Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 14:40, реферат
Профилактика преступлений - задача всего общества и всех органов государства, решаемая разнообразными политическими, экономическими, правовыми и иными методами, специально направленными на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению.
Криминалистическая профилактика является составной частью правовой профилактики, осуществляемой органами следствия и дознания, прокурорско- го надзора и судебной системы, специфическими методами и средствами, прису щими только этим органам.
Введение
1. Понятие профилактики преступлений
2. Классификация мер профилактики и их характеристика
3. Правоохранительные органы как субъект профилактики преступлений
Заключение
Список литературы
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральская государственная юридическая академия»
Заочный факультет
Контрольная работа
Дисциплина: Криминология
Тема: Профилактика преступлений: понятие и содержание
Выполнила:
студентка 4 курса
401 группы
Панова Юлия Анатольевна
Екатеринбург, 2011
Содержание:
Введение
1. Понятие профилактики преступлений
2. Классификация мер
3. Правоохранительные органы как субъект профилактики преступлений
Заключение
Список литературы
Введение
Профилактика преступлений - задача всего общества и всех органов государства, решаемая разнообразными политическими, экономическими, правовыми и иными методами, специально направленными на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению.
Криминалистическая профилактика является составной частью правовой профилактики, осуществляемой органами следствия и дознания, прокурорско- го надзора и судебной системы, специфическими методами и средствами, прису щими только этим органам.
Криминалистическая профилактика преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им условий, обьектов профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятельность лиц или преступных организаций.
Эту профилактику осуществляют следоватили, дознаватилели, работники оперативно-розыскных аппаратов милиции и органов безопасности, а также эксперты-криминалисты.
В профилактической деятельности наиболее распространены и эффективны меры, непосредственно направленные на предупреждение готовящихся и пресечение начавшихся преступлений, осуществляемые, как правило, сотрудниками милиции.
Для того чтобы выполнить одну из профилактических задач, необходимы как минимум некоторые условия| профилактические меры должны быть действенными, эффективными, они должны быть применены своевременно и профессионально подготовленным человеком.
1. Понятие профилактики преступлений.
В широком смысле слова профилактика – это недопущение преступлений, предохранение членов общества от совершения ими противоправных деяний (представляющих собой преступления). Профилактика – это и деятельность по недопущению нарушений норм уголовного права. В этом смысле в нее входит правоохранительная деятельность. В узком смысле под профилактикой преступлений надо понимать деятельность, во-первых, по выявлению и устранению причин преступлений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, во-вторых, по определению круга лиц, могущих совершить преступление (в силу их антиобщественной направленности), и проведение с ними необходимой профилактической работы.
Если рассматривать в совокупности эти понятия (в широком смысле слова), то они образуют единое содержание понятия «профилактика преступлений».
В профилактике преступлений можно выделить два вида деятельности: профилактическую и правоохранительную. Профилактика правонарушений – это деятельность по выявлению и устранению причин, их порождающих, иначе говоря – предотвращение возникновения правонарушений. Основной метод профилактики – убеждение, а в правоохранительной деятельности – принуждение.
Таким образом, профилактика правонарушений – это совокупность мер, разрабатываемых и проводимых государственными органами, учреждениями, общественными формированиями, направленная на выявление и устранение причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений. В этом плане важное значение имеет классификация мер предупреждения преступности. Она дает возможность все многообразие предупредительных мер свести в определенную систему, разграничить компетенцию различных организаций по предупреждению преступлений, способствует четкому определению границ такой деятельности, формулирует требования, рассчитанные на определенные группы предупредительных мер. Классификация необходима и для того, чтобы систематизировать результаты осуществляемых криминологических исследований и наметить дальнейшие их направления для успешной разработки предупредительных мер.
Воспитательная функция профилактики состоит в том, что она широко использует методы убеждения, коррекции поведения людей, приведение их поступков в соответствие с требованиями права и гуманистической морали. Эффективность профилактики составляет существенный атрибут уровня жизни людей в обществе. Чем результативней эта форма социальной деятельности, тем лучше защищены люди от преступных посягательств на основные человеческие ценности. Таким образом, профилактика преступлений – необходимая часть любого истинного гуманистического и правового государства. Отсюда система предупреждения преступлений должна не только эффективно действовать, но и постоянно совершенствоваться. Это совершенствование должно стать органичной частью общего процесса формирования демократического правового государства.
Профилактика преступлений относится к динамичным системам. Для того чтобы достигать своей цели, она должна быть гибкой и постоянно совершенствоваться в зависимости от уровня структуры, динамики и других характеристик преступности. На нее активно воздействуют происходящие в обществе процессы, особенно состояние экономических и политических отношений, рост или снижение конфликтности, степени социальной напряженности, расширение либо свертывание демократизации и т.д. В целом субъекты предупреждения преступлений обязаны действовать в рамках своей компетенции, установленной законом. Характер компетенции (наличие властных или рекомендательных полномочий, их специализация) также может служить основанием для классификации и структур субъектов профилактики преступлений. Их можно различать и по ведомственной принадлежности, профессиональной специализации, территориальным границам деятельности. Имея в виду все сказанное, рассмотрим характеристики субъектов по предложенным выше трем группам.
2. Классификация мер профилактики и их характеристика.
В криминологической литературе предлагаются различные классификации мер профилактики. В наибольшей степени отвечающей задаче программирования и организации профилактической деятельности представляется классификация по следующим основаниям: по уровню предупредительной деятельности, по се механизму, объему, по содержанию предупредительных мер, по субъекту их исполнения.
По уровню предупредительной деятельности выделяют две группы мер -- общесоциального и специального (криминологического) характера.
Функция общесоциальной профилактики последовательно осуществляется всем прогрессивным развитием общества. Общесоциальное предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, крупными мерами развития экономики, обеспечения прав, свобод, законных интересов граждан, поддержания культуры и нравственности, укрепления законности, социальной защиты населения. Подобные меры не ставят перед собой специальных целей борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Однако они имеют важный криминологический аспект, являясь основой, платформой специальной профилактики, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступности, противодействует криминогенным факторам, ее продуцирующим.
Специальная (криминологическая) профилактика включает меры, направленные именно на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, могущих совершить или уже совершивших преступления.
Специальные криминологические меры предупреждения преступности осуществляются государственными органами, общественными организациями (объединениями), частными предприятиями, учреждениями, другими организациями и гражданами. Именно специальная предназначенность и целенаправленность на борьбу с преступностью отличает эти меры от мер общесоциальной профилактики.
В то же время общесоциальные и специальные меры профилактики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Воздействие общесоциальных мер предупреждения преступности эффективно, если они дополняются специальными мерами. Общесоциальные меры создают соответствующие базовые предпосылки для реализации мер специальной профилактики.
По объему и направленности применения предупредительных мер в соответствии с уровнями преступности и криминогенных факторов различают общую, особенную и индивидуальную профилактику.
Общие профилактические меры направлены на устранение либо нейтрализацию причин и условий преступности в целом.
Особенные меры осуществляются в рамках отдельных групп преступлений (например, совершаемых несовершеннолетними лицами, рецидивистами, корыстных, насильственных) и групп лиц, характеризующихся отрицательным поведением (злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками, занимающихся проституцией и т.д.).
Индивидуальная профилактика представляет собой конкретизацию общесоциальных и специальных криминологических мер в отношении отдельных лиц, которые: а) не совершили противоправных действий, но находятся в неблагоприятных условиях и под влиянием их могут совершить такие действия; б) ведут антиобщественный образ жизни, совершают уголовно ненаказуемые правонарушения, характеризуются формированием мотива и умысла на совершение преступления, подготовкой конкретного преступления; в) начали осуществление преступления, но не довели его до конца; г) совершили преступление и могут допустить рецидив.
По масштабу меры предупреждения преступности могут быть: 1. Общегосударственными. 2. Осуществляемыми на территории республики в составе федерации. 3. Местными, осуществляемыми в пределах района, населенного пункта, конкретного объекта (микрорайона, предприятия и т.п.).
По механизму действия на преступность выделяют меры социально-экономического характера, организационно-управленческие, идеологические, технические и правовые меры.
К социально-экономическим относятся как меры социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, так и меры оздоровления экономики в целом.
Организационно-управленческие меры предупреждения преступности направлены на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, а также правоохранительной деятельности, поскольку эти ошибки и упущения являются криминогенными факторами. В группу организационно-управленческих входят также меры совершенствования специальной профилактики преступлений и иных правонарушений, ее нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения.
К идеологическим относятся меры предупреждения преступности, устраняющие или ограничивающие криминогенные факторы путем и в результате формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности; меры, формирующие в общественном сознании нетерпимость к преступлениям и иным правонарушениям; меры повышения общей, бытовой, правовой культуры людей.
К техническим мерам относятся различные средства и приспособления, затрудняющие искажение количественных или качественных показателей при производстве, отпуске, хранении, транспортировке материальных ценностей; фальсификацию банковских операций; препятствующие проникновению в хранилища и жилища с целью совершения хищений; противодействующие возникновению аварийных ситуаций на производстве и транспорте; возникновению пожаров и т.п. (различные измерительные приборы, автоматы для фиксирования производственных процессов, средства сигнализации, автоматические запирающие устройства и т.д.).
Правовые меры профилактики преступности включают: 1. Совершенствование уголовного, административного, трудового и других отраслей законодательства. 2. Наличие правовых запретов и ограничений (например, регулирование торговли спиртными напитками, изготовления, приобретения, хранения и ношения оружия и т.д.). 3. Правовую регламентацию деятельности субъектов профилактики. 4. Воспитание правосознания, которое должно достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению. 5. Воспитание профилактической активности личности.
3. Правоохранительные
органы как субъекты
Субъектами предупреждения преступности являются государственные органы, общественные организации (объединения) и коллективы, а также различные частные структуры (хозяйственные, учебные, благотворительные и др.) и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию.
Информация о работе Профилактика преступлений: понятие и содержание