Политическая преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 16:19, реферат

Краткое описание

Политическая преступность
Политика (греч. «искусство управления государством») — деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти.
Под преступностью в криминологии понимается социальное исторически изменчивое, массовое, уголовно-правовое, системное явление общества, проявляющееся в совокупности общественно опасных уголовно-правовых деяний и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенный период времени.

Вложенные файлы: 1 файл

skvortcova_tvorcheskaia_rabota.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Тюменский филиал СГА

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Криминология

Тема

Политическая преступность

Фамилия

Скворцова

Имя

Ирина

Отчество

Андреевна

№ контракта

0570013402221002


 

Основная часть

Политическая преступность

Политика (греч. «искусство управления государством») — деятельность, связанная  с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой являются завоевание, удержание и использование государственной  власти.

Под преступностью в криминологии понимается социальное исторически  изменчивое, массовое, уголовно-правовое, системное явление общества, проявляющееся  в совокупности общественно опасных  уголовно-правовых деяний и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенный период времени.

Для исследования личности политического  преступника нам необходимо выделить однородные группы целей и мотивов  совершения политических преступлений, на которые указывается в некоторых  работах, посвященных изучению личности политического преступника либо их отдельных видов. Так, Салахова А.И., выделяет следующие из них: 1) приобретение власти; 2) сохранение власти; 3) укрепление власти; 4) распределение власти; 5) утрата власти; 6) создание нового независимого государства или автономной территории в рамках того же государства; 7) изменение внешних или внутренних границ национального государства или группы государств; 8) национальная, расовая, этническая или религиозная нетерпимость; 9) нетерпимость к политическому инакомыслию; 10) изменение системы управления в государстве; 11) прекращение политической деятельности.

Личность политического преступника  – сложный объект для научного исследования различными отраслями  знаний. Это обусловлено как социальными  стереотипами. Данное обстоятельство дополнительно усугубляется еще и тем, что при исследовании личности политического преступника и его противоправного поведения приходится сталкиваться с большим количеством смежных понятий и неоднозначно воспринимаемыми научными, публицистическими и бытовыми терминами. К числу таких терминов, словосочетаний и категорий относятся: "политический заключенный", "политэмигрант", "политкаторжанин", "политический ссыльный", "враг нации", "враг народа", "враг государства", "противник перестройки", "враг демократии". Эти термины несут в своем содержании негативный политический оттенок деятельности того или иного человека независимо от его правового или социально-политического статуса. Дать однозначную оценку содержания этой группе терминов практически невозможно, поскольку они появились на разных временных этапах развития общества и вводились порою различными субъектами политической деятельности, как для характеристики своих политических оппонентов, так и своих политических сторонников или союзников. В современном российском обществе одна часть понятий, такие как "политзаключенный", "политэмигрант", "политкаторжанин", "политический ссыльный" в большинстве случаев отождествляются по своей смысловой нагрузке с жертвами политических репрессий со стороны государства, его органов и должностных лиц. Другая часть, такие как "враг нации", "враг народа", "враг государства", "противник перестройки", "враг демократии" несут в себе ярко выраженную негативную социально-политическую, а не правовую оценку деятельности определенных людей, как правило, их политическими оппонентами.

Исследование личности политического  преступника было бы не полным, если бы мы не рассмотрели вопрос о соотношении  этой категории преступников с общеуголовными преступниками. Для криминологии представляют интерес следующие характерные особенности личности политического преступника:

1) политический преступник не  скрывает свое намерение совершить  политическое преступление и  признается в этом публично, тогда  как общеуголовный, как правило,  скрывает свои намерения и отрицает совершение преступления;

2) политический преступник оспаривает  легитимность нарушаемых им норм, в то время как обычный преступник  признает это в принципе;

3) политический преступник преследует  цель изменения установленных  в государстве и обществе норм права и морали, тогда как обычный преступник таких целей не преследует;

4) политический преступник действует  бескорыстно, а обычный преступник  преследует эгоистический интерес.

Главным и обязательным признаком  политического преступника является политическое целеполагание преступной деятельности и/или её политическая мотивация.

Политическая преступность представляет собой общественно опасные формы  борьбы правящих или оппозиционных  политических элит, партий, групп и  отдельных лиц за власть или за ее неправомерное удержание.

Для того чтобы проследить структуру  политической преступности нужно обратиться к её Динамическим свойствам, т. е. способности  в отдельные временные периоды  активизироваться или, наоборот, затухать, при этом становится видным относительную распространенность одних преступлений и редкость либо отсутствие других. В различные исторические этапы прослеживаются присущие им тенденции стабилизации либо изменения структурных показателей.

Динамика  особо опасных государственных  преступлений зависит от степени активности действия причинных факторов, порождающих данные преступления, изменений законодательства, расширяющего или сужающего рамки криминальных деяний, а также от активности и профессионального мастерства сотрудников органов Федеральной службы безопасности.

Криминологическая оценка состояния, структуры и динамики политической преступности зависит от факторов социально-экономического, политического и нравственно-этического порядка. На нее влияют уровень активности действия причин, порождающих данный феномен на разных исторических этапах, изменения в уголовном законодательстве, статистическая точность событий и фактов, а также активность и эффективность действия правоохранительной системы.

Собранная статистика психологических  причин политических преступлений последних лет свидетельствует о том, что наиболее распространенной является идеологическая убежденность в ошибочности общественного устройства или проводимого курса (на ее долю приходится 85% всего комплекса причин). Антиобщественная направленность личности, вызванная неудовлетворенностью человека обстоятельствами его жизни, составляет 27%. Наконец, прямая обида на органы власти образует 12%. В ряде случаев сочетаются несколько психологических причин. Собранная специалистами статистика психологических причин политических преступлений последних лет свидетельствует о том, что наиболее распространенной является идеологическая убежденность в ошибочности общественного устройства или проводимого курса (на ее долю приходится 85% всего комплекса причин). Антиобщественная направленность личности, вызванная неудовлетворенностью человека обстоятельствами его жизни, составляет 27%. Наконец, прямая обида на органы власти образует 12%.

В современном мире особую роль играют средства массовой коммуникации, которые формируют у населения мнения и представления о различных социальных явлениях и процессах. В них как в зеркале отражается общественная жизнь, потребности и интересы общества, социальных групп и личности. По этим параметрам они могут стать объектом криминологического исследования, в том числе и для получения новых сведений о личности политических преступников, с применением не традиционных для криминологии методов, средств и иных инструментов.

Практическая потребность в  изучении личности политического преступника обусловлена в первую очередь необходимостью выработки эффективных мер предупредительного воздействия. Объектом такого воздействия могут выступать как отдельные лица, так и определенные однородные группы людей, совершившие, замышляющие или подготавливающие политические преступления, в том числе и объединенные в общественные организации, совершившие или стремящиеся совершить политические преступления в будущем. Поэтому проблема изучения личности политического преступника, его типологии и классификации еще длительное время будет оставаться актуальной и значимой, а, следовательно, и притягательной для исследователей в области криминологии, политологии, социологии, психологии и других наук и научных направлений.

Также хотелось бы отметить, что особенностью политической преступности в современных государствах не зависимо от политического режима, существующего в них, является ее высокая латентность. В государствах с тоталитарными политическими режимами высокая латентность политической преступности обусловлена в первую очередь декриминализацией политического насилия органов государственной власти и их должностных лиц в отношении действительных и мнимых политических противников. В демократических государствах политическая преступность в основном проявляется через ненасильственные формы - политическую коррупцию и злоупотребления властью, которые, как правило, предполагают высокую степень образованности, профессионализма и изобретательности политических преступников или использование ими в политической борьбе государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, что и обеспечивает ее высокую степень латентности.

Итак, все разновидности политической преступности условно можно свести к трем видам:

1) преступления, совершаемые по  политическим мотивам отдельны­ми лицами или группировками против легального конституционного строя (государства) или его законных руководителей. Это, прежде всего терроризм. Ответственность за терроризм впервые была введена Федеральным законом от 1 июля 1994 г. (ст. 2133 УК РСФСР), сегодня составы предусматривающие ответственность за терроризм закреплены в главе 24 УК РФ. Терроризм, как в нашей стране, так и в мире в целом, представляет значительную угрозу. Считается, что во всех странах в совокупности совершается за год от 800 до 1000 актов терроризма. Эти акты трудно отграничить как от целенаправленных политических убийств, так и от заказных убийств бытового характера, не имеющих политической подоплеки. Поэтому количество реальных террористических актов или убийств по политическим мотивам неизвестно; можно думать, что некоторые из них остаются латентными. К последним пред­положительно можно отнести, например, случаи убийства известных лиц, не обладающих властью, но способных влиять на общественное сознание.

2) преступления, совершаемые по политическим мотивам отдельны­ми лицами и группами лиц против своих политических конкурентов. Борьба за власть выражается в попытках ее насильственного захвата или удержания, насильственного изменения конституционного строя, в публичных призывах к этим преступлениям, в государственной измене и других деяниях, предусмотренных статьями главы 29 УК РФ.

3) преступления, совершаемые правящей  группировкой тоталитарных режимов  в собственных политических целях,  против народа, от­дельных партий, групп и конкретных лиц. В данном случае речь идет о таком разновидности политического режима как тоталитарный режим.

 

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

coolreferat

http://www.coolreferat.com

2

Журнал Политэкс

http://www.politex.info

3

Питер-Пресс

http://www.piter-press.ru

4

Образовательные ресурсы

http://www.alleng.ru


 

 




Информация о работе Политическая преступность