Понятие личности преступника. Классификация и типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

Различные аспекты личности преступника, помимо криминологии, изучают такие юридические науки, как криминалистика, уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право и т.д., а также науки, имеющие двойную природу и происхождение: юридическая психология, исправительно-трудовая психология, судебная психиатрия, судебная статистика и пр.
Для криминологии главное в личности преступника – природа и сущность, источники, пути, механизмы формирования ее антиобщественных черт, то есть те особенности, которые во взаимодействии с преступной ситуацией порождают преступное поведение, иными словами, все то о преступнике, что может объяснить совершение преступления.

Содержание

Введение………………………………………………………………..стр. 2
Отличительные черты личности преступника…………….……….стр.3
Понятие личности преступника………………………………….….стр.4
Задачи и значение изучения личности преступника…….…………стр.7
Социально-демографическая характеристика личности преступников………………………………………………………….стр. 8
Социально-психологические характеристики личности преступника…………………………………………………………..стр. 10
Соотношение социального и биологического в личности преступника………………………………………………………..…стр. 11
Классификация и типология преступников, их основания и практическое значение……………………………………………...стр.13
Индивидуальное преступное поведение…………………………...стр. 16
Факторы, формирующие уровень тревожности…………………...стр. 18
Социально-психологическое отчуждения личности……………...стр. 19
Заключение………………………………………………………...стр. 23
Литература…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Личн. преступника и причины престповед..docx

— 48.73 Кб (Скачать файл)

Для некоторых лиц, совершение корыстных преступлений - игра, о чем свидетельствует их поведение и обстановка места преступления. Такие лица относятся к “игровому” типу.

К насильственному типу следует отнести лиц, совершивших убийства, хулиганства, изнасилования и т.д. К мотивам совершения таких преступлений следует отнести ревность, месть, хулиганские побуждения и т.д.В целом, с тем чтобы правильно отнести лицо к определенному типу по мотивационному критерию, необходимо установить, какие мотивы были главными.

Индивидуальное преступное поведение

В криминологии различают уголовно-правовое понятие «преступление» и криминологическое понятие «преступное поведение».

Они различаются качественно и количественно. Понятие «преступление» как общественно опасное противоправное и виновное деяние» используется для определения оснований уголовной ответственности, понятие «преступное поведение» — для изучения причин и механизма преступления. Изучение индивидуального преступного поведения тесно связано с проблемой личности преступника. Поскольку различаются понятия «преступление» и «преступное поведение», различаются и понятия «субъект преступления» и «субъект преступного поведения» («личность преступника»).

Преступное поведение — процесс, развертывающийся в пространстве и во времени и включающий в себя не только сами действия, изменяющие внешнюю среду (акт преступления), но и предшествующие им психологические явления и процессы, детерминирующие эти действия. Конечно, само преступление также развертывается в пространстве и во времени, но в сравнении с масштабом предшествующих ему процессов может быть представлено как одномоментное событие. Криминологию интересует не столько сам преступный акт, сколько предшествующие ему обстоятельства: формирование мотивов, постановка целей, выбор средств и т.д. Подобные обстоятельства в процессе их формирования еще не образуют состава преступления, однако включаются в понятие «преступное поведение», которое охватывает как формирование преступного намерения, так и его осуществление.

В объяснении преступного поведения отечественная криминология отвергает дилемму «среда или личность» и исходит из принципа двухфакторной детерминации: преступное поведение детерминируется личностью и средой, оно есть результат взаимодействия личностных качеств и особенностей конкретной ситуации. В криминологии исходят из того, что поведение человека, в том числе преступное, причинно обусловлено, детерминировано.

Многие криминологи (А.И. Долгова, А.Р. Ратинов) источником преступного поведения считают ценностно-нормативную сферу личности. Деформация ценностно-нормативной сферы рассматривается ими в качестве специфической (ближайшей, непосредственной) причины преступного поведения. Но именно ближайшей, показывающей степень противоречия ценностей личности и общества, меру отчуждения личности от общества. Однако указание на эту причину и ее изучение являются недостаточными.

