Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 01:53, контрольная работа

Краткое описание

Механизм любого индивидуального поведения, в т.ч. и противоправного, не может быть правильно понят, если не учитывать те социальные явления и процессы, которые происходят в обществе. Индивидуальное отражает социальное (хотя и не всегда адекватно) и должно изучаться в тесной связи с ним. Вот почему, прежде чем анализировать механизм индивидуального преступного поведения, следует остановиться на более общем вопросе об объективных и субъективных причинах антиобщественных явлений в обществе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Понятие конкретной жизненной ситуации……………………….7
Виды конкретных жизненных ситуаций………………………….11
Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения………………………………………………….………..16
Заключение………………………………………………………………...21
Список использованных источников………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

моя к.р. по кримин №2.docx

— 42.72 Кб (Скачать файл)

Конкретная ситуация, в которой находится данная личность перед совершением преступления, в значительной мере определяется ее социальной ролью, принадлежностью к социальной группе, образом жизни и т.д. Это дает возможность в вероятностном аспекте предсказать некоторые события в жизни человека и предположить определенный вариант его поведения. Например, одни ситуации, связанные с профессиональной принадлежностью, возникают у водителя такси, другие – у продавца магазина, третьи – у врача и т.п. Их поведение в наиболее  типичных и важных ситуациях определяется как законами ( или служебными инструкциями), так и неписаными нормами, выработанными в данной профессии, и, конечно, общепринятыми нормами поведения. Ситуации определенного типа постоянно складываются и в жизни лица, которое систематически совершает преступления, скрывается от органов следствия, ведет паразитический образ жизни.

Ситуации зависят и от направленности взглядов, интересов и наклонностей личности, от ее идеалов. Поэтому, например, лица с антиобщественной ориентацией нередко стремятся попасть в такие ситуации, в которых они могут рассчитывать на удовлетворение своих потребностей, либо сами создают эти ситуации. В значительной степени ситуация определяется интеллектом человека, определяющим его социальную позицию, уровень и объем притязаний.

           2. Виды конкретных жизненных ситуаций.

 

Ситуация необязательно оказывает определяющее влияние на данное поведение человека, в частности на совершение преступления: он может поступать даже вопреки складывающейся жизненной ситуации. Поэтому надо различать ситуации мотивационно безразличные и мотивирующие. Ситуация называется мотивационно безразличной, если состояние и изменение элементов, ее составляющих, не влияет на деятельность субъекта. Ситуация является мотивирующей, если что-то в ее состоянии оказывает влияние на деятельность данного лица.

Жизненная ситуация – как повод к совершению преступления.

Мотивирующая ситуация связана с преступлением через повод к его совершению. На личность перед совершением преступления в течение длительного времени могут влиять многие объективные и субъективные факторы, однако поводом к совершению преступления становятся лишь те из них, которые играют роль «спускового крючка» в общем механизме поведения. В этой роли ситуация выступает главным образом при ситуативных, непредумышленных преступлениях, например, когда ссора уже происходит и мотив (ревность, месть) имеется, но не хватает малой детали, которая разожгла бы пламя взаимной ненависти, превратила ее в трагедию.

Повод может быть выдуман или спровоцирован самим преступником, что часто  встречается со стороны хулиганов и насильников. Повод возможен и в корыстных преступлениях, когда вещь «плохо лежит» и тем «провоцирует» субъекта, уже имеющего намерение что-либо украсть.  Близка к роли повода ситуация в неосторожных преступлениях, когда она дезориентирует и подталкивает субъекта к необдуманным действиям. Таковы сложные аварийные ситуации на автотранспорте, в частности неправильное поведение пешеходов или встречных водителей.

Ситуация как источник мотивации преступления.

Также ситуация может быть источником мотивации преступления. Это встречается главным образом тогда, когда перед субъектом возникает трудная проблема.

Проблемная ситуация  - это такая ситуация, в рамках которой существует препятствие на пути к поставленной субъектом цели. Разрешение проблемной ситуации заключается в нахождении способа преодоления преграды и достижения намеченной цели. Каждая проблемная ситуация может быть решена лишь определенными средствами. Проблемная ситуация – это совокупность обстоятельств, требующих выхода, незамедлительного принятия решения.  Ситуации такого рода обычно предшествуют умышленным преступлениям, которые в этом случае являются результатом преодоления содержащихся препятствий.  Велика роль проблемной ситуации и в совершении неосторожных преступлений.

Применительно к неосторожным преступлениям это, в частности, совокупность экстремальных, необычных условий выполнения действия. Такие условия часто связаны с резким повышением скорости выполнения действия и уменьшением времени для его обдумывания. Ситуации, порожденные такими условиями, предшествуют тем преступлениям, которые совершаются внезапно, без предварительной подготовки,  когда у субъекта не хватает времени для обдумывания всех своих действий. Это особенно характерно, например, для преступлений, связанных с превышением пределов необходимой обороны.

Проблемные ситуации, связанные с экстремальными условиями, помимо изменения лимитов времени могут быть вызваны и целым рядом личностных условий деятельности, которые приводят к эмоциональной напряженности. Они могут включать и условия человеческой коммуникации, и межличностные отношения, возникающие в результате разделения функций между различными людьми, выполняющими общую деятельность.

Для правильного понимания механизма совершения конкретных преступлений, необходимо рассмотреть и такую важную разновидность проблемной ситуации, как конфликтная ситуация. С конфликта с окружающими начинаются очень многие насильственные преступления. Ссора в семье, приводящая к оскорблениям и насилию над личностью, убийство на почве ревности или мести, сопротивление представителю власти и т.п. – все это примеры различных конфликтов, или действий ими порожденных. Многие из них складываются задолго до преступления, а в нем лишь проявляют себя в наиболее резкой форме.

Под конфликтной ситуацией понимается такая ситуация, в которой происходит столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; возникают серьезные разногласия сторон, ведущие к борьбе между ними. В ситуациях, связанных с нарушением моральных норм, обнаруживается резкое расхождение ценностных ориентаций, и определяющую роль начинают играть нравственные позиции сторон.

Конфликтные ситуации могут быть двух видов: со строгим соперничеством, когда интересы участников диаметрально противоположны и выигрыш одной стороны означает проигрыш другой; и с нестрогим соперничеством, когда скрещиваются интересы, не столь диаметрально противоположные друг другу.

Конфликтные ситуации не всегда влекут за собой противоправное или аморальное поведение, даже если они возникают для решения нравственных проблем. Некоторые конфликты могут выступать стимулятором социально полезной активности человека и способствовать его воспитанию.

Жизненная ситуация как возможность удовлетворения мотива поведения и достижения тех или иных целей.

Жизненная ситуация может означать создание возможностей для удовлетворения определенных потребностей личности. Представим себе человека, испытывающего нормальные материальные потребности. Как  он может их удовлетворить? Это зависит от особенностей его личности (статус, способностей и т.п.) и от конкретной жизненной ситуации, в которой он находится. Эта ситуация может быть благоприятной для него или неблагоприятной. Она открывает для человека законные возможности получения средств или  блокирует их. Возможно ситуация подсказывает ему и незаконный путь.

Законные возможности могут быть недоступны человеку в связи с объективными причинами, например экономическим положением в стране и в данной отрасли народного хозяйства (закрытие предприятий, безработица), с административными препонами, особенностями политической обстановки и пр. Но  могут быть  препятствия субъективного характера: недостаток образования у субъекта, его безынициативность, сложное семейное положение и др. Законных возможностей может вообще не быть, например, потому, что субъект ставит перед собой цели, запрещаемые законом.

В такой ситуации у него вполне может возникнуть мысль об использовании незаконных возможностей достижения намеченной цели.

Надо заметить, что такие возможности тоже могут быть доступными, ограниченными или вовсе недоступными. Далеко не всякий может законно стать преуспевающим бизнесменом, но и незаконный путь к обогащению, особенно крупному, доступен не каждому. В советское время такие пути были в значительной степени перекрыты запретом частной собственности, монополией внешней торговли, затрудненным выездом за рубеж и т.п.

Временное использование незаконных возможностей свидетельствует  большей частью о ситуативном преступлении, которое может и не повториться.  Систематическое же использование выгодных ситуаций способно превратиться в образ жизни, что и происходит с преступниками-профессионалами, а также деятелями организованной преступности.

Социальный баланс между ситуациями, предоставляющими людям законные и незаконные возможности достижения своих целей, зависит от общей политической, социально-экономической, нравственной обстановки в стране. В кризисное время поле законных возможностей обычно сужается, в  то время как незаконных  растет.

