Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:59, курсовая работа
Основной целью является рассмотрение преступлений в сфере экономики, а также определение основных способов предупреждение экономической преступности.
Исходя из вышеуказанного можно определить основные задачи, которые сводятся к:
рассмотрению понятия и общей криминологической характеристики экономической преступности;
рассмотрению экономических причин экономической преступности;
особенностям борьбы с экономической преступностью.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2. СПЕЦИФИКА ПРИЧИННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
§1. Экономические причины экономической преступности
§2. Политические причины экономической преступности
§3. Причины экономической преступности нормативно-правового характера
§4. Идеологические и социально-психологические причины экономической преступности
3. ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
§2. Политические причины экономической преступности
В экономической литературе (в работах Р. Рыбкиной и др.) отмечается, что государство оказалось столь слабым, что фактически перестало выполнять свои функции по обеспечению социальной безопасности общества, превращаясь на протяжении всех лет реформ из "фактора порядка" в "фактор дезорганизации" общества. Для подобных суждений имелись основания. Политическая нестабильность серьезно ослабляла роль государства в качестве гаранта и арбитра цивилизованных экономических отношений.
Серьезным криминогенным фактором
экономики является коррумпированность
государственного аппарата и руководящего
управленческого звена в
Сказывается отсутствие четкой политической
воли при выработке и, главное, реализации
принципов и направлений
Не случайно Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2003 г., отнесены к основным задачам в области обеспечения национальной безопасности подъем экономики, проведение социально ориентированного экономического курса.
§3. Причины экономической преступности нормативно-правового характера
Преступность в сфере
Состояние хозяйственного, уголовного
и административного права и
характер процессов изменений этих
отраслей не вполне соответствовали
потребностям экономической и
Реформирование экономического базиса общества при отсутствии достаточно жесткого государственного регулирования естественным образом меняет сложившуюся социальную среду и безусловно детерминирует такое социальное явление, как преступность.
Законодательное закрепление в 1990 г. равенства в охране и защите всех форм собственности от противоправных посягательств, ослабление государственного регулирования в экономике, своеобразная "обезличенность" бюджетных средств привели к серьезному снижению защищенности общенационального достояния и бюджетной сферы от криминального проникновения. Происходило определенное смещение приоритетов государственного воздействия в сторону защиты частной и негосударственных форм собственности. Кроме того, несистемное и недостаточно научно обоснованное преобразование общественных и экономических отношений привело к расширению криминализации отношений в социально-бюджетной сфере, снижению роли и значения государственного влияния и, как следствие, социального фактора в проводимой экономической реформе.
Серьезный криминогенный фактор — отсутствие "прозрачности" прохождения и расходования бюджетных средств.
Закончившийся этап первичных экономических
преобразований показал способность
преступных групп использовать малейшие
пробелы в законодательстве для
незаконного личного
Недостатками организационно-
Поскольку объективные потребности
в организации экономической
деятельности (установлении "правил
игры") не получали соответствующего
отражения в организационной
и нормативной структуре
Нормативную базу экономики составляют
правовые нормы различного характера
— от конституционных и гражданско-
Пробелы в законодательстве делали фактически бесконтрольным процесс проведения конкурсов и аукцион приватизации, создавали возможности крупномасштабных злоупотреблений при банкротстве предприятий. По оценкам аналитиков, одним из самых выгодных видов мошенничества являлось управление процессом банкротства банков и крупных фирм. Коррумпированные конкурсные управляющие за солидную мзду перераспределяли в пользу определенных юридических и физических лиц остатки финансовых ресурсов данных структур.
Осложнение социально-
§4. Идеологические и социально-психологические причины
Идеологические и социально-
Должным образом не просчитывались
возможности использования
Определенный "вклад" в создание
условий наибольшего
3. ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Для обеспечения экономической безопасности России необходимо определить:
· приоритеты в понятиях, структуре и основных направлениях обеспечения экономической безопасности России;
· криминологические меры обеспечения экономической безопасности России общесоциального характера;
· специальные криминологические меры обеспечения экономической безопасности России;
· систему уголовно-правовых мер обеспечения экономической безопасности России.
С учетом указанных приоритетов следует осуществлять систему мер борьбы с экономической преступностью.
В целом речь идет о системе экономических,
организационно-
Экономические меры могут быть отнесены
к предупредительным мерам
Основная цель государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, для социально-экономической, военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния внутренней и внешней угрозе.
К основным направлениям в организации борьбы с экономической преступностью относятся: анализ официальной и оперативной информации о состоянии экономической преступности; определение приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности России; разработка и выполнение Федеральной и региональных программ борьбы с преступностью.
Источниками криминологической информации
о состоянии экономической
В законотворческой и правоприменительной практике важно в полной мере учитывать данные о состоянии преступности в экономике из максимально возможных источников информации. Эти данные необходимо использовать на всех стадиях правоприменительного процесса.
Необходимо своевременно прогнозировать развитие криминальной ситуации в наиболее криминогенных отраслях народного хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные, исполнительные органы федерального и регионального уровня по нейтрализации преступлений.
Значительную роль в предупреждении экономических преступлений в кредитно-финансовых отношениях могло бы сыграть принятие закона "Об информационных банках данных", изменение Закона "О банках и банковской деятельности", что позволило бы правоохранительным органам осуществлять проверку законности возникновения первичного капитала, законности операций, проводимых субъектами кредитно-финансовых отношений, проверку добросовестности этих субъектов по ранее осуществленным сделкам[[14]].
Информация о работе Понятие уголовной ответственности, отличие от других видов ответственности