Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:09, курсовая работа
Цель данной курсовой - исследовать профилактику асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:- изучить молодежь как социальную общность;
- рассмотреть молодежь как социально-психологическую группу;
- охарактеризовать молодежные субкультуры: российская спецификуая работа
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты понятия молодежной субкультуры…….. 4
1.1. Молодежь как социально-психологическая группа…………………… 4
1.2. Молодежные субкультуры: российская специфика…………………… 7
1.3. Современные молодежные субкультуры……………………………….. 9
Глава 2. Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде……………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………. 24
Список использованной литературы………………………………………… 25
В наше время феномены молодежной субкультуры привлекают внимание социологов, культурологов, психологов. При этом причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться, как богатый источник актуальных инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.
Феномены молодежных субкультур достаточно длительное время рассматривались в науке как «девиации», а сами субкультурные сообщества как угроза позитивной социализации ребенка.
Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. В кризисных условиях молодежь больше всего подвержена крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии т.к. у представителей молодого поколения система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации. Чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания, касающиеся тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д.
Цель данной курсовой - исследовать профилактику асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:- изучить молодежь как социальную общность;
- рассмотреть молодежь как социально-психологическую группу;
- рассмотреть профилактику асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде;
- сделать вывод.
Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодёжь, и чем она отличается от других общественных групп.1
Именно поэтому первая глава посвящена анализу индивидуально - личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие на личность.
В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально - демографическая группа.
Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально - политическом единстве.
Одно из первых определений понятия “молодёжь” было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: “Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий, возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет”. Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: “Молодёжь - это социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологическим свойством. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально - психологические особенности имеют социально - историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”.2
Сегодня учёные определяют молодёжь как социально - демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально - психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально - экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год. В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности.
Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.3
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и, соответственно, другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым.
Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.
Во - вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.
И так молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования.
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации - усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.7
Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, какой - либо объединяющий вид деятельности, социальная группа или местожительство и др. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры - хиппи 60-х годов или "система" в России 80-х годов. Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России.
Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной "размытости", неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.
Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции "стороннего наблюдателя". На уровне самоидентификации проявление каких - либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть. Существует мнение, что аполитичность молодежи - закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет, а активная политизированность граничит с социологией. Вряд ли можно согласиться с подобным суждением: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодых чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма.8
Информация о работе Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде