Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 11:44, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является подробный разбор методики и, как составляющих, методов криминологических исследований. Так же необходимо решить следующие задачи: дать развернутое понятие криминологического исследования, показать этапы криминологического исследования.
Введение………………………………………………………......2
Программа криминологического исследования…………....…5
Основные методы криминологического исследования…..…...7
Иные методы криминологического исследования…………...13
Заключение………………………………………………………18
Список используемой литературы…………………………….19
Другой метод – наблюдение бывает нескольких видов. В криминологии область наблюдений и их варианты обладают некоторой спецификой по сравнению с наблюдением в социологическом исследовании.
Например, выделяются три основные роли наблюдателя:
1) наблюдатель – участник какой-то деятельности (за деятельностью или за ее участниками он ведет наблюдение);
2) собственно наблюдатель (в этом качестве обнаруживает себя в общении с теми субъектами, за деятельностью которых он должен наблюдать);
3) включенный наблюдатель (устраивается на работу в организацию либо находится где-то, не обнаруживая себя в качестве наблюдателя, не участвует в той деятельности, за которой наблюдает, но как бы со стороны ведет такое наблюдение)2.
Что касается преступной деятельности, то теоретически можно себе представить криминолога, включающегося в преступную группу, организацию. Однако практически такое включение связано с обязательным участием в совершении преступлений. Иное грозит разоблачением исследователя и весьма тяжкими для него последствиями. Закон не предусматривает освобождение от уголовной ответственности и наказания криминолога-исследователя. Исследование не служит основанием и для непризнания соответствующих деяний преступными, как, например, в случаях крайней необходимости и необходимой обороны.
Включенное наблюдение в местах отбывания наказания связано во многом с указанными сложностями, а также с трудностями процесса конфиденциального приобретения статуса осужденного.
Полезно включенное наблюдение в качестве оперативного сотрудника правоохранительных органов, следователя, прокурора, судьи, адвоката, сотрудника исправительно-трудового учреждения. С этой точки зрения для криминолога важен опыт практической работы в правоохранительных органах, судах.
Эксперимент – это научно поставленный опыт с целью проверки гипотез, поиска эффективных средств воздействия на преступность. В криминологии использование эксперимента ограниченно. Эксперимент. Профессор Дюверже писал: "Экспериментирование можно определить как спровоцированное и направленное наблюдение"3. В отечественной литературе эксперимент определяется "как такой метод исследования, при котором происходит последовательная фиксация и контроль за состоянием объекта, изменяющимся под воздействием некоторых факторов, управляемых экспериментатором".
Вопрос об эксперименте в социальных исследованиях, а особенно в криминологии, всегда был остро дискуссионным.
Была высказана точка зрения, что в криминологии эксперимент вообще недоступен. Другая позиция сводилась к тому, что эксперимент может быть использован в криминологии "лишь в позитивном, положительном направлении" или в области предупреждения преступлений.
Всесторонне исследовав проблему социального эксперимента в криминологии, Н.П. Косоплечев делает вывод о возможности и необходимости его применения, но при соблюдении определенных правил. Поэтому он пишет о "криминологическом эксперименте", определяя его следующим образом:
"Криминологический
эксперимент представляет
В криминологии область эксперимента ограничена в двух отношениях.
С одной стороны, недопустимо провоцировать преступление. Исследователь не освобождается от уголовной ответственности за соучастие в преступлении в роли подстрекателя, пособника или ином качестве. С другой стороны, меры по борьбе с преступностью должны базироваться на законе, общепринятых нормах морали и не нарушать прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, национальных и религиозных чувств.
Из психологических методов криминологи используют тестирование, т. е. выяснение психологических характеристик личности путем постановки перед обследуемым задач, вопросов, на которые он должен дать ответы, и социометрию, т.е. метрическое изучение эмоционально-психологических связей между людьми. Тестирование (от англ. test – опыт, проба) – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа: 1) выбор теста, что определяется целью тестирования, задачами исследования в целом, а также степенью достоверности и надежности теста; 2) его проведение, что обусловлено инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов, что связано с системой теоретических допущений относительно предмета тестирования и теоретических установок. Тестирование всегда должен проводить квалифицированный психолог.
Тестирование дает возможность количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества, а также выявить те качества личности, которые сложно или невозможно определить в ходе клинических бесед или изучения письменных материалов. В криминологических работах тестирование чаще всего применяется для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступников и потерпевших, их установок и ориентации, характера и содержания отношения с другими людьми, отношений к самому себе и т. д.
Одним из источников криминологической информации выступает государственная статистика и особенно ее уголовно-правовой раздел. Уголовная статистика - главный метод исследования, позволяющий выявлять закономерности и тенденции преступности, давать им количественную оценку. Информация о преступности и деятельности по воздействию на нее отражается в документах первичного учета, а затем – в статистической отчетности. Основными формами статистического учета, изучаемыми криминологами, выступают карточки.
Сравнительный метод. В криминологических сравнительных исследованиях
обычно сопоставляются однородные проблемы
разных стран (а внутри России — разных
регионов — субъектов Федерации) в один
и тот же период (синхронический метод
сравнения), а также разных стран (регионов)
или одной и той же страны в разные исторические
периоды (диахронический метод сравнения).
Особый интерес в этом плане представляет
сравнительная преступность, сравнительные
теории причин преступности и международное
сотрудничество в борьбе с преступностью,
основанное на сравнительных стратегиях.
Исторический подход. В исторических
исследованиях применимы качественные
и количественные методы. Они позволяют
сравнивать преступность и связанные
с ней явления на протяжении длительного
времени (пять, десять, пятьдесят лет и
более). Именно при таком подходе можно
выявить реальные закономерности и тенденции
преступности, ее причинной базы, устойчивые
характеристики личности преступников,
проверить надежность мер предупреждения
и контроля преступности. На этой базе
строятся долговременные криминологические
прогнозы, а также развенчиваются сомнительные
теории и предположения, например об искоренении
преступности в процессе коммунистического
строительства.
Системный метод в криминологии
развивался из комплексного подхода и
приобрел относительное распространение
в 70—80-е годы. На основе системного подхода
в последние годы развивается модульная
теория социума. В ней общество исследуется
в виде взаимосогласованной гармоничной
системы, состоящей из элементов и частей,
между которыми существуют слаженные
отношения, выражающиеся в устойчивых
пропорциях (распределениях), которые
могут измеряться в удельных весах и долях.
Логико-правовые методы особенно распространены
в среде
юристов. В криминологии они позволяют
соотносить криминологические реалии
с действующим законодательством и разрабатывать
правовые меры по контролю над преступностью
и ее предупреждением. Опора на правовые
нормы, институты, принципы, права человека
в криминологических исследованиях дает
возможность более полно реализовать
требования законности в криминологических
рекомендациях
Следует также выделить методы прогнозирования. В литературе они разделяются на фоновые и профильные. Фоновые методы создают необходимую информационную базу с использованием комплекса общенаучных и конкретно-социологических методов. Профильные методы – это методы экстраполяции5, моделирования.
На практике указанные методы применяются в совокупности. Причем их набор зависит от предмета, объекта и целей исследования. Когда разрабатывается исследовательская программа, выделяются следующие группы вопросов.
Многообразные и интересные методики излагаются в работах, отражающих конкретные криминологические исследования, В частности, исследования личности преступника, нравственного и правового сознания, преступности и ее территориальных различий, причин преступности. Методики отрабатываются и совершенствуются в процессе реализации криминологических исследований.
К сожалению, в последнее время обогащение методического арсенала криминологии происходило медленнее, чем в 60-–80-е годы. В том числе по причинам, связанным с финансированием криминологических исследований. Методики отрабатываются и шлифуются только в процессе таких исследований.
Весьма перспективно более широкое использование методов моделирования в криминологии. Есть основания полагать, что соответствующим специалистам творчески придется решать много нетривиальных проблем.
От используемых методов зависят результаты исследований, глубина проникновения в закономерности преступности и ее детерминации. Надежная методика необходима и при решении проблем организации борьбы с преступностью, оценки эффективности принимаемых предупредительных, правоохранительных и иных мер.
Список используемой литературы:
1 Криминология: Учебник под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой. – М.: 1994
2 Гладких В.И., Федотов П.В., Шумов Р.Н. Криминология. Курс лекций – М.:Эксмо, 2010.
3 Долгова А.И. Криминология. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2005.
4 Криминология / Под ред. В.Н.Бурлакова, В.П.Сальникова, В.В.Степашина. – СПб., 1999.
5 Марлухина Е.О. Криминология: Учебное пособие. – М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.
6 Панкратов В.В. Методолгия и методика криминологических исследований. М., 1972.
1 Аванесов Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования. M., 1972; Горяинов К. К., Кондратюк Л.В. Проблемы прогнозирования преступности в региональном разрезе // Вопросы борьбы с преступностью, M., 1983, вып. 39.; Солопанов Ю.В. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью. M., 1983.
2 Панкратов
В.В. выделяет непосредственное, включенное
и косвенное наблюдение (Панкратов В.В. Методология
и методика криминологических'
3 Duverger M. Methodes des sciences sociales. 3-me ed. Paris, Presses universitaires de France. 1964. P. 356.
4 Косоплечев Н.П. Методы криминологического исследования. M., 1983. С. 67.
5 Сущность метода экстраполяции состоит в изучении истории прогнозируемого объекта и переносе закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.