Преступность несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

Содержание

Введение 3
Понятие несовершеннолетней преступности и несовершеннолетняя преступность как объект криминологического исследования 4
2 Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника 8
Характеристика преступности различных по роду занятий социальных групп несовершеннолетних 11
Характеристика преступности различных по роду занятий социальных групп несовершеннолетних 12
5.Предупреждение преступности несовершеннолетних
органами внутренних дел 16
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

криминология.docx

— 40.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Характеристика  преступности различных по роду  занятий социальных групп несовершеннолетних.

Криминологами зафиксированы существенные различия преступной активности контингентов несовершеннолетних, выделяемых в зависимости  от их рода занятий. По степени этой активности все они из года в год  ранжируются 
(если идти по убывающей) в строго определенном порядке: неработающие и не учащиеся - работающие, учащиеся профессиональных, технических училищ, учащиеся профессионально-технических училищ, учащиеся общеобразовательных школ, учащиеся техникумов и студенты вузов. Судя по расчетам, такая констатация верна и на сегодняшний день. Однако есть ряд обстоятельств, позволяющих отметить некоторые новые тенденции.[2]

На протяжении ряда лет идет процесс  заметного сближения почти всех 
(за исключением неработающих и неучащихся) категорий несовершеннолетних по уровню проявляемой ими активности в совершении преступлений. Причем, с криминологической точки зрения, особенно важен тот факт, что сближение различных контингентов правонарушителей происходило в основном из-за возрастания числа преступных проявлений, зафиксированных статистикой применительно к таким ранее благополучным группам, как учащиеся техникумов, студенты вузов, школьники. Учащиеся ПТУ и работающие в совокупности на протяжении длительного периода составляют 50-59 % в общей структуре несовершеннолетних преступников и примерно 23-25 % - в соответствующей группе населения страны. По данным за 1991 г. среди несовершеннолетних, совершивших преступления, 21 % составили школьники, 22 % учащиеся профтехучилищ, 24 % - работающие, 23 - неработающие и неучащиеся.

 

 

4.Некоторые личностные  особенности несовершеннолетних  преступников.

Почти для всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения  непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.

Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей  деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование  их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям  прохождения школьного обучения, отстают от сверстников 8-10 % несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть  раз больше доля лиц, не успевающих из- за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентацией, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно  затрудняет как социализацию, так  и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.

В производственной сфере этих подростков характеризуют отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (как к возможности извлечь  из нее только материальную и иную потребительскую выгоды), отсутствие связанных с ней планов, отчужденность  от задач производственного коллектива, его нужд. Такие подростки не испытывают боязни увольнения, так как полагают, и не без основания, что всегда смогут без труда устроиться в  другое учебное заведение, на другое предприятие и даже, более того, обеспечить себе высокий денежный и  другой потребительский доходы, используя  условия рыночного беспредела, сложившиеся  в последние годы в стране.

Стремление к достижению успехов  в учебной и производственной деятельности, общественной работе у  правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше ориентируется  на эту сферу. Именно здесь фиксируются  и гипертрофированные потребности, и интересы, связанные с погоней  за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т.д.

В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует  соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.

В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым нарушение уголовно-правового  или любого другого правового  запрета, если очень нужно, в том  числе, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится главным образом  со степенью вероятности наказания  за допущенные нарушения.

Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям другим, агрессивность также можно  отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь идет не о возрастных особенностях, которые  были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных  сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.

Основной причиной более интенсивного возникновения и развития, психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные  условия их семейного воспитания, выражающиеся, в том числе и  в наличии различных нервно-психических  заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.

В качестве социально отягощенных  дефектов психофизического и интеллектуального  развития и состояния, имеющих более  высокую степень распространенности среди несовершеннолетних преступников по сравнению с подростками, правонарушений не совершавшими, исследователями зафиксированы:

- различные нарушения психофизического  развития, происшедшие в период  внутриутробного развития, родов,  в младенческом и раннем детском  возрастах;

- заболевание алкоголизмом;

- явление физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и  т.д.) либо выраженное отставание  в физическом развитии, включая  дефекты внешнего вида;

- пониженный уровень интеллектуального  развития, создающий трудности в  общении со сверстниками, затрудняющий  приобретение необходимой информации  и социального опыта.

В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник - это лицо, обладающее привычками склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:

- постоянная демонстрация пренебрежения  к нормам общепринятого поведения  (сквернословие, появление в нетрезвом  виде, приставание к гражданам,  порча общественного имущества  и т.д.);

- пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, к азартным играм;

- бродяжничество, систематические  побеги из дома;

- ранние половые связи, половая  распущенность;

- виновное создание конфликтных  ситуаций, постоянные ссоры в  семье, терроризирование родителей  и других членов семьи;

- привычка к присвоению всего,  что плохо лежит, что можно  безнаказанно отнять у слабого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Предупреждение преступности несовершеннолетних

органами внутренних дел

 

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы, характерные для концепции  предупреждения преступности в целом.  Однако, наряду с этим, в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные отличием несовершеннолетних от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество  субъектов. Они представляют собой  единую систему, связанную общностью  целей и задач. Особое место в  этой системе отводится органам  внутренних дел, представляющих подсистему профилактики отклоняющегося поведения. Органы внутренних дел выполняют основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел  занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так  и на индивидуальном уровне.

Работа проводится в основном по следующим направлениям :

  1. ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
  2. воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
  3. непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
  4. воздействие на группы с антиобщественной направленностью,  пособные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию.

В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с  государственными, общественными и  иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

 Большое значение имеет  предупредительное воздействие  на личность несовершеннолетнего, то есть индивидуальная профилактика.

Относительно несовершеннолетних профилактическая деятельность может  иметь место в двух случаях: когда  негативные явления находятся в  зародышевом состоянии; когда такие  явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Решение вопроса заключается в своевременной постановке “диагноза”, наличии указанных явлений. Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и медицинского характера: выявить детей с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития.

Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Основными  элементами системы предупредительного воздействия являются:

  • тщательное изучение несовершеннолетних, способных совершить преступления;
  • определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые, на практике можно было бы добиться поставленных целей;
  • выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.

Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его  криминогенной ориентации. Отсюда вытекает необходимость решения задачи установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения.

 

Для этого необходимо:

- выявлять несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений;

- изучать личности этих подростков;

- определять и устранять источники отрицательного влияния на них;

-исследовать возможности создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений;

- осуществлять контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни;

- периодически анализировать полученные результаты и вносить соответствующие коррективы в работу.

 

Сотрудники органов внутренних дел выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, способных к совершению преступлений из числа:

- подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (употребляющих спиртные напитки, наркотики, не занятых учебой и общественно полезным трудом);

- несовершеннолетних, группирующихся на антиобщественной основе;

- вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ;

- осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора:

- освобожденных из воспитательных колоний.

Полное решение этой задачи возможно только при высоком уровне взаимодействия между всеми органами внутренних дел как по вертикали, так и по горизонтали, а также  со всеми субъектами предупреждения преступности несовершеннолетних.

Личность несовершеннолетнего  преступника формируется не сразу.  Это весьма сложный процесс, охватывающий деформацию эмоционального, волевого и интеллектуального мира подростка.

Предупреждение преступных деяний диктует необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение. Важно также знать о наличии или отсутствии аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего, признаков, свидетельствующих э его психической неполноценности.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних