а) статистические отчеты:
-отчеты МВД, прокуратуры, других
правоохранительных органов, в том числе:
о зарегистрированных преступлениях (форма
№ 1 МВД РФ); отчет о лицах, совершивших
преступления (форма № 2 МВД РФ), а также
форма № 1-г МВД РФ, содержащая сведения
о зарегистрированных преступлениях и
выявленных преступниках в разрезе всех
статей УК); формы № 1-а, № 3, № 5 МВД РФ, а
также ряд иных форм;
-судов и органов юстиции, в
том числе: отчет о работе судов (форма
№ 1 МЮ РФ); отчет о числе привлеченных
к уголовной ответственности и мерах уголовного
наказания (форма № 10 МЮ); отчет о составе
осужденных, месте совершения преступления
(форма № 11 МЮ); отчет об осужденных, совершивших
преступление в несовершеннолетнем возрасте
(форма № 12 МЮ), при необходимости– другие
формы судебной статистики;
б) статистические карточки
первичного учета, в том числе отражающие
сведения о преступлении, о совершившем
его лице, о подсудимом.
В этих карточках содержится
гораздо больше данных, чем в статистических
отчетах. Хотя эти отчеты составляются
на основании карточек первичного учета,
в некоторых статистических формах содержится
примерно 30% информации карточек.
Все данные карточек первичного
учета вводятся в память данных информационных
центров министерств и управлений внутренних
дел субъектов Федерации. Соответственно
при изучении преступности можно по специальным
программам анализировать непосредственные
данные карточек. Это дает возможность
сопоставлять разные показатели одной
или нескольких карточек применительно
к выделяемому конкретному объекту исследования.
Например, при анализе краж можно выяснить,
что и откуда похищалось, находились ли
соответствующие объекты под охраной,
какой именно;
в) показатели социально-экономической,
социально-демографической и другой статистики.
Например, для исчисления коэффициентов
преступности требуются сведения о численности
населения, в том числе разного возраста;
г) данные об иных правонарушениях,
пьянстве, алкоголизме, наркомании и т.
п. Они содержатся в материалах как государственной,
так и ведомственной статистики (МВД РФ,
МЮ РФ и т. п.);
д) материалы обобщения уголовных
дел, материалов и заявлений о преступлениях.
Такие обобщения регулярно делают в правоохранительных
органах, а также в органах исполнительной
власти, в некоторых средствах массовой
информации. Кроме того, криминологи сами
обязательно изучают и обобщают эти материалы.
Уголовные дела, материалы,
заявления изучаются в сплошном либо выборочном
порядке. Сплошное исследование проводится,
когда число дел невелико. При выборочном
изучении дел определяется сначала количество
всех дел, а затем решается вопрос об объеме
выборки. Это требует прежде всего квотной
выборки, воспроизводящей структуру преступности
с учетом доли каждого вида преступлений
в общем числе зарегистрированных. Для
точного расчета выборки полезно привлекать
специалистов по использованию выборочных
методов исследования. Наиболее полно
вопрос об использовании выборочного
метода в криминологии изложен В. В. Лунеевым.
е) результаты изучения общественной
психологии, правового сознания, общественного
мнения о преступности и борьбе с ней;
ж) данные опросов осужденных,
лиц из контрольной группы, представителей
разных социальных групп населения;
з) результаты наблюдений криминологов;
и) результаты экспериментов,
если они проводились.
Учет преступности основывается
на регистрации конкретных ее проявлений:
фактов совершенных преступлений;
лиц, совершивших эти преступления;
жертв преступлений и сумм материального
ущерба, причиненного преступлениями;
организованных преступных
формирований.
Однако современная статистика
эти данные отражает крайне неполно.
Первый показатель – число совершенных преступлений
– в принципе не может быть полностью
отражен в статистике хотя бы уже потому,
что многие преступления совершаются
в условиях неочевидности, немало преступников
разрабатывают специальные меры по сокрытию
следов преступлений, не все потерпевшие
сообщают о посягательствах на них.
Таким образом, число зарегистрированных
преступлений (форма № 1 МВД РФ) – это далеко
не число совершенных преступлений. Рост
числа преступлений в форме № 1 может отражать
и фактическое увеличение преступности,
и изменение практики борьбы с ней, практики
ее регистрации.
С учетом изложенного целесообразно
анализировать во взаимосвязи по крайней
мере два статистических показателя: число
рассмотренных органами, внутренних дел
и прокуратуры заявлений, сообщений о
преступлениях и число зарегистрированных
ими преступлений.
Анализ числа и динамики
заявлений о преступлениях дает определенное
представление о том, в какой мере физические
и юридические лица считают себя жертвами
уголовно наказуемых деяний.
