Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный анализ преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
Для достижения указанной цели в работе ставится ряд задач:
- рассмотреть преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
- охарактеризовать и проанализировать особенности квалификации указанных выше преступлений.
Введение 5
1 Социальная опасность преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков 8
1.1 Наркотизм как социальная проблема 11
1.2 Перспективы развития социальной опасности преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков 6
2 Причинный комплекс обуславливающий преступления в сфере незаконного оборота наркотиков 13
2.1 Общие причины обуславливающие преступность в сфере незаконного оборота наркотиков 13
2.2 Специальные детерминанты преступности в сфере незаконного оборота наркотиков и наркотических веществ 21
3 Предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ 25
3.1 Историко-правовой анализ борьбы с незаконным оборотом наркотиков 31
3.2 Меры борьбы с незаконным оборотом наркотиков в современной России..
31
Заключение 36
Список используемых источников
Чаще всего (около 80% всех наркоманов) это молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет; неквалифицированные рабочие (23%) либо лица, не занятые общественно полезным трудом (около 62%); учащиеся (5,3%); лица, ранее совершавшие преступления (23%) 2) .
Более сложную систему образуют лица, непосредственно участвующие в незаконном обороте наркотиков. Среди них выделяются организаторы наркобизнеса - лица, обладающие крупными материальными ресурсами, связями в преступном мире, являющиеся, как правило, ранее судимыми. В эту группу входят также распространители (оптовики, перекупщики, розничные сбытчики); изготовители, перевозчики; расхитители наркотиков; содержатели наркопритонов; лица, склоняющие к потреблению наркотиков иных граждан.
Указанные криминологические характеристики наркопреступности подчеркивают не только социальную значимость проблем борьбы с незаконным распространением наркотиков, но и необходимость поиска оптимальных средств противодействия их незаконному обороту, выявления и устранения причин и условий, обусловливающих наркопреступность.
2.2Специальные детерминанты
преступности в сфере
Изучение причин преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, имеет важное значение не только для глубокого познания объективных истоков соответствующего криминального явления, но и для выработки предупредительных мер противодействия рассматриваемой группы противоправных деяний.
Следует на следующие специфические процессы, негативно влияющие на ситуацию в сфере незаконного оборота наркотиков:
- распространение средствами
- демонстрация соответствующих
сцен в кинофильмах, видеофильмах,
телевизионных передачах, нейтрализующих
отрицательное отношение к
- подражание определенной части молодежи западным движениям анархического протеста (хиппи, рокеры и т.п.), в среде которых потребление наркотиков является составной частью повседневного образа жизни;
- активизация усилий преступной
среды по вовлечению в нее
подростков и лиц молодого
возраста, в том числе за счет
приобщения к традиционному
- влияние последствий афганской войны и чеченского конфликта 1).
Росту наркопреступности способствует также высокий уровень общей преступности, в особенности организованной и профессиональной ее части.
Известно, что злоупотребление наркотиками и их незаконный оборот - необходимый атрибут большей части преступного мира.
Неблагоприятная эволюция наркоситуации объясняется и воздействием ряда способствующих резкой интенсификации незаконного оборота наркотиков объективных и субъективных условий:
- отсутствие эффективной
- наличие высокого спроса на
наркотики со стороны
- быстрый рост потребительской
среды, прежде всего в промышленных
городах. Социологические опросы
в двадцати городах России
показали, что к регулярному потреблению
наркотиков приобщаются не
- разветвленная транспортная
- пограничные этнические
В Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации, принятой в связи с изменениями геополитической ситуации в мире, глобализацией и, как следствие, активизацией деятельности транснациональной преступности, возникновением новых вызовов и угроз, связанных, прежде всего, с распространением героина и "синтетических наркотиков", существенным отставанием правовой базы от нынешней динамики развития наркоситуации в стране, а также новыми задачами, стоящими перед государственной системой антинаркотической деятельности отмечается, что основная причина нарастающего героинового давления на Российскую Федерацию лежит за ее пределами.
Это военно - политическая и экономическая ситуации в Афганистане, породившей масштабный экспорт опиатов в Россию.
В настоящее время в мире производится опиатов в 2 раза больше, чем 10 лет назад, и почти все это производство (94 %) сосредоточено в Афганистане 2).
Основную угрозу представляют опиаты, произведенные в Афганистане, которые используют до 90% больных наркоманией.
До настоящего времени не ликвидированы пробелы нормативного правового регулирования антинаркотической деятельности, не реализуются в полном объеме положения антинаркотических конвенций ООН, российское законодательство не полностью приведено в соответствие с принятыми международными обязательствами.
В условиях демографического кризиса дальнейший рост количества наркозависимых, большинство из которых являются молодыми людьми репродуктивного возраста, способен привести к деградации нации.
Изучение факторного комплекса "наркотической» преступности позволяет лучше уяснить изучаемый феномен, а также выработать меры адекватного реагирования на преступления данной направленности, их предупреждения.
3 Предупреждение преступлений
в сфере незаконного оборота
наркотиков и психотропных
3.1 Историко-правовой анализ борьбы с незаконным оборотом наркотиков
Борьба с наркотиками велась во все времена. Текущая антинаркотическая политика России основывается не только на силовом противодействии этим негативным явлениям, но и предусматривает широкую комплексную стратегию сокращения спроса на наркотики, профилактику наркомании, лечение и реабилитацию больных наркоманией, укрепление и расширение международного сотрудничества в данной сфере.
После распада Советского Союза в связи с глубокими социально-экономическими преобразованиями, которые произошли в обществе и прозрачностью новых границ России резко увеличилось количество поступающих на территорию России наркотиков из-за рубежа, и, соответственно, лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества. Только по официальным данным на учете в настоящее время состоит около 500 тысяч лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. Всего же по различным оценкам в стране насчитывается несколько миллионов наркоманов. За последние 10 лет число лиц, потребляющих наркотики выросло практически в 10 раз. Именно массовая наркотизация населения потребовала адекватной реакции со стороны общества, со стороны государственной власти. Потребовалось принятие таких организационных мер как создание специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который осуществлял бы контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Спрашивается, а почему нельзя было в рамках прежней системы правоохранительных органов решать эту проблему? Ранее было много ответственных за решение данного вопроса. Например, оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков, проводили органы МВД, ФСБ, ГТК, ФПС России. Следствие по делам этой категории вели органы МВД, ФСБ, таможни, прокуратуры. В итоге и не известно было с кого спрашивать за конечный результат работы. Каждое ведомство занималось своим узким сегментом. Эти сегменты, зачастую, накладывались друг на друга. Кроме того, не было единого координирующего органа, который смог бы сделать действия различных федеральных органов в этой области скоординированными, согласованными, направленными на конечный результат. Противодействие незаконному обороту наркотиков включает в себя не только применение оперативно-розыскных, уголовных, процессуальных мер, но также и большую контрольную работу за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Это и большая профилактическая работа, связанная в том числе, с оказанием медицинской помощи и реабилитацией. Для того, чтобы скоординировать все усилия государственных органов на достижение конечного результата, предотвратить массовую наркотизацию населения и было принято решение о создании Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Решение, как уже отметалось, было принято в марте 2003 года, а с 1 июля 2003 года Госнаркоконтроль России приступил к работе.
Существует целая система контроля. Указанный контроль, в первую очередь, должны осуществлять руководители перечисленных организаций. Сотрудникам нашей службы предоставляют право осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка оборота наркотиков. Это позволяет предотвратить различные правонарушения в данной области, злоупотребления со стороны лиц, которые имеют допуск к таким средствам и веществам. Наиболее характерными правонарушениями в сфере легального оборота наркотиков, способствующими их поступлению в незаконный оборот, являются различные формы хищений наркосодержащих и сильнодействующих препаратов:
Контрольная деятельность позволяет избежать утечки в незаконный оборот различных наркопрепаратов. Контроль осуществляется и за деятельностью сельскохозяйственных предприятий. У нас есть пенькозаводы, которые выращивают коноплю в промышленных целях. И здесь должен иметь место контроль за тем, чтобы это были соответствующие сорта, которые не содержат в достаточной степени наркотические средства, чтобы соблюдались правила выращивания, сбора и хранения получаемых сельскохозяйственных культур, обеспечивалась их охрана.
Если говорить о конкретных оперативно-розыскных мероприятиях, то они проводятся каждый день в значительном количестве и в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» 1). Результатом этих оперативно-розыскных мероприятий, например, такого мероприятия, как проверочная закупка, как правило, является последующее возбуждение уголовных дел и привлечение лиц, задействованных в незаконном обороте наркотиков, к уголовной ответственности. Проводятся и такие мероприятия, как контролируемые поставки, когда отслеживается наркотрафик, выявляется вся цепочка поступления наркотиков на территорию РФ. В результате этих оперативно-розыскных мероприятий удается выявить и финансовые средства, получаемые в результате осуществления поставки наркотиков. Таким образом, удается осуществлять подрыв финансовых основ наркопреступности. Соответствующими службами проводятся большие комплексные мероприятия, которые можно назвать операциями. Они носят, в том числе, и международный характер. В частности, в конце 2012 года наркоконтроль РФ совместно с правоохранительными органами государств-членов Совета коллективной безопасности провел большую операцию «Канал-2012». В этой операции приняли участие правоохранительные органы России, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Армении, Белоруссии. В ходе операции, совместными действиями удалось выявить и пресечь более полутора тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, раскрыть свыше 2000 иных преступлений. Из незаконного оборота изъято более 2 тонн наркотиков и столько же прекурсоров 2). Все это было сделано за одну неделю проведения операции. Если говорить об этой операции, то в ее рамках были отработаны схемы взаимодействия в приграничных регионах. Этот опыт будет использован в выработке многоуровневой системы организации международного сотрудничества в сфере противодействия наркоугрозе. Органы госнаркоконтроля уделяют большое внимание развитию международного сотрудничества. Установлены контакты со многими правоохранительными органами сопредельных государств и государств, на территории которых производятся наркотические средства, либо через территорию которых осуществляется их транзит.
Однако, существуют ряд факторов, которые препятствуют борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
В качестве первого можно назвать фактор, отмеченный криминологами еще в 1995 году, - наличие взаимной заинтересованности наркомана и сбытчика в неразглашении фактов незаконного оборота наркотических средств. Исследование взаимоотношений между лицом, осуществляющим сбыт наркотических средств, и лицом, приобретающим их для личного употребления, с позиции стратометрической концепции, позволило выявить психологические связи, характерные для организованных преступных групп. Именно наличием этой связи и взаимной заинтересованностью можно объяснить тот факт, что подавляющее большинство лиц, задержанных с наркотическими средствами, стремятся скрыть подлинный источник их приобретения и не желают сотрудничать с правоохранительными органами.
Следующим фактором, отрицательно влияющим на борьбу с распространением наркотиков, можно считать заинтересованность оперативных служб в сохранении некоторых точек сбыта наркотических средств. Однако «крышевание» точек сбыта оперативными работниками носит не столь глобальный характер, как представляется В. Ярковому, и обусловлено иначе (хотя и его замечание, к сожалению, следует признать справедливым). Дело в том, что, как уже отмечалось выше, часть сбытчиков совмещает сбыт наркотиков со скупкой краденого имущества. Данная категория лиц располагает значительным объемом оперативной информации, которой они «охотно» делятся с правоохранительными органами. В свою очередь оперативные работники, не желая терять столь ценный источник информации, не интересуются их преступной деятельностью, полагая ее меньшим злом. Изменить что-либо в данном случае можно только путем пересмотра всей системы оперативной работы правоохранительных органов1).Еще одним фактором, отрицательно влияющим на борьбу с наркоторговлей, следует признать несовершенство действующего уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства. В настоящее время уголовное преследование наркоторговцев возможно только по результатам грамотно проведенной проверочной закупки и только по одному эпизоду. Анализ уголовных дел показал, что в ходе предварительного, а тем более судебного, следствия предыдущая криминальная деятельность наркоторговцев практически не исследуется, что обусловливается в первую очередь требованиями уголовного закона.
Выше уже было сказано об относительной замкнутости и законспирированности центральной части «паутины». Правоохранительные органы обрывают только периферийные нити и не могут найти ее центральную часть. Полагаю, что сделать это удастся только после кардинального изменения действующего законодательства. Прежде всего, необходимо предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, оказавших активное содействие в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, и в обнаружении и изъятии наркотических средств. Примечание к ст.228 УК РФ содержит соответствующую правовую норму, однако ее редакция абсолютно не жизнеспособна.
Информация о работе Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков