
источником знаний о латентной преступности
и включает в себя:
1. Статистические
отчеты. Программированному исследованию
должны подвергаться журналы
регистрации заявлений и сообщений
о преступлениях в МВД, органах
прокуратуры, и других правоохранительных
органах. В том числе отчеты о зарегистрированных
преступлениях (форма № 1 МВД РФ); отчет
о лицах, учет лиц, совершивших преступления
(форма № 2 МВД РФ); а также форма № 1г МВД
РФ, содержащая сведения о зарегистрированных
преступлениях и выявленных преступниках
в разрезе всех статей уголовного кодекса;
учет подростков, доставленных в инспекции
по делам несовершеннолетних; представления
и постановления прокуроров; материалы
служебных расследований фактов укрытия
от регистрации, а также ряд иных6.
Отчеты
судов и органов юстиции, в
том числе отчет о работе
судов (форма № 1 МЮ РФ); отчет
о числе привлеченных к уголовной
ответственности и мерах уголовного
наказания (форма № 10 МЮ РФ);
отчет о составе осужденных, месте совершения преступления (форма
№ 11 МЮ РФ); отчет об осужденных, совершивших
преступление в несовершеннолетнем возрасте
(форма № 12 МЮ РФ), при необходимости –
другие формы судебной статистики7.
2. Статистические
карточки первичного учета, в
том числе отражающие сведения о преступлении,
о совершившем его лице, о подсудимом.
В этих карточках содержится гораздо больше
данных, чем в статистических отчетах.
Хотя эти отчеты составляются на основании
карточек первичного учета. Все данные
карточек первичного учета вводятся в
банк данных информационных центров министерств
и управлений внутренних дел субъектов
Федерации. Соответственно при изучении
преступности можно по специальным программам
анализировать конкретные данные карточек.
Это дает возможность сопоставлять разные
показатели одной или нескольких карточек
применительно к выделяемому объекту
исследования. Например, при анализе краж
можно выяснить, что и откуда похищалось,
находились ли соответствующие объекты
под охраной, какой именно.
3. Показатели социально-экономической,
социально-демографической и другой статистики.
Например, для исчисления коэффициентов
преступности требуются сведения о численности
населения, в том числе разного возраста.
4. Данные
об иных правонарушениях, пьянстве,
алкоголизме, наркомании и т.п.
Они содержатся в материалах,
как государственной статистики,
так и ведомственной (МВД РФ,
МЮ РФ и т.п.).
5. Материалы
обобщения уголовных дел, материалов
и заявлений о преступлениях. Уголовные дела, материалы,
заявления изучаются в сплошном либо выборочном
порядке. Сплошное исследование проводится,
когда число дел невелико. При выборочном
изучении дел определяется сначала количество
всех дел, а затем решается вопрос об объеме
выборки. Во всех случаях изученное число
дел должно обеспечивать представительность
(репрезентативность) исследования. Это
требует, прежде всего, квотной выборки,
воспроизводящей структуру преступности
с учетом доли каждого вида преступлений
в общем числе зарегистрированных. Для
точного расчета выборки полезно привлекать
специалистов по использованию выборочных
методов исследования.
6. Результаты
изучения общественной психологии,
правового сознания, общественного
мнения о преступности и борьбе
с ней.
7. Данные
опросов осужденных в сравнении
с результатами опросов лиц
из контрольной группы. Опросы
осужденных информативны в силу
того, что вращаясь в определенной
среде, они лучше знают реальную
ситуацию, и то, как она доходит
до сведения правоохранительных органов и общественности.
Что касается собственной противоправной
деятельности, которая оказалась утаенной,
то лучше их о ней не знает никто!
8. Данные
опросов граждан. Их интервьюируют,
опрашивают с помощью анкет.
9. Опросы
специалистов, а особенно специалистов из
числа работников правоохранительных
органов информативны не только потому
что они являются хорошими экспертами,
но и потому, что они нередко хорошо осведомлены
о размерах укрываемой от регистрации
преступности.
10. Результаты экспериментов, если они
проводились.
Учет
преступности основывается на
регистрации конкретных ее проявлений:
фактов совершенных преступлений;
лиц, совершивших эти преступления;
жертв преступлений и сумм
материального ущерба, причиненного преступлениями организованных преступных
формирований, и прочих.
Многие
исследователи отмечают кратное
превышение латентной преступности
над регистрируемой. Коэффициент
скрытости преступлений (то есть
соотношение между совершенными
преступлениями и преступлениями, ставшими известными
правоохранительным органам) довольно
высок во всем мире8.
3. Значение изучения латентной
преступности.
Одной
из острейших проблем современности,
влияющей на все стороны общественной
жизни и создающей угрозу проведению экономических преобразований,
фактором социальной дестабилизации является
устойчивый рост преступных проявлений,
увеличение в структуре преступности
доли тяжких и особо тяжких преступлений,
а также разрастание организованной преступности.
Такое положение дел повышает усилия правоохранительных
органов, направленные на обеспечение
контроля над преступностью, и ее предупреждение.
Однако необходимой предпосылкой для
этого служит знание подлинных масштабов
преступности, оперирование показателями
фактического ее состояния, а не только
той части, которая нашла отражение в официальных
данных криминальной статистики.
Криминологические
исследования свидетельствуют, что
разрыв между количеством реально
совершенных преступлений и сведениями
о них, располагаемыми органами, ведущими
статистический учет преступлений, весьма
значителен.
Латентная
преступность, как и преступность
в целом, оказывает негативное
воздействие на экономику страны,
сдерживает развитие внешнеэкономических
связей, динамику совместной хозяйственной деятельности,
поступление иностранных инвестиций.
Эксперты единодушны в признании того,
что тенденция на криминализацию российской
экономики вполне очевидна. В первую очередь
это относится к кредитно-финансовой системе.
По заключению главного управления по
борьбе с экономическими преступлениями
МВД РФ, организованная преступность контролирует
в России 60% банков от общего числа российских
финансовых структур9. Процессы, происходящие в сфере финансово-экономических
отношений, вынуждают политиков самого
высокого уровня признать, что “государство
все больше теряет контроль над экономикой
и сферой финансов. Угроза создания в России
криминального общества приобретает статус
вопроса национальной безопасности и
выживания России как государства”10.
Скрытая
преступность оказывает серьезное
влияние и на социально-психологический
климат в обществе. Она порождает
у граждан недоверие в способность
государственной власти гарантировать
их безопасность, создать благоприятные
условия для реализации конституционных прав и свобод,
эффективно вести борьбу с преступностью,
обеспечить неотвратимость ответственности
виновных лиц за правонарушения. Безнаказанная
преступность способствует “привыканию”
населения к криминальным проявлениям,
снижению уровня законности и моральной
требовательности в обществе, к ослаблению
чувства нетерпимости к правонарушениям
и правонарушителям. У одной категории
граждан безнаказанная преступность вызывает
чувство социальной апатии, инертности
и тревоги, у другой, напротив, повышает
нервозность и нетерпимость. И в том, и
в другом случае граждане испытывают психологический
дискомфорт, порожденный отсутствием
надежных государственных гарантий личной
безопасности.
Следует
учитывать и то обстоятельство,
что латентная преступность в определенной мере способствует
проявлению худших сторон социального
подражательства. Безнаказанность, в частности,
экономических преступлений и взяточничества,
уровень которых в структуре скрытой преступности
высок, оказывает отрицательное воздействие
на лиц, у которых еще не сформировались
либо недостаточно стойкие жизненные
позиции и ценности. Такие лица, стремясь
соответствовать образцам “красивой
жизни” от преступного мира, не утруждают
себя заботой о законности выбора средств
и методов достижения поставленной цели.
Латентная
преступность сказывается на
авторитете уголовного закона. Нельзя
придумать ничего хуже для
падения его авторитета, чем выборочное
применение уголовно-правовых норм,
причем далеко не к самым
злостным их нарушителям. Чуть ли не обыкновением правоохранительной
и правоприменительной практики стали
многочисленные факты, когда крупные расхитители,
организаторы и руководители преступных
группировок и сообществ, киллеры и террористы
остаются вне досягаемости уголовного
закона, в то время как вся мощь ее карательного
воздействия направляется против преступников
– “стрелочников”11. Рядовые граждане - свидетели подобных
ситуаций недоуменно вопрошают: “... почему,
если человек украл 10 тысяч, его судят,
а если банкир украл 10 миллиардов, он на
свободе?”. С социально-психологической
и нравственно-этической точек зрения,
выборочная карательная практика, думается,
содержит не меньший негативный потенциал,
чем если бы нормы уголовного законодательства
вовсе не применялись. В связи с этим у
правопослушных граждан возникают не
просто сомнения, а стойкая убежденность
в том, что чуть ли не вся система уголовной
юстиции продажна и подкупна. Отсюда и
утверждения вроде того, что “взятки берут
все, кто по положению может взять и кому
дают”12.
Как
видим, латентная преступность
соответствующим образом отражается
также на авторитете правоохранительных
органов, призванных с ней бороться.
Разгул безнаказанной преступности
для подавляющего большинства
граждан выступает наиболее зримым
и самым надежным индикатором, характеризующим
профессиональный уровень и возможности
этих органов обеспечить правопорядок
в стране. Несомненно, и то, что эта преступность
во многом способствует росту в обществе
нигилистических настроений по отношению
к деятельности правоохранительных органов.
Об этом говорят результаты социологических
исследований. Более того, в восприятии
граждан милиция сама порой выступает
в качестве нарушителя их прав.
Латентную
преступность и связанную с
ней непосредственно проблему виктимизации населения по праву можно
отнести к одним из наиболее актуальных
направлений исследования современной
криминологической науки. Нельзя не отметить,
что в последние годы заметно возросло
внимание к изучению данной проблематики.
Подтверждением тому являются научные
публикации последних лет, в той или иной
степени затрагивающие проблемы латентной
преступности. Симптоматично и то обстоятельство,
что впервые в нашей стране под эгидой
Министерства внутренних дел Российской
Федерации и Римского межрегионального
научно-исследовательского института
по проблемам преступности и правосудия
ООН (ЮНИКРИ) проведен международный научно-практический
семинар на тему “Латентная преступность:
познание, политика, стратегия”13.