Заявления и сообщения не
всегда находят подтверждение. Иногда
они бывают заведомо ложными, а нередко
люди ошибаются в оценке соответствующих
деяний как преступных, не зная, что они
влекут всего лишь административную либо
гражданско-правовую, дисциплинарную
ответственность. Статистика преступлений
отражает те деяния, данные о которых были
проверены в предусмотренном законом
порядке и нашли свое подтверждение, например,
путем вынесения постановлений о возбуждении
уголовного дела, о привлечении лица в
качестве обвиняемого, об отказе в возбуждении
уголовного дела или о прекращении уголовного
дела по нереабилитирующим основаниям,
о приостановлении уголовного дела.
Второй показатель – число лиц, совершивших преступления
(форма № 2 МВД РФ). В статистике отражается
только число выявленных лиц, т. е. есть
установленных преступников, вина которых
доказана.
Общее число выявленных лиц,
совершивших преступления (форма № 2),
подразделяется на две категории: 1) лица,
которые освобождаются от уголовной ответственности
по нереабилитирующим основаниям в связи
с направлением материалов в комиссию
по делам несовершеннолетних, в товарищеский
суд и т. п.; 2) лица, дела о которых направлены
в суд. Вторая категория включает как осужденных,
так и оправданных, а также лиц, дела о
которых прекращены судом либо направлены
на дополнительное расследование.
Поэтому одновременно с данными
формы № 2 МВД РФ следует анализировать
и судебную статистику, в том числе о количестве
осужденных.
Третий показатель – число потерпевших. Ими могут
быть и юридические, и физические лица.
Ведь кражи совершаются и из квартир, и
из учреждений, предприятий.
Однако современная уголовная
статистика ведет весьма ограниченный
учет потерпевших. С 1986 года (форма № 1-г
МВД РФ) учитывается число лиц, погибших
в результате совершенных преступлений.
Начиная с 1993 года стали учитываться некоторые
данные об иных потерпевших.
Четвертый показатель – материальный ущерб. Уголовная
статистика ранее фиксировала только
материальный ущерб от хищений государственного
и общественного имущества, причем как
по делам, направленным в суд, так и по
тем делам, которые были прекращены, по
которым было отказано в возбуждении уголовного
дела по нереабилитирующим основаниям.
Эти данные не совпадают с суммами материального
ущерба, окончательно определенного судом.
Судебная статистика также отражает материальный
ущерб. По всем делам о преступлениях,
повлекших этот ущерб, имеется такой показатель,
как "сумма материального ущерба, определенная
судом". Эта сумма может отличаться
от той, которая фиксируется формой №
1-е МВД РФ, например, в силу того, что уголовные
дела о наиболее крупных хищениях рассматриваются
судами после многолетних расследований.
И если, например, в 1992 году судами был
определен ущерб в сумме 3 086 356 тыс. руб.,
а дознавателями и следователями – только
по делам о хищениях государственного
и общественного имущества – в размере
2 885 187 тыс. руб., то это отражает не только
часть прекращенных в стадии предварительного
расследования дел о хищениях, но и то,
что 1992 год был отмечен высокими темпами
инфляции. Соответственно, исчисляемый
в новых ценах ущерб оказывается отраженным
в делах, рассмотренных судами в 1993 году
или даже позднее.
Наконец, важно иметь в виду,
что в последние годы открыто публиковались
данные уголовной статистики только по
делам органов внутренних дел, прокуратуры
(формы № 1, 1-г, 1-е, 2 и др. ) за изъятием сведений
об особо опасных и некоторых иных государственных
преступлениях (Министерства безопасности
РФ), а также воинских преступлениях (органов
военной прокуратуры). Поэтому, как правило,
общий криминологический анализ преступности
на практике основывается на материалах
открытой статистики. Он дополняется анализом
воинской и части государственной преступности,
сделанным в установленном режиме.
Данные о налоговых и таможенных
преступлениях, как и преступлениях на
транспорте, отражаются в единых отчетах
(формы № 1, 1-г, 2 и др. ).
Разумеется, учет, регистрация
преступлений нуждаются в дальнейшем
совершенствовании. Поэтому в России необходим
единый банк данных о разных видах преступности.
Причем считают, что он по должен формироваться
на базе первичных карточек учета. Сейчас
данные этих карточек обрабатываются
только в регионах – единого банка данных
в Российской Федерации не существует.
Субъекты Федерации направляют в федеральные
органы уже заполненные ими статистические
формы. На этапе составления таких форм
может теряться информация. Например,
в результате того, что она оценивается
после составления таких форм в субъектах
Федерации с точки зрения того, как выглядит
данный регион по сравнению с другими
регионами или в данный период по сравнению
с предшествующими. Соответственно такая
оценка в некоторых случаях сопровождается
корректировкой данных статистических
учетов.
