Понятие и виды латентной преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 12:05, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы комплексно и всесторонне проанализировать проблемы, связанные с латентной преступностью и ее профилактикой. Рассмотреть решения проблем латентной преступности как на основе общетеоретических и общеметодологических идей построения правового государства, так и выводов отраслевых юридических наук, уголовного и уголовно-процессуального законодательства России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и виды латентной преступности…………………………………..5
2. Причины латентной преступности…………………………………………11
3. Значение изучения латентной преступности………………………………16
Заключение……………………………………………………………………...21
Библиографический список………

Вложенные файлы: 1 файл

рефер латентная преступность.docx

— 45.21 Кб (Скачать файл)

Состояние зарегистрированной преступности изучается на основе статистической отчетности. 

О наличии латентности многое может сказать сопоставление данных уголовной статистики и статистика административных нарушений, гражданско-правовых деликтов, данных медицинских учреждений об обращении граждан за помощью в связи с телесными повреждениями, данных о числе жалоб, заявлений граждан. 

Основными источниками информации о преступности являются: а) юридическая (уголовно-правовая, криминологическая, административно-правовая, гражданско-правовая и др.); б) моральная; в) экономическая; г) социально-демографическая; д) прочая.  

Уголовно-правовая статистика (уголовная, криминальная) - одна из наиболее древних и развитых отраслей юридической статистики. Статистические сборники о преступности издаются в России и во многих других странах. К настоящему времени накоплен богатый статистический материал, связанный с отчетностью правоохранительных органов, учетом преступлений и лиц, их совершивших, отчетами о следственной работе и работе прокуроров. Другое дело, что многие противоправные действия намеренно скрываются сотрудниками милиции и других организаций, некоторые преступления вообще остаются неизвестными правоохранительным органам. Все они составляют латентную преступность, к которой, по мнению экспертов, относится большая часть совершенных преступлений. 

Официальная уголовная статистика является важным источником знаний о латентной преступности и включает в себя: 

1. Статистические отчеты. Программированному исследованию  должны подвергаться журналы  регистрации заявлений и сообщений  о преступлениях в МВД, органах  прокуратуры, и других правоохранительных  органах. В том числе отчеты  о зарегистрированных преступлениях (форма № 1 МВД РФ); отчет о лицах, учет лиц, совершивших преступления (форма № 2 МВД РФ); а также форма  № 1г МВД РФ, содержащая сведения  о зарегистрированных преступлениях  и выявленных преступниках в  разрезе всех статей уголовного  кодекса; учет подростков, доставленных  в инспекции по делам несовершеннолетних; представления и постановления  прокуроров; материалы служебных  расследований фактов укрытия  от регистрации, а также ряд  иных . 

Отчеты судов и органов юстиции, в том числе отчет о работе судов (форма № 1 МЮ РФ); отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания (форма № 10 МЮ РФ); отчет о составе осужденных, месте совершения преступления (форма № 11 МЮ РФ); отчет об осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте (форма № 12 МЮ РФ), при необходимости – другие формы судебной статистики . 

2. Статистические карточки  первичного учета, в том числе  отражающие сведения о преступлении, о совершившем его лице, о подсудимом. В этих карточках содержится  гораздо больше данных, чем в  статистических отчетах. Хотя эти  отчеты составляются на основании  карточек первичного учета. Все  данные карточек первичного учета  вводятся в банк данных информационных  центров министерств и управлений  внутренних дел субъектов Федерации. Соответственно при изучении  преступности можно по специальным  программам анализировать конкретные  данные карточек. Это дает возможность  сопоставлять разные показатели  одной или нескольких карточек  применительно к выделяемому  объекту исследования. Например, при  анализе краж можно выяснить, что и откуда похищалось, находились  ли соответствующие объекты под  охраной, какой именно. 

3. Показатели социально-экономической, социально-демографической и другой  статистики. Например, для исчисления  коэффициентов преступности требуются  сведения о численности населения, в том числе разного возраста.  

4. Данные об иных правонарушениях, пьянстве, алкоголизме, наркомании  и т.п. Они содержатся в материалах, как государственной статистики, так и ведомственной (МВД РФ, МЮ  РФ и т.п.). 

5. Материалы обобщения  уголовных дел, материалов и заявлений  о преступлениях. Уголовные дела, материалы, заявления изучаются  в сплошном либо выборочном  порядке. Сплошное исследование  проводится, когда число дел невелико. При выборочном изучении дел  определяется сначала количество  всех дел, а затем решается  вопрос об объеме выборки. Во  всех случаях изученное число  дел должно обеспечивать представительность (репрезентативность) исследования. Это  требует, прежде всего, квотной выборки, воспроизводящей структуру преступности  с учетом доли каждого вида  преступлений в общем числе  зарегистрированных. Для точного  расчета выборки полезно привлекать  специалистов по использованию  выборочных методов исследования.  

6. Результаты изучения  общественной психологии, правового  сознания, общественного мнения  о преступности и борьбе с  ней. 

7. Данные опросов осужденных  в сравнении с результатами  опросов лиц из контрольной  группы. Опросы осужденных информативны  в силу того, что вращаясь в  определенной среде, они лучше  знают реальную ситуацию, и то, как она доходит до сведения  правоохранительных органов и  общественности. Что касается собственной  противоправной деятельности, которая  оказалась утаенной, то лучше  их о ней не знает никто! 

8. Данные опросов граждан. Их интервьюируют, опрашивают с  помощью анкет. 

9. Опросы специалистов, а  особенно специалистов из числа  работников правоохранительных  органов информативны не только  потому что они являются хорошими  экспертами, но и потому, что они  нередко хорошо осведомлены о  размерах укрываемой от регистрации  преступности. 

10. Результаты экспериментов, если они проводились. 

Учет преступности основывается на регистрации конкретных ее проявлений: фактов совершенных преступлений; лиц, совершивших эти преступления; жертв преступлений и сумм материального ущерба, причиненного преступлениями организованных преступных формирований, и прочих. 

Многие исследователи отмечают кратное превышение латентной преступности над регистрируемой. Коэффициент скрытости преступлений (то есть соотношение между совершенными преступлениями и преступлениями, ставшими известными правоохранительным органам) довольно высок во всем мире .

3. Значение изучения латентной  преступности. 

Одной из острейших проблем современности, влияющей на все стороны общественной жизни и создающей угрозу проведению экономических преобразований, фактором социальной дестабилизации является устойчивый рост преступных проявлений, увеличение в структуре преступности доли тяжких и особо тяжких преступлений, а также разрастание организованной преступности. Такое положение дел повышает усилия правоохранительных органов, направленные на обеспечение контроля над преступностью, и ее предупреждение. Однако необходимой предпосылкой для этого служит знание подлинных масштабов преступности, оперирование показателями фактического ее состояния, а не только той части, которая нашла отражение в официальных данных криминальной статистики. 

Криминологические исследования свидетельствуют, что разрыв между количеством реально совершенных преступлений и сведениями о них, располагаемыми органами, ведущими статистический учет преступлений, весьма значителен. 

Латентная преступность, как и преступность в целом, оказывает негативное воздействие на экономику страны, сдерживает развитие внешнеэкономических связей, динамику совместной хозяйственной деятельности, поступление иностранных инвестиций. Эксперты единодушны в признании того, что тенденция на криминализацию российской экономики вполне очевидна. В первую очередь это относится к кредитно-финансовой системе. По заключению главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ, организованная преступность контролирует в России 60% банков от общего числа российских финансовых структур . Процессы, происходящие в сфере финансово-экономических отношений, вынуждают политиков самого высокого уровня признать, что “государство все больше теряет контроль над экономикой и сферой финансов. Угроза создания в России криминального общества приобретает статус вопроса национальной безопасности и выживания России как государства” . 

Скрытая преступность оказывает серьезное влияние и на социально-психологический климат в обществе. Она порождает у граждан недоверие в способность государственной власти гарантировать их безопасность, создать благоприятные условия для реализации конституционных прав и свобод, эффективно вести борьбу с преступностью, обеспечить неотвратимость ответственности виновных лиц за правонарушения. Безнаказанная преступность способствует “привыканию” населения к криминальным проявлениям, снижению уровня законности и моральной требовательности в обществе, к ослаблению чувства нетерпимости к правонарушениям и правонарушителям. У одной категории граждан безнаказанная преступность вызывает чувство социальной апатии, инертности и тревоги, у другой, напротив, повышает нервозность и нетерпимость. И в том, и в другом случае граждане испытывают психологический дискомфорт, порожденный отсутствием надежных государственных гарантий личной безопасности. 

Следует учитывать и то обстоятельство, что латентная преступность в определенной мере способствует проявлению худших сторон социального подражательства. Безнаказанность, в частности, экономических преступлений и взяточничества, уровень которых в структуре скрытой преступности высок, оказывает отрицательное воздействие на лиц, у которых еще не сформировались либо недостаточно стойкие жизненные позиции и ценности. Такие лица, стремясь соответствовать образцам “красивой жизни” от преступного мира, не утруждают себя заботой о законности выбора средств и методов достижения поставленной цели.  

Латентная преступность сказывается на авторитете уголовного закона. Нельзя придумать ничего хуже для падения его авторитета, чем выборочное применение уголовно-правовых норм, причем далеко не к самым злостным их нарушителям. Чуть ли не обыкновением правоохранительной и правоприменительной практики стали многочисленные факты, когда крупные расхитители, организаторы и руководители преступных группировок и сообществ, киллеры и террористы остаются вне досягаемости уголовного закона, в то время как вся мощь ее карательного воздействия направляется против преступников – “стрелочников” . Рядовые граждане - свидетели подобных ситуаций недоуменно вопрошают: “... почему, если человек украл 10 тысяч, его судят, а если банкир украл 10 миллиардов, он на свободе?”. С социально-психологической и нравственно-этической точек зрения, выборочная карательная практика, думается, содержит не меньший негативный потенциал, чем если бы нормы уголовного законодательства вовсе не применялись. В связи с этим у правопослушных граждан возникают не просто сомнения, а стойкая убежденность в том, что чуть ли не вся система уголовной юстиции продажна и подкупна. Отсюда и утверждения вроде того, что “взятки берут все, кто по положению может взять и кому дают” . 

Как видим, латентная преступность соответствующим образом отражается также на авторитете правоохранительных органов, призванных с ней бороться. Разгул безнаказанной преступности для подавляющего большинства граждан выступает наиболее зримым и самым надежным индикатором, характеризующим профессиональный уровень и возможности этих органов обеспечить правопорядок в стране. Несомненно, и то, что эта преступность во многом способствует росту в обществе нигилистических настроений по отношению к деятельности правоохранительных органов. Об этом говорят результаты социологических исследований. Более того, в восприятии граждан милиция сама порой выступает в качестве нарушителя их прав. 

Латентную преступность и связанную с ней непосредственно проблему виктимизации населения по праву можно отнести к одним из наиболее актуальных направлений исследования современной криминологической науки. Нельзя не отметить, что в последние годы заметно возросло внимание к изучению данной проблематики. Подтверждением тому являются научные публикации последних лет, в той или иной степени затрагивающие проблемы латентной преступности. Симптоматично и то обстоятельство, что впервые в нашей стране под эгидой Министерства внутренних дел Российской Федерации и Римского межрегионального научно-исследовательского института по проблемам преступности и правосудия ООН (ЮНИКРИ) проведен международный научно-практический семинар на тему “Латентная преступность: познание, политика, стратегия” . 

Изложенное, однако, не следует воспринимать в том плане, что проблема латентной преступности себя исчерпала. Напротив, приходится констатировать, что целенаправленные исследования в этой области проведены с привлечением сил ведомственного научно-исследовательского института в России. И в этой связи вполне очевидно, что еще предстоит разобраться в природе, причинах, конкретных формах проявления, региональной специфике и в ряде иных качественных и количественных показателей, характеризующих латентную преступность. Необходимость решения изложенного комплекса вопросов диктуется как теоретическими, так и практическими соображениями. 

В теоретическом плане изучение латентной преступности важно для познания фактического состояния преступности, ее подлинных размеров, структуры, географии, и ее реальной цены. Оно важно для прослеживания тенденций развития всей преступности и отдельных ее видов, достоверности сравнительных оценок межрегиональной преступности и познания масштабов виктимизации населения. Осуществление прогностических функций криминологической наукой также возможно лишь на основе достоверных и полных данных о размерах преступности в целом. К тому же разрабатываемые на тот или иной период федеральная и региональная программы борьбы с преступностью, думается, обладали бы большим коэффициентом полезности, если бы включали меры по предупреждению латентности отдельных категорий и видов преступлений. 

Информация о работе Понятие и виды латентной преступности