Пенитенциарная преступность, её предупреждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 04:50, контрольная работа

Краткое описание

Термин «пенитенциарный» (от лат. poenitentiarus-покояние, раскаяние, исправление) означает относящиеся к исполнению наказания исправительно-трудовому воздействию на лиц, совершивших уголовное правонарушение. Этот термин получил распространение в конце XVIII века, когда религиозная секта американских квакеров образовала в штате Пенсильвания на средства прихожан тюрьму-пенитенциарий, где, по их убеждению, преступники в условиях изоляции от внешнего мира, оставаясь один на один со своей совестью и религией, могли исправиться и вернуться в лоно божье. Что

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..... 3
1. Понятие и общая характеристика пенитенциарной преступности………. 4
2. Предупреждение преступности в местах лишения свободы…………….12
Заключение …………………………………………………………………………20
Список используемой литературы ………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

+контр раб криминологии.docx

— 52.02 Кб (Скачать файл)

Таким образом, субъективную причину пенитенциарного преступного поведения образует криминальная направленность осужденного, главную роль в которой играют престиж, авторитет среди осужденных; честь, достоинство; стремление разрешить конфликтную ситуацию в исправительных учреждениях; протест против системы исполнения наказаний; действие спиртного, наркотиков, сильнодействующих веществ; стремление уклониться от наказания; соблюдение криминальных традиций; стремление к обретению денег, иных ценностей, свободы;

- субъективные условия преступлений в местах лишения свободы - это такие качества осужденных, как эмоциональная неустойчивость, конформизм, пессимизм, слабое суперэго, консерватизм, интровертированность, психологические особенности, обусловленные молодежным возрастом, состояние опьянения;

- объективными причинами пенитенциарного преступления является предкриминальная ситуация: проблемная, стрессовая, фрустрационная, конфликтная, сложившаяся в результате стихийного бедствия. Обычно возникающие ситуации разрешаются по обычаям и традициям криминальной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предупреждение преступности  в местах лишения свободы

 

Преступность - продукт общества, следствие объективно существующих в нем противоречий, задача ее полной ликвидации, окончательного искоренения ее причин и условий является нереалистичной. Общество, государство вынуждены мириться с существованием преступности как неизбежным злом. Но, осуществляя предупреждение преступлений, они в состоянии: контролировать и сдерживать преступность; преодолевать ее наиболее разрушительные тенденции; нейтрализовать ее причины и условия; защищать граждан и интересы общества от преступных посягательств.

Предупреждение преступности в местах лишения свободы представляет собой часть профилактических усилий в масштабах всего общества по борьбе с преступными проявлениями и, прежде всего с агрессивной преступностью. Чем выше уровень насилия в стране, чем больше жестокости присутствует в конфликтах между отдельными людьми и социальными группами, тем выше и опаснее этот уровень в исправительных учреждениях. Поэтому решение социальных проблем и противоречий, в том числе межнациональных, повышение эффективности воспитания, повышение материального благосостояния людей и т.д. является основой, на которую должна опираться работа по предупреждению насилия, где бы оно ни имело место.

Предупреждение или профилактика понимается не только как деятельность, направленная на выявление и устранение (или нейтрализацию) отрицательных моментов, детерминирующих пенитенциарную преступность, но и на их компенсацию, замену обстоятельствами, обусловливающими нормо-типическое, правомерное поведение. Поэтому методы микро средовой (общей) профилактики преступлений в местах лишения свободы можно разделить на: методы выявления; методы устранения и компенсации причин и условий преступлений.

а) Методы выявления внешних условий преступлений в местах лишения свободы это:

1) проверка деятельности различных  подразделений исправительно-трудовых учреждении вышестоящими и контрольно-надзорными управлениями по службам (оперативная, безопасности, воспитательная, производственная, медицинская и другие), а также надзор со стороны прокуратуры, различные инспекции и инвентаризации и т. п.;

2) криминологическое исследование  и выявление:

2.1. криминогенных зон в исправительно-трудовых учреждении, где наиболее часто и в определенные периоды времени совершаются преступления и злостные-правонарушения; 
2.2. наиболее типичных и серьезных и в то же время специфичных для каждого исправительно-трудового учреждения недостатков по различным направлениям их деятельности (оперативная, безопасности, воспитательная, производственная, бытовая, медицинская, досуговая и т.д.), которые чаще всего способствуют развитию конфликтных ситуации в криминогенные и непосредственному совершению там преступлений;

2.3. технических несовершенств надзора, охраны, воспитания, труда, быта, досуга и других сторон жизнедеятельности осужденных;

2.4. количественных и качественных изменений состава осужденных;

2.5. преступной субкультуры осужденных, ее особенностей в каждой колонии и тюрьме;

2.6. кадровых упущений с точки зрения профессионального отбора, подготовки и переподготовки, повышения квалификации и др.;

3) оперативные приемы деятельности, которые также могут быть направлены  на выявление криминогенных зон, группировок осужденных с их  лидерами, авторитетами, ворами в  законе и т. п.;

4) выход на место, рейды по  всей территории исправительно - трудовых учреждении.

Приемы, при помощи которых осуществляется выявление – это обычно различные исследовательские методы :анализ документов и наблюдение, отдельные виды опросов (интервью, беседа, анкетирование), эксперимент, тестирование, социометрические измерения и др.

б) Методы устранения, нейтрализации или компенсации внешних условий преступлений в исправительно-трудовых учреждениях – это:

1. конструктивная технологическая разработка принципиально новых средств компьютерного сбора, обработки, использования информации «о конкретных» ИТУ по направлениям их деятельности, средствах охраны и надзора за осужденными, в частности о возможностях и средствах повсеместного круглосуточного наблюдения за осужденными или только в криминогенных зонах, технических средствах проверки посылок, передач, писем, осмотра автомашин, обысков и осмотров осужденных и т. д.;

2. укомплектование ИТУ высококвалифицированными кадрами, их подбор, расстановка, повышение квалификации;

3. комплексные профилактические операции в места лишения свободы, связанные с мобилизацией всех подразделений, сил и средств колонии, управления, привлечение сил из других колоний для решения наболевших вопросов, например для пресечения групповой голодовки и забастовки с целью предупреждения массового преступного поведения; для перекрытия каналов проникновения запрещенных веществ и др.; 
4. организация оперативного обмена информацией между различными подразделениями о группировках, лидерах, криминогенных ситуациях, показателях их криминализации, постановки на учет субъектов ситуации;

5. недопущение превышения фактического контингента осужденных над лимитом насыщенности, расширения действующих и строительства новых, современных ИТУ;

6. повышение дисциплинированности среди сотрудников.

Групповая профилактика преступлений – это направленное самовнушение в специально созданных или в стихийно образовавшихся группах людей с целью предупреждения развитая криминогенных ситуации, а также их контроля.

Актуальность групповой профилактики преступлений в местах лишения свободы определяется следующим:

1) места лишения свободы представляют собой концентрацию огромной массы преступников, что уже само по себе является криминогеннойситуацией, которая не может не порождать преступлений;

2) в местах лишения свободы чаще всего действуют, конфликтные криминогенные ситуации, порождающие преступное поведение, уклонение от наказания и корыстное преступное поведение;

3) в местах лишения свободы распространена управленческая криминогенная ситуация, встречается и экстремальная криминогенная ситуация, порождающие корыстные и технические неосторожные преступления.

Поэтому организация в местах лишения свободы групповой профилактики преступлений необходима.

Структуру групповой профилактики преступлений можно представить следующим образом: субъекты, объекты, направления деятельности, методы и приемы.

В качестве ведущих субъектов групповой профилактики преступлений должны выступать психологи. Именно от них зависит концентрация усилий различных специалистов в работе с группами – психиатров, сексопатологов, психотерапевтов и других специалистов узкого профиля. В местах лишения свободы необходимо применяться все типы групповой профилактики преступного поведения:

межличностный или внутригрупповой – работа с группой лиц, между которыми сложилась криминогенная ситуация;

межгрупповой как направленное взаимовлияние групп людей с однотипными криминогенными ситуациями;

коллективный – это направленное самовоспитание через специально созданный для этих целей сплоченный, педагогически целесообразный коллектив, требующий длительной многолетней работы;

массовый – это сплошное воздействие на всех осужденных.

