Формы и методы общей профилактики преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:52, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе будет раскрыто понятие предупреждения преступлений и формы этого предупреждения, а так же показаны методы, с помощью которых и решается вопрос о предупреждении преступлений, и органы, осуществляющие деятельность по реализации данных методов и форм профилактики.

Содержание

Введение.
Понятие профилактики преступности и ее формы.
Методы профилактики преступности
Правоохранительные органы как субъекты профилактики преступности
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

криминология.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Содержание. 

      Введение.

  1. Понятие профилактики преступности и ее формы.
  2. Методы профилактики преступности
  3. Правоохранительные органы как субъекты профилактики преступности

      Заключение.

      Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.  

        Деятельность по предупреждению преступности предполагает наличие и развитие правовой базы, неуклонное исполнение ее требований. Иными словами, наличие достаточного правового регулирования на уровне закона и иных нормативных актов, задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных интересов лиц, в отношении которых она осуществляется. Поэтому назрела острая необходимость в издании федеральных Основ и законов субъектов федерации о профилактике преступлений. В предмет их регулирования должны быть включены и такие актуальные вопросы, как компетенция федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления в этой сфере и механизм их взаимодействия, участие общественных объединений, коммерческих и иных хозяйствующих организаций, источники ресурсного обеспечения, основания, формы и пределы использования элементов государственного принуждения, уровни, этапы, направления, виды профилактической работы.

        В предмет криминологии входит предупреждение преступности. Проблема предупреждения преступности неотрывна от других составных предмета криминологии. Она как бы завершает все, что связано с наличием преступности в человеческом обществе и борьбой с ней.

    Борьба с  преступностью в широком обще-социальном плане (в криминологии это, в первую очередь, связано с идеей предупреждения преступлений) есть использование мер экономических, социально-культурных, воспитательных и, наконец, правовых.

        В  данной контрольной работе будет  раскрыто понятие предупреждения преступлений и формы этого предупреждения, а так же показаны методы, с помощью которых и решается вопрос о предупреждении преступлений, и  органы, осуществляющие деятельность по реализации данных методов и форм профилактики.

  1. Понятие профилактики преступности и ее формы.
 

     Главным направлением деятельности в борьбе с преступностью является ее предупреждение. В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности. Разработка мер предупреждения преступности и отдельных преступлений - конечный результат и показатель эффективности всех криминологических исследований.

    Как и любая другая область социального управления, профилактика преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости, научной обоснованности.

    Деятельность по предупреждению преступности предполагает ее правовую обеспеченность. Это является необходимой гарантией законности работы субъектов профилактики. Необходимо издание федерального закона «О профилактике правонарушений», регулирующего все аспекты профилактической деятельности.

    Предупреждение преступности - это стройная многоуровневая система мер государственного и общественного характера, направленных на устранение причин и условий преступности либо их нейтрализацию (ослабление, ограничение) и тем самым способствующих сокращению преступности.

    Предупреждение преступлений предполагает:

-  осуществление глубоко продуманных и взаимно связанных мероприятий; взаимодействие государственных и общественных мер;

-  проведение мер экономического, воспитательного и культурного характера в сочетании в необходимых случаях с мерами принуждения, играющими вспомогательную роль;

-  ликвидацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений или преступлений;

-  своевременное реагирование общественности на те или иные проступки людей, их аморальное поведение с целью не допустить более глубоких конфликтов с обществом, ведущих к нарушениям закона и правопорядка.

    В специальных исследованиях о понятии предупреждения или профилактики высказано немало суждений. Но наиболее распространенным является определение его как «меры или совокупности мер» государственных и общественных органов и организаций, направленных на устранение либо нейтрализацию причин и условий преступлений.

    Система мер предупреждения преступности, как и понятийный аппарат, является не менее разнообразной, хотя по своей природе все многообразие мер воздействия можно свести к двум методам - стимулирования и ограничения. В зависимости от оснований и целей исследования, меры предупреждения могут быть классифицированы следующим (но не исчерпывающим) образом:

1. по уровню: общесоциальные, специально-криминологические, индивидуальные;

2. по масштабу: общегосударственные, региональные (на отдельном объекте), в отношении  группы лиц:

3. по содержанию: политические, экономические, социальные, культурно-воспитательные, организационно-управленческие, технические, правовые и т.д.;

4. по механизму  воздействия: меры стимулирования, меры наказания, меры восстановления  и меры защиты (безопасности);

5. по субъекту  воздействия: меры, осуществляемые  органами всех отраслей власти; меры, реализуемые отдельными органами, организациями, учреждениями; меры, осуществляемые отдельными гражданами;

6. по объекту:  меры предупреждения корыстной,  насильственной, экономической, профессиональной, организованной преступности, преступности  несовершеннолетних, женщин и т.д.;

7. по отрасли  законодательства, регламентирующего  меры предупреждения: конституционно-, административно-, гражданско-, уголовно-правовые, а также гражданско-, административно-, уголовно-процессуальные.

    Корни  преступности всегда кроются  в негативных общественных явлениях, социальных, политических, экономических и духовных проблемах, присущих конкретному обществу. Поэтому наиболее эффективными в плане уменьшения числа совершаемых преступлений в долгосрочной перспективе являются меры, направленные на укрепление экономики, обеспечение населения рабочими местами, социальные программы повышения жизненного уровня, формирования в обществе позитивного нравственного климата, подавление таких связанных с преступностью явлений, как пьянство и наркомания, бродяжничество, бедность, нелегальная миграция, межнациональные и прочие конфликты. Конечно, в отношении многих перечисленных явлений (например, безработицы и злоупотребление спиртным) не может идти речи об их полной ликвидации. Однако целенаправленные меры, предпринятые государством и обществом могут значительно сократить их негативное воздействие: так, хорошая организация и финансирование служб занятости позволяет не только уменьшить безработицу, но и улучшить жизненный уровень вынужденно безработных, удержать их от моральной деградации и обращения к незаконным средствам получения дохода; грамотная организация антиалкогольной пропаганды и обеспечение доступа молодёжи к не связанным с выпивкой формам досуга (спорт, творчество, политическая деятельность) может привести к значительному уменьшению потребления алкоголя наиболее подверженной его негативным эффектам группой - молодёжью и несовершеннолетними.

     К  мерам профилактики преступлений  относится и создание прозрачной  для общественного контроля системы  государственного управления, препятствующей возникновению и действию коррупционных схем. В целом профилактика преступности направлена на обеспечение достойного существования человека в обществе, создание условий для достижения нормальных потребностей (в жилье, материальном достатке, работе, досуге и отдыхе) законными средствами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методы  профилактики преступности.

       

    Основные современные подходы к общему предупреждению преступлений получили свое развитие и закрепление в ряде нормативных правовых актов, регламентирующих соответствующую деятельность правоохранительных органов. В них, в частности, отмечается, что предупреждение преступлений - одно из приоритетных направлений борьбы с преступностью, основными задачами которой являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

    Вместе с тем в предупредительной деятельности необходимо выделить конкретные меры, имеющие явно выраженное общепрофилактическое значение. К ним следует отнести: выявление и нейтрализацию криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений; создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений на определенной территории (объекте); внесение представлений об устранении причин и условий преступлений в соответствующие государственные органы и общественные организации; инициативное оказание услуг по охране имущества всех форм собственности на основе заключения и исполнения договоров в порядке, определенном действующим законодательством; осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения; формирование общественного мнения, объективно отражающего деятельность по предупреждению преступлений; организацию и осуществление технических и иных мер по обеспечению личной и общественной безопасности; патрулирование силами органов правопорядка и общественности в местах с наиболее высоким уровнем преступности; проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, задержанию преступников и других правонарушителей, улучшению криминогенной обстановки на обслуживаемой территории.

    Этот перечень мер общего предупреждения преступлений может быть дополнен проведением криминологической экспертизы проектов и действующих решений органов законодательной и исполнительной власти, а также разработкой и реализацией комплексных и целевых федеральных и региональных программ борьбы с преступностью.

    Как уже отмечалось, общее предупреждение преступлений призвано противодействовать криминализации социальных процессов, позитивно влиять на создание и укрепление в обществе атмосферы законности, устранение угроз правам, свободам и законным интересам личности. Большую роль в достижении этих целей играет правовое воспитание населения, разработка и внедрение стандартов безопасности от преступлений, а также использование специальных методов предупреждения отдельных групп преступлений; привлечение общественности, в том числе общественных объединений правоохранительной направленности (народных и казачьих дружин, отрядов содействия милиции, охранных структур), к работе по предупреждению преступлений; информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств; осуществление общей виктимологической профилактики.

     Следует иметь в виду, что жесткие разграничительные линии между различными уровнями, формами и методами предупреждения преступлений провести невозможно. На практике все они реализуются в тесном переплетении между собой. Однако центральной идеей общего предупреждения преступлений является воздействие на детерминационный комплекс преступности, что и предопределяет его специфику. Именно поэтому выявление и анализ детерминантов преступности, ее видов и групп преступлений является логически и практически исходным моментом общего предупреждения преступлений. Невозможно сколько-нибудь эффективно воздействовать на преступность, не зная причин, ее порождающих, и тех объективных и субъективных условий, которые способствуют развертыванию действия этих причин.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Правоохранительные  органы как субъекты профилактики преступности.

    Субъектами предупреждения преступности являются государственные органы, общественные организации (объединения) и коллективы, а также различные частные структуры (хозяйственные, учебные, благотворительные и др.) и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию.

Информация о работе Формы и методы общей профилактики преступлений