Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 19:34, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Преступление представляет собой один из специфических видов сознательной человеческой деятельности, т.е. волевой акт, предполагающий цель, выбор средств, мотив и оценку действий. В этом качестве оно составляет важнейшую характеристику субъекта преступления как личности, его сознания, психики.
Любое проявление человеческой деятельности, в том числе и преступной, есть вместе с прочим акт общественной связи индивида с другими людьми, элемент человеческой истории, социального опыта.
Введение………………………………………………………………………….……..…3
Основная часть…………………………………………………………………………….4
1. Механизм преступного поведения………………………………………………..…4
2.Мотивация преступного поведения………………………………..……..………….12
Заключение……………………………………………………………………………….20
Список использованных источников…
Тяжкие насильственные преступления чаще всего совершаются в обстановке столкновения противоположных потребностей виновного и пострадавшего. Само это столкновение вызвано социально порицаемым образом жизни виновного, его отрицательными социально-психологическими особенностями, стремлением к удовлетворению извращенных и деформированных потребностей (в насилии над другими, в превосходстве над окружающими, желании властвовать, эгоцентризме). Это порождает социально порицаемые мотивы поведения (озлобление, месть, хулиганские побуждения). При этом извращенные и деформированные потребности у многих нарушителей имеют устойчивую личностную значимость.
Большая значимость социальных потребностей личности в процессе мотивации преступного поведения объясняется также тем, что они обусловливают формирование непосредственных психологических побуждений преступных деяний - мотивов.
Чтобы понять природу интереса как мотива преступления, следует различать понятия личного и общественного интереса. Личный интерес - это интерес отдельного лица в виде его желаний и стремлений. Мотив преступления - это по большей части узколичный интерес, не согласующийся и противостоящий интересам общества. В результате расхождения личного и общественного интересов личность стоит перед выбором между желаемым и должным. Общественный интерес выступает как долг, котором, необходимо подчиниться. Однако конкретное соотношение этих интересов нередко приводит к перевесу личного интереса. Лицо игнорирует общественные интересы и предпочитает им свои узколичные интересы. В результате «конфликта интересов» последние побеждают и становятся мотивом преступного поведения. Таким образом, личный интерес как мотив преступления всегда является результатом сознательного расчета лица. Типичным видом подобных «конфликтов интересов» является совершение преступлений, связанных с присвоением чужого имущества.
Важную роль в мотивации поведения играют ценностные ориентации, - социально обусловленная система отношений личности к явлениям и событиям окружающей ее социальной среды. Ценностные ориентации - составной элемент общей социальной направленности личности, которая представляет собой формирующийся в процессе жизнедеятельности социально детерминированный, относительно устойчивый тип отношения личности к социальным ценностям общества. Разновидностью ценностных ориентаций являются социальные установки личности, которые формируют определенное восприятие и оценку окружающих событий и явлений, а также готовность действовать соответствующим образом. Именно в свете присущей ей общей системы ценностей (социальной направленности) и конкретных социальных установок личность воспринимает реальную действительность - людей, явления, факты. Общая социальная направленность неизбежно связывается с пристрастностью (позицией) личности и с субъективным видением ею конкретных ситуаций. Ценностные ориентации личности влияют не только на ее восприятие и даваемые ею социальные оценки. Они самым непосредственным образом определяют характер мотивации лицом своих действий. Именно ценностные ориентации личности лежат в основе содержания совершаемых ею поступков, как социально позитивных, социально нейтральных, так и социально вредных.
Подводя итог данного исследования, представляется целесообразным акцентировать внимание на следующих моментах.
Во – первых, преступность является не только правовым явлением - в большой степени это явление социальное. Преступность слагается из действий людей, направленных против всего общества или его части. И рассматривать урон, который преступления наносят обществу целесообразно не только с позиций нанесения физического либо материального ущерба, а также и с позиций ущерба нанесенного социальной структуре общества.
Во – вторых, в формировании личности человека принимает участие огромное количество факторов: от генетической структуры до социального (общественного) положения. Большое внимание автор работы уделил влиянию на человека «малых социальных групп», конфликтам внутри них, влиянию и взаимодействию групп с обществом. Преступное поведение автор рассматривает как широкое понятие, используемое не для определения оснований ответственности, а для раскрытия причин преступного акта.
В – третьих, мотивация в работе рассматривается как возникновение и формирование мотива, с учетом совокупности «круга абсолютной веры» (интересов, привычек, норм круга общения и т.д.) приведших к возникновению мотива. На основе изложенного материала, в работе представлено деление составляющих как правового, так и противоправного поведения: мотивы гражданственности, законности, моральности, доверия и справедливости. Как наиболее распространенные мотивы преступлений в работе были коротко описаны ревность, корысть, месть и хулиганские мотивы. Достаточно серьезный материал для исследования представляют так называемые «безмотивные» преступления, или преступления со скрытым мотивом.
Все вышеописанные проблемы, затронутые в работе, подлежат серьезному исследованию, что позволит глубже понять сущность формирования мотивов преступлений, формирование личности преступника и взаимодействие субъекта, малых социальных групп и общества.
1. |
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. |
2. |
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ в редакции от 30.12.2012 года, начало действия редакции - 11.01.2013 года |
3. |
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (действующая редакция от 24.11.2014). |
4. |
В. Асеев, Мотивация поведения и формирование личности, М. 1976. |
5. |
Ф.Басин, Проблема бессознательного, М. 1968. |
6. |
М. Бобнева, Социальные нормы и регуляция поведения, М. 1975. |
7. |
О. Дубовик, Принятие решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика преступлений, М. 1977. |
8. |
Н.П. Гришаев, Влияние социальных явлений на преступность, М.2013. |
9. |
Журавлев Г.Т., Ковалевская Е.В. КРИМИНОЛОГИЯ: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, тесты по дисциплине, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2013. – 128 с. |
10. |
Кузнецов, Преступление и преступность, М. 2011. |
11. |
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. И. Никулина.- М.: Менеджер совместно и изд-вом Юрайт, 2014. - 1184 с |
12. |
Криминология: конспект лекций Васильчикова Наталья Витальевна, Кухарук Владимир Васильевич. Издательство: Юрайт-Издат; 2012 г., 144 стр. |
13. |
Криминология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Д. Малкова – 27-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2014. — 528 с. |
14. |
С. Таратухин, Преступное поведение, М. 1974. |
15. |
Степанчикова С.А. Криминология / Автор: Степанчикова С.А., Издательство: МИЭМП, Год: 2010, С.190. |
16. |
Юридический энциклопедический словарь / Под ред. В.Е. Крутских.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. |
Информация о работе Преступное поведение, его мотивы и механизм