Бесконтрольность поступков людей и операций юридических лиц, коррупция в государственном аппарате, слабость правоохранительных органов создают подходящие условия для действий преступных элементов, а это в свою очередь ведет к росту преступности и сокращения законных путей достижения общественно  приемлемых целей.

Конкретная жизненная ситуация может способствовать или препятствовать достижению преступного результата.

Ситуация способствует этому, когда, например, налицо бесконтрольность имущества, бесхозяйственность, отсутствует охрана и нет сигнализации. Ситуация препятствует преступлению, если совершение его физически невозможно или чревато для преступника скорым разоблачением. Однако этот вопрос отдельно рассматривается другим разделом криминологии.

3. Роль конкретной жизненной  ситуации в механизме преступного  поведения.

 

Ситуация – это влияющая на поведение человека в данный момент совокупность обстоятельств, как способствующих, так и препятствующих преступлению, либо нейтральных. Роль ситуации в механизме преступления в значительной мере зависит от того, какая группа факторов определяет «лицо» данной ситуации, превалирует в ней. В связи с этим ситуации можно классифицировать на два основных вида – криминогенные и некриминогенные.

Криминогенные ситуации – это те, которые в силу фактического содержания положительно влияют на формирование преступного замысла, цели преступления, являются благоприятными для достижения преступного результата. Такие ситуации часто являются мотивирующими и содержат в себе «провоцирующие» моменты. По источнику формирования криминогенные ситуации можно разделить на три группы:

    • Связанные с личностью субъекта и его деятельностью;
    • Складывающиеся независимо от субъекта и, связанные с предметом преступного посягательства;
    • Смешанные, т.е. возникшие в результате, как действий лица, так и других обстоятельств.

 Ситуации первой группы нередко складываются вследствие целеустремленных поступков субъекта,  специально направленных на создание условий, наиболее благоприятных для осуществления его преступных намерений. Они могут быть созданы и такими действиями лица, которые первоначально были направлены на совершение другого преступления либо на достижение совсем другой цели, а также антиобщественным, аморальным, но не преступным поведением.

Ситуации второй группы часто возникают из-за упущений и недостатков в деятельности государственных органов, хозяйственных и общественных организаций, отдельных должностных лиц.  Они могут порождаться также аморальными, противоправными и неосторожными действиями потерпевших и свидетелей, возникать под влиянием предрассудков, отсталых взглядов, традиций и представлений, бытующих среди некоторых микрогрупп или общностей. Существование таких ситуаций может быть связано с несчастным случаем или с действием стихийных сил природы.

Наиболее распространены ситуации третьей группы. В каждой конкретной ситуации может преобладать та или иная группа таких обстоятельств.

Криминогенные ситуации не могут существовать в чистом виде, то есть состоять только из криминогенных факторов. В каждой из них в том или ином виде, в разных формах и долях действуют и антикриминогенные факторы

К некриминогенным ситуациям относятся такие, которые либо не благоприятствуют совершению преступления, либо существенно препятствуют ему, либо вообще исключают возможность совершения данного преступления. Для объекта, замыслившего преступление, такая ситуация в ряде случаев является проблемной, поскольку в ее рамках существуют препятствия для достижения целей. Препятствия могут выражаться в действиях других лиц, в том числе и должностных, либо существовать в виде физических преград, а также в форме организационных препятствий, например, специальных правил,  охраняющих объект преступного посягательства. Препятствовать достижению цели может незнание субъектом путей преодоления преграды, неумение выбрать способ достижения цели, а также отсутствие достаточно полной информации о фактах или явлениях, связанных с объектом преступного посягательства.

К числу некриминогенных относятся и ситуации, являющиеся нейтральными, то есть не препятствующие, но и не благоприятствующие совершению преступления.

Криминологический анализ значения жизненной ситуации в механизме совершения преступления  должен включать в себя исследование не только  психологических, но и этических аспектов взаимодействия личности и ситуации.  Ситуация перед совершением преступления – это обычно ситуация морального выбора, неразрывно связанная с мировоззренческой, моральной определенностью решения человека. Моральный выбор совершается благодаря индивидуальному решению. В ситуации выбора объективные обстоятельства  и личное решение взаимообусловлены как элементы единой системы объективных и субъективных факторов.

Информация о работе Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения