Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема личности преступника приобретает особую актуальность и значимость в связи с тем, что в последние годы:
- во-первых, наблюдается количественный рост лиц, совершающих преступления;
- во-вторых, преступления всё чаще носят агрессивный оттенок, т.е. несут в себе отпечаток жестокости, озлобленности и особой дерзости, а это связано с личностными качествами;
- в-третьих, наблюдается вливание в преступную среду людей из нетрадиционных социальных групп населения, из которых преступниками раньше людей становились очень редко.
Введение 3
1 Понятие и основные черты личности преступника, и их значение для криминологической характеристики преступлений 4
1.1 Понятие личности преступника 4
1.2 Структура личности преступника 10
2 Типология личности преступника в криминологической характеристике преступлений 14
2.1 Критерии и аспекты формирования личности преступника 14
2.2 Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего субъекта преступлений 17
Заключение 19
Список литературы 20
Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени и интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. В частности, преступления, совершаемые молодыми людьми, чаще носят агрессивный, импульсивный характер, для лиц же старшего возраста, напротив, характерно более обдуманное совершение преступлений.
В целом же наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет (до 70-75%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для лиц 25-29 лет. Затем следуют 18-24-летние, 14-17-летние, 30-40-летние.
Образовательный и интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления. Это и понятно, поскольку данные качества в значительной мере влияют на круг интересов и потребностей, направленность общения и времяпрепровождения и, в конечном счете, на образ поведения лица. Как показывают криминологические исследования, лица с более высокой степенью образования совершают должностные и экономические преступления, лица же, совершающие хулиганство, посягательства на личность, кражи, грабежи и разбои, имеют, как правило, низкий уровень образования.
В социально-демографической подструктуре личности преступника важное криминологическое значение имеют данные о социальном положении, роде занятий и профессиональной принадлежности (рабочий, служащий, представитель индивидуально-трудовой деятельности, учащийся, пенсионер, лицо, не занятое общественно полезным трудом и др.). Эти данные, в частности, показывают, в каких сферах социальной жизни и в каких социальных группах распространены те или иные преступления, какие отрасли народного хозяйства наиболее подвержены криминогенному влиянию, из каких социальных и профессиональных групп наиболее часто «рекрутируются» преступники.
Результаты криминологических исследований показывают, что около 50% преступников к моменту совершения преступления не состояли в браке. В определенной степени это объясняется тем, что среди совершивших преступления весьма значительна доля молодых людей, не успевших обзавестись семьей. К тому же здесь проявляется и такая закономерность: с ростом количества судимостей уменьшается число лиц, состоящих в зарегистрированном браке.
Для характеристики личности преступника существенное значение представляют его социальные роли и социальные статусы.
Социальная роль связана с определенным социальным статусом человека, его обязанностями и правами. В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо ее окружением.
Типичными свойствами лиц, совершающих преступления, являются: низкая престижность их социальных ролей, рассогласованность социальных статусов, отчужденность от трудовых и учебных коллективов, ориентация на неформальные группы или отдельных лиц с социально-негативной направленностью, отсутствие или неопределенность социально-позитивных жизненных планов, завышенность социальных притязаний при ограниченных возможностях реализации.3
В этом плане при изучении личности преступника особое значение имеют следующие положения. Во-первых, установившиеся отношения к различным социальным и моральным ценностям и различным сторонам действительности (к трудовым обязанностям, собственности, семье, детям, окружающим и т.д.). Во-вторых, уровень, характер и социальная значимость потребностей и притязаний (социально полезные и оправданные или социально вредные, неоправданные) и избираемых способов их удовлетворения (легальные, неправомерные, общественно опасные).4
Характеристику личности преступника дополняют его интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства.
К интеллектуальным свойствам относятся: уровень умственного развития, объем знаний, широта или узость взглядов, содержание и разнообразие интересов и стремлений, жизненный опыт и т.д.
Эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как сила, уравновешенность или подвижность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости и т.д.
Все перечисленные признаки и свойства характерны как для личности в общепринятом понимании ее сущности, так и для личности преступника. Наиболее важной в понимании специфики личности преступника является уголовно-правовая характеристика. Именно она отражает степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяет выделить наиболее существенные признаки лиц, совершивших преступления. К числу таких признаков относятся: направленность и мотивация преступных действий, длительность, интенсивность преступной деятельности и наличие судимостей за нее, ролевое участие в конкретном преступлении, степень подготовленности (организованности) к преступлению, отношение к его последствиям.
Личность, как известно, формируется в ходе социализации, с помощью которой она учится эффективно участвовать в социальных группах. Личность можно считать сложившейся не тогда, когда она сформируется биологически, а лишь тогда, когда она будет способна брать ответственность за принятие решения и адекватно контролировать свои поступки, т.е. когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциальных норм, под которыми понимается представление о предписанным шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая им в совместном действии.5
Следует согласиться с тем, что социализация является процессом развития, продолжающимся с разной степенью интенсивности на протяжении всей жизни индивида. Приобретение нового умения - нечто большее, чем прибавление какого-то нового элемента: оно предполагает преобразование всего организма. Достижения в частной ситуации являются ступенью непрерывного развития новых, унифицированных ориентаций. Войдя в привычку, действие может осуществляться подобно врожденному рефлексу. Хорошо усвоившиеся матрицы поведения являются решением прошлых проблем. Выбранное в конкретной ситуации решение избирается, повторяется и в конечном счете закрепляется в привычку. Отбор осуществляется на основе личностного смысла. Иными словами, люди продолжают делать то, что они делают, если это приносит им какое-то, даже неосознаваемое, удовлетворение.6
Личность - не только объект воздействия, но и активный субъект, преобразующий микросреду. Следует отметить, что у человека роль приобретенного опыта особенно велика, он становится стержнем его жизни. Форму личности характеризуют особенности способа осуществления ею своего содержания, своих отношений.7
Процесс социализации начинается с детства. Исследования обнаруживают, что на протяжении всего раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности ребенка продолжает оставаться взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие «уравновешенности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия. Стремление к одобрению взрослых, особенно родителей, является в этом возрасте настолько сильным, что именно оно побуждает ребенка к такому поведению, в котором он не испытывает непосредственной потребности. Следовательно, «санкции» взрослых являются важнейшими регуляторами поведения ребенка.8
На ранних этапах социализации формирование личности ребенка проходит зачастую на бессознательном или подсознательном уровне. Инстинкт подражания помогает усваивать те образцы поведения, которые демонстрируют взрослые. Главным образом это происходит в семье.
Если процесс ранней социализации деформирован, он может с большей степенью вероятности при отсутствии параллельного позитивного воздействия привить навыки и стереотипы поведения, несущего криминогенный заряд. Поэтому вопросы семейного воспитания играют главную роль в формировании личности преступника.
Статистические данные о семьях, из которых вышли преступники, уже неоднократно исследовались и анализировались. Большой объяснительной нагрузки они не несут. Для понимания причин, по которым индивид становится преступником, необходимо обратить взор на психологическое воздействие, оказываемое взрослыми на детей, а также членами семьи друг на друга.
Нередки случаи, когда в одних и тех же семьях вырастают и добропорядочные граждане, и криминогенная личность. Объясняется это неодинаковым влиянием среды на различных людей из-за различий в их биологической природе.
А. Маслоу выделял пять групп потребностей, без удовлетворения которых личность не может нормально адаптироваться в обществе либо адаптация существенно затрудняется. К ним он относил физиологические потребности, потребности в безопасности и защите, потребности в принадлежности и любви, потребности самоуважения и потребности самоактуализации.9
Отвержение родителями ребенка может быть явное и скрытое.10 В первом случае это, как правило, маргинальные семьи, где родители пьянствуют, употребляют наркотические средства, совершают аморальные, антиобщественные поступки. Ребенок им не нужен, с ним явно обращаются жестоко, не кормят, заставляют заниматься попрошайничеством, кражами для обеспечения своего существования, о нем не заботятся. Такой ребенок из-за отсутствия нормального общения с родителями в раннем возрасте в дальнейшем не сможет общаться с микросредой. Он будет ждать со стороны ее угрозы для себя.
Несколько по другой схеме развивается личность при скрытой депривации родителями ребенка. Это внешне благополучные семьи с материальным достатком. Однако ребенок для них является традиционным атрибутом, который принято иметь в семье. Хотя фактически ребенка не любят, сами того не осознавая, эмоциональной связи с ним нет.
В обоих случаях образуется дистанция между личностью и социумом.
Наши исследования позволили подтвердить вывод о том, что защита своего существования является глубинным личностным смыслом преступного поведения. При этом не имеет значения, было ли посягательство на самом деле; достаточно, чтобы какие-то обстоятельства воспринимались субъектом как угрожающие. Тревожность у криминогенной личности выражена сильнее, чем у нормотипической. Отчуждение начинается, как правило, с детских лет, поэтому вероятность совершения ею преступления для компенсации тревожности, защиты своего биологического и социального статуса выше. Именно эти признаки являются ведущими в формировании личности преступника.
Результат нормальной адаптации в обществе выражается в чувстве единения с другими людьми. Этот реальный социально-психологический фактор оказывает часто решающее воздействие на способ достижения цели или удовлетворения потребности. От того, насколько интериоризированы общие культурные, этические, правовые нормы в индивидуальном сознании, насколько личность эмотивна, во многом зависит приемлемость для нее криминального либо социально допустимого способа действий.
Чем слабее сформированные психологические связи личности с социумом, тем проще индивид выбирает противоправный способ поведения. У него также примитивнее индивидуальный набор возможностей выбора решения и вариаций поведения.
Процесс социализации личности, состоящий из приобретения индивидуального опыта и формирования условных реакций, не тождествен процессу формирования личности, который шире и объемнее. На процесс формирования личности оказывают влияние различные уровни социальной среды.
Личность преступника всегда выступает в качестве одного из центральных звеньев криминологической характеристики любого вида преступности.
Разработка эффективных мер контроля над преступностью, предупреждения преступности в целом и отдельных ее видов становится невозможной без изучения особенностей личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин преступности, в ней отражаются все социальные процессы и явления, приводящие к совершению конкретного преступления, именно она является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения.
Данные о личности несовершеннолетнего преступника раскрывают картину самой преступности сведениями о половом, возрастном, социальном составе правонарушителей, их образовательном уровне, профессионально-трудовой деятельности, общественной активности, семейном положении, а также об их нравственно-психологических свойствах, взглядах, интересах, потребностях, ценностных ориентациях и т.п.
Главное, что характеризует несовершеннолетнего правонарушителя, - это социальная деформация и дезадаптация его личности. Они чаще всего возникают постепенно, захватывая все более широко и глубоко нравственные и иные важные социальные основы (устои) личности. Процесс этот ускоряется, если подросток попадает в так называемую криминальную молодежную субкультуру, ценности которой формируются асоциальным молодежным сообществом (пьянство, наркотики, половая раскрепощенность, мелкое хулиганство, азартные игры и т.п.), антисоциальной группировкой (коллективные кражи, дерзкие грабежи или хулиганство и др.), или же уголовный мир взрослых, обучающих преступному ремеслу молодых людей.
Специфика преступности несовершеннолетних может быть рассмотрена как обусловленная комплексом взаимосвязанных факторов, относящихся к возрастным, социальным, психологическим особенностям несовершеннолетних, специфике социального статуса.
Таким образом, личность преступника является составным элементом предмета криминологии. Значимость исследования личности преступника состоит, прежде всего, в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей организации и осуществления предупреждения преступлений.
Информация о работе Юридическая психология. Личность преступника