Коэффициенты преступности
и ее структура
При изучении преступности
наряду с абсолютными данными используются
относительные: коэффициенты, удельный
вес или доли.
В процессе анализа распространенности
преступности устанавливаются: а) уровень
преступности (абсолютное число зарегистрированных
преступлений и выявленных преступников);
б) интенсивность преступности,
выраженная в коэффициентах.
И напоследок,
хотелось бы привести "сухие" цифры,
предоставленные МВД, так сказать на всеобщий
обзор: 1. В январе - марте 2014 года органами
внутренних дел рассмотрено 6,74 млн. заявлений
(сообщений) о преступлениях, об административных
правонарушениях, о происшествиях, что
на 7,4% больше, чем за первые три месяца
2013 года. Почти по каждому семнадцатому
сообщению (5,9%) принято решение о возбуждении
уголовного дела. Всего возбуждено 400,7 тыс.
уголовных дел, что на 4,4% меньше показателя
аналогичного периода прошлого года.
2. В январе -
марте 2014 года зарегистрировано 534,2
тыс. преступлений, или на 4,1% меньше,
чем за аналогичный период
прошлого года. Рост регистрируемых
преступлений отмечен в 27 субъектах
Российской Федерации, снижение
– в 56 субъектах.
3. 88,9% всех зарегистрированных
преступлений выявляется органами
внутренних дел, причем 5,2% из них
- на стадии приготовления и
покушения. Всего на этих стадиях
выявлено 24,5 тыс. преступлений (-3,6%).
4. Значительная
часть (42,3%) преступлений регистрируется
в республиканских, краевых и
областных центрах – всего 226,15
тыс., пятая часть (20,5%) – в сельской
местности, где зарегистрировано 109,5
тыс. преступлений, что на 3,0% меньше,
чем за январь - март 2013 года.
5. В результате
преступных посягательств погибло
8,7 тыс. человек (-7,2%), здоровью 13,3 тыс. человек
причинен тяжкий вред (+0,0%). На сельскую
местность приходится 40,8% погибших (3,5
тыс. чел.), на города и поселки, не являющиеся
центрами субъектов Федерации, - 36,2% лиц,
здоровью которых причинен тяжкий вред
(4,8 тыс. чел.).
6. Ущерб от
преступлений (по оконченным и
приостановленным уголовным делам)
составил 68,16 млрд руб., что на 31,7%
меньше аналогичного показателя
прошлого года. Причем две трети
ущерба (61,0%) приходится на преступления,
зарегистрированные в центрах
субъектов Российской Федерации.
7. Удельный вес
тяжких и особо тяжких преступлений
в числе зарегистрированных сократился
с 26,8% в январе - марте 2013 года до 26,2%.
8. Существенную
часть всех зарегистрированных
преступлений (41,2%) составляют хищения
чужого имущества, совершенные путем:
кражи – 196,3 тыс. (-5,6%), грабежа – 20,1 тыс.
(-15,5%), разбоя – 3,7 тыс. (-12,7%). Каждая четвёртая
кража (25,9%), каждый двадцать четвёртый
грабеж (4,2%), и каждое пятнадцатое разбойное
нападение (6,6%) были сопряжены с незаконным
проникновением в жилище, помещение или
иное хранилище.
Каждое двадцать
девятое (3,4%) зарегистрированное преступление
– квартирная кража. В январе - марте 2014
года их число сократилось на 10,8% по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года.
9. Количество
выявленных преступлений, связанных
с незаконным оборотом оружия,
по сравнению с январем - мартом
2013 года уменьшилось на 2,5% и составило
8,4 тыс., а количество выявленных
фактов хищения и вымогательства
оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ
и взрывных устройств возросло
на 1,0% (387 фактов).
В январе - марте
2014 года с использованием оружия совершено
1,9 тыс. преступлений (+0,1%). Наибольшее количество
зарегистрированных преступлений данной
категории отмечается в Московской области
(131), Республике Дагестан (126), Свердловской
области (123), г. Санкт-Петербурге (113), г.
Москве (77).
10. В январе -
марте 2014 года зарегистрировано 4,9 тыс.
экологических преступлений, что
на 2,5% меньше, чем за аналогичный
период прошлого года.
11. По сравнению
с январем - мартом 2013 года на 28,6%
сократилось число преступлений
экономической направленности, выявленных
правоохранительными органами. Всего
выявлено 43,3 тыс. преступлений данной
категории, удельный вес этих
преступлений в общем числе
зарегистрированных составил 8,1%.
Материальный ущерб
от указанных преступлений (по оконченным
уголовным делам) составил 38,61 млрд руб.
Тяжкие и особо
тяжкие преступления в общем числе выявленных
преступлений экономической направленности
составили 62,2%.