При исполнении лишения свободы могут применяться различные направления групповой профилактики (воспитание, лечение, регуляция напряженности, повышение квалификации и др.), а также самые разнообразные методы – и групповая психотерапия, социо-гигиена и психогигиена, совместные занятия, проповеди и т. п. с использованием различных приемов: психодрама и социодрама, совместное участие в творческой деятельности, ролевые и спортивные игры, групповые упражнения, гипноз, аутотренинг, йога и т. д. Чем разнообразнее, тем лучше. Разработка новых конкретных методик групповой профилактики преступлений, кроме уже применяющихся крайне необходима.

Методы выявления конфликтных криминогенных ситуации: криминолого-психологическое исследование в местах лишения свободы, оперативные приемы выявления.

При выявления конфликтных криминогенных ситуации следует обращать особое внимание на:

а) ранее враждовавших между собой родственников либо друзей враждующих; 
б) склонных к занятию запрещенной деятельностью;

в) склонных к употреблению спиртного, наркотиков;

г) обладающих повышенной агрессивностью;

д) презираемых основной массой осужденных, скомпрометировавших себя (пассивные гомосексуалисты, крысятники, т. е. ворующие у своих же, и др.);

е) лиц, страдающих слабоумием, несамостоятельных, лишенных психологической активности, легко попадающих в зависимость от других.

К методам предупреждения конфликтных ситуации относятся:

1. Формирование у осужденных  навыков правильных взаимоотношений, общения.

2. Создание различных советов  бригад, бригадиров, профилактики правонарушений  и т. д., которые должны контролировать отдельных активистов.

3. Контроль за деятельностью  актива со стороны администрации  и самих осужденных.

4. Дальнейшая дифференциация осужденных, в частности, по типам мотивации  – агрессивной и корыстной.

5. Изучение в карантине вновь  прибывших осужденных и их  распределение по отрядам и  бригадам.

6. Ликвидация отрицательных группировок осужденных, как неустойчивых, так и устойчивых.

7. Организация оперативных игр  с группировками осужденных с  целью управления ими, решения  ряда проблем колонии и прочее.

8. Поддержка, развитие и использование  существующих группировок осужденных положительной направленности.

9. Создание «режимных» отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей.

10. Социотехника:

а) рассечение малой группы, создающей очаг напряженности;

б) введение в состав группы осужденного, способного предотвратить возможные разногласия ее членов;

в) объединение двух противостоящих групп путем постановки общей цели, для достижения которой необходимо взаимодействие.

11. Создание ситуации, в которой  лица, не пользовавшиеся авторитетом, могли бы проявить качества, способствующие  формированию уважительного к  ним отношения.

При разрешении конфликтных криминогенных ситуаций используются следующие методы:

1) переориентирование субъектов  ситуации путем информирования  о действительном положении дел, беседа с субъектами ситуации;

2) сдерживание субъектов ситуации  под угрозой принуждения к  обоим;

3) разобщение субъектов ситуации  путем: а) перевода на отдаленные  рабочие и спальные места в  другое звено, бригаду, отряд; б) изоляция  в штрафном изоляторе или помещении  камерного типа; в) этапирование  в другое ИТУ.

Методы индивидуальной профилактики преступлений в ИТУ делятся на: изучения осужденных; выявления отклоняющихся от принятых в ИТУ норм поведения, учета, контроля и воздействия на них.

А) Методы изучения осужденных – это различные исследовательские приемы, имеющие определенную специфику применения:

а) анализ документов – уголовных и личных дел, переписки;

б) опрос лиц, хорошо знающих осужденного;

в) наблюдение окружающей микросреды, группировки, в которую он входит;

г)тестирование;

д) эксперимент;

е) беседа с иными осужденными и др.

Б) Методы выявления «отклоняющихся» осужденных подразделяются на:

а) оперативные;

б) изучения окружающей микросреды;

в) методы криминально-психологического исследования и др.

Они направлены на выявление, постановку на учет, контроль за поведением осужденных: склонных к совершению побегов и иных уклонений; совершивших преступления в ИТУ; систематически или злостно нарушающих режим отбывания наказания; подпадающих под административный надзор; имеющих психические аномалии; склонных к употреблению спиртного, наркотиков, токсических веществ; склонных к азартным играм; не занимавшихся до осуждения трудом; не имевших постоянного места жительства; проявляющих агрессивный стереотип поведения; гомосексуалистов и др.

Информация о работе Пенитенциарная преступность, её предупреждение