В уголовном праве элементы ситуации редко включаются в число обстоятельств, определяющих уголовную ответственность, а чаще относятся к смягчающим (или отягчающим) наказание обстоятельствам.

Факторы, формирующие уровень тревожности

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога».

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребности, и свойства личности, которые даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий, и реакция на представленную угрозу. Чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связывая ее с переживаниями стресса.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относят причины информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события, и причины психологического характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределенностью исхода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья; нарушения психики; влияние фармакологических средств и других препаратов, которые могут оказывать воздействие на психическое состояние.

Личностная тревожность влияет на мотивацию. Кроме того, отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность, работоспособность, степень невротизма и интровертированности.

Причиной тревожности на психологическом уровне может быть неадекватное восприятие субъектом самого себя. Так, в исследовании В. А. Пинчук показано, что тревожность обусловлена конфликтным строением самооценки, когда одновременно актуализируются две противоположные тенденции – потребность оценить себя высоко, с одной стороны, и чувство неуверенности – с другой. То, что эффект неадекватности, являясь выражением конфликтного строения самооценки, провоцирует развитие неадекватной тревожности, отмечается и другими авторами.

Социально-психологическое отчуждения личности.

Понятие отчуждения появилось давно. В криминологическом аспекте первостепенное значение приобретает познание истоков, природы и механизма психологического отчуждения личности от общества и его ценностей. Отчуждение в социально-психологическом плане представляет собой как бы уход человека из такого взаимодействия, имеющий существенные психологические и социальные последствия, порой необратимые и носящие криминогенный характер.

Можно выделить несколько групп криминологически значимых последствий психологического отчуждения личности. Прежде всего оно затрудняет усвоение человеком социальных норм, регулирующих межличностные отношения, поведение людей в самых различных сферах жизнедеятельности. Эти нормы не становятся регуляторами поведения таких людей, они считают их для себя необязательными.

Опасность социально-психологических образований для дальнейшей судьбы человека отмечает Л. Б. Филонов. Становясь все более устойчивыми и ригидными, они деформируют личность, приобретают стержневой характер, начинают самостоятельно развиваться. Создаются аномальные личностные структуры и искаженные контуры отдельных сторон личности. Эти стороны затем начинают избирательно реагировать только на некоторые, как бы для них «предуготовленные» социальные воздействия, отфильтровывая их из массы других. Аналогичной позиции придерживается А. Ф. Полис, считающий, что нарушение первичных связей социализации, эмоциональных контактов может не только способствовать отчужденности и невротизации, но и коррелировать, по всей вероятности, с такими явлениями, как алкоголизм, хулиганство, жестокость, и с некоторыми другими формами отклоняющегося поведения. Предупреждение криминогенного психологического отчуждения личности представляет значительную сложность, так как оно детерминировано преимущественно неформальными, интимными отношениями, главным образом в семье. Они чаще всего скрыты, их обнаружение связано с вмешательством в частную жизнь, что само по себе вызывает огромные, зачастую непреодолимые трудности. Такие отношения слабо поддаются коррекции и контролю. Более того, десоциализирующее отношение некоторых родителей к детям имеет сложные причины, лежащие в глубинных сферах психики. Овладеть такими внутренними механизмами, осознать их и соответственно строить свое поведение родителям чрезвычайно сложно, а часто и невозможно, тем более что многие личностные детерминанты связаны с биологическими, физиологическими

Вообще принятие специальных мер по преодолению отчуждения и дезадаптации правонарушителей имеет самостоятельное значение. Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, как известно, внутренне противоречиво, поскольку, с одной стороны, оно призвано исправлять и перевоспитывать преступников путем их приобщения к социально-полезным ценностям, а с другой — в силу вполне понятных и объективных причин они изолируются от общества, его норм, малых групп и т. д. Поэтому представляется, что необходимо предпринять меры, в том числе законодательного характера, которые позволили бы в максимально возможной степени ослабить действие указанных негативных последствий отбывания наказания в виде лишения свободы. Нужно всемерно способствовать тому, чтобы тем осужденным, личность которых дезадаптирована, в период исполнения наказания были бы обеспечены успешная социализация, преодоление социально-психологической изоляции, приобщение их к общественно полезным ценностям, включение в сферу одобряемого общения. В отношении же тех осужденных, для которых не характерна отчужденность, нужно принимать наряду с воспитанием у них уважения к законам меры к тому, чтобы сохранить их связи с семьей, трудовыми коллективами и т. д., их «причастность» к жизни в самом широком понимании. Утрата таких связей может привести к рецидиву преступлений. Здесь необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Большинство дезадаптированных лиц в то же время хорошо адаптированы к среде преступников и ценностям последних. Поэтому их приобщение к социально одобряемому образу жизни предполагает их исключение из негативной среды. Те же осужденные, которых нельзя отнести к дезадаптированным, стремясь лучше и быстрее приспособиться к среде мест отбывания наказания, нередко подпадают под влияние существующих там антиобщественных групп и начинают руководствоваться их неформальными нормами.

В целом, проблемы психологического криминогенного отчуждения личности и его предупреждения имеют самостоятельное значение для теории и практики борьбы с преступностью. Вместе с тем уже сейчас можно предположить, что положение о криминогенном отчуждении личности может послужить одной из общих социально-психологических концепций объяснения преступного поведения. Имеются в виду все аспекты этого явления: отчуждение от общественных интересов и ценностей при хорошей адаптации к микросреде и глобальное отчуждение от макро- и от микросреды, отчуждение в виде отсутствия идентификационных связей с людьми и в результате непринятия в малые социальные группы, дезадаптация личности в связи с длительным совершением преступлений и т. д. Во всех случаях преступное поведение свидетельствует об отчужднии индивида от ценностей, закрепленных в нравственных и правовых нормах общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы сделать вывод. Во-первых, вопрос о личности преступника имеет большое значение, как для криминологов, так и для психологов. А разработка этой проблемы играет большую роль в профилактической деятельности по предупреждению преступлений, где учет личностного фактора имеет решающее значение.

Во-вторых, причины и условия совершения конкретного преступления неразрывно связаны с личностью обвиняемого. Поэтому необходимо тщательное изучение социальной микросреды формирования личности, конкретной ситуации совершения преступления.

В последние годы в деятельности правоохранительных органов стал применяться метод формирования психологического портрета, составление которого, несомненно, напрямую зависит от исследований в области личности преступника. Этот метод основан на положении о том, что в преступлениях, как правило, особо тяжких, проявляется психология и психопатия преступника. Состоит этот метод в том, что на основе обработки оперативных и следственных материалов составляется портрет предполагаемого преступника, в котором указывают его предполагаемые психологические, физические и социальные характеристики, как то психологический тип, наличие психических отклонений, физический данные, уровень образования, культуры и т.д.

Подводя итог выше изложенному, можно подчеркнуть, что криминологическая характеристика преступника имеет важное значение при решении правовых, розыскных и профилактических задач. Поэтому ее необходимо шире использовать на практике.

 

 

 

 

Литература

  1. Науч. ред. Н.Ф.Кузнецова: Криминология. - М: Проспект, 2010
  2. Савельева И.В.: Криминология. - Белгород: БелГУ, 2010
  3. Под ред. Н.Ф.Кузнецовой: Криминология. - М: Проспект, 2009
  4. Варчук Т.В.: Виктимология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2008
  5. Васильчикова Н.В.: Криминология. - М.: Юрайт, 2008
  6. Под ред. Г.А. Аванесова: Криминология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  7. Под ред. С.Я.Лебедева, М.А.Кочубей: Криминология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 
  8. Блуштейн Ю.Д. Криминологическая классификация преступлений и преступников. М., 1976.
  9. Гришаев П.И. Структура полной причины преступности. Классификация причин и условий преступности. М., 1984.
  10. Емельянов В.П. Преступность среди лиц с психическими аномалиями. Саратов, 1980, с. 33.
  11. Коган В.М. Социальные свойства преступности. М., 1978.
  12.   Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. М., 2002.
  13. Кравченко А.И.: Социология . - М.: Юрайт, 2012
  14. Кравченко А.И.: Социология. - СПб: Питер, 2011

Информация о работе Понятие личности преступника. Классификация и типология