Аксеология как учение о ценностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:37, реферат

Краткое описание

Эти вопросы и явились для меня задачами при написании реферата:
- проследить предысторию аксиологии;
- проанализировать становление философской теории ценности;
- изучить методологические предпосылки аксиологии;
- понять, что такое ценности;
- выявить смысл конструктивной аксиологии, и нужна ли она;
- просмотреть альтернативы аксиологии.

Содержание

Введение
1. Предыстория аксиологии
2. Становление философской теории ценности в конце XIX- начале XX веков
3. Общие методологические предпосылки аксиологии
4. Что такое ценности
5. Альтернативы аксиологии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АКСИОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ.docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

Ценности -- явления материального мира в целом, не только общественного, но и естественного. И человек способен усматривать ценности не только как социальное, но и как природное существо. Этой же способностью обладают высокоорганизованные животные, например человекообразные обезьяны. Поэтому, скажем, чувство прекрасного есть продукт истории не только общества, но и природы. Подобная точка зрения выражена в статье С. Ф. Чунаева «О природных основах чувства красоты» (см. «Философские и социологические исследования. Учёные записки кафедр общественных наук вузов г. Ленинграда», вып. VII. Л., 1965). Более подробно с этой точки зрения эстетиков (в дискуссии их обычно называют «природниками», а их оппонентов, считающих красоту общественным свойством, - «общественниками»).

Главными линиями современной  аксиологии являются субъективный и  объективный идеализм. Для первого  характерно релятивистское понимание  ценностей.

Аксиология ищет спаси-тельный выход из порочной дилеммы на другом пути. Если не то и не другое, то третье. Ценность не объективна «в обычном смысле» и не субъективна. Она не относится к явле-ниям материально-предметного мира, но и не принадлежит к области сознания. Ценность, пребывает в неком особом измерении мира. Так оформляется учение об «ином протяжении» универсума, к которому стихийно тяготеет философия, поставившая проблему ценности. Объективно-идеалистическое течение аксиологии представляет ценности не зависящими от субъекта и его оценочных суждений; ценность признаётся первичной по отношения к оценивающему. Это приводит к онтологизации ценностей. Объективно-идеалистическая аксиология иногда называется аксиологическим реализмом. Объективный порядок бытия представляется как объективный «порядок ценностей», составляющий предмет «онтологии ценности».

Объективно-идеалистическая  аксиология Здесь имеют в виду прежде всего «классическую» теории. Н. Гартмана, наиболее полно и систематически изложившего принципы объективно-деалитстической трактовки ценностей. С ней во многом сходны концепции М. Шелера и Д. Гильдербана, которые, как и Гартман, отправляются от феноменологии раннего Гуссерля, неотомистская теория ценностей, учение Дж. Сантаяны, наконец, интуитивистская концепция Дж. Мура и его последователей У. Д. Росса, Э. Ф. Кэрритта, Ч. Д. Брода и других. Подробно об этих теориях можно узнать в тех же ранее указанных книгах.43 начинает построение теории ценностей с того, что резко заостряет альтернативу натурализма и субъективизма, исключая возможность обоих решений. Ценности проистекают от предметов (или отношений между ними) и не от воспринимающего их человека. Ценности познаются человеком, а не приписываются предметам произвольно, но их нельзя постичь опытом или логическим рас-падением. Ценности как-то связаны с пред-метами, но не являются их реальными свойствами и не зависят от того, существуют ли эти предметы в действительности. В этом числе они сами не реальны, а лишь идеальны (подобно тому, как идея абсолютной справедливости никогда не осуществляется целиком), но и не относятся к явлениям сознания.

Этим рядом взаимоисключающих  положений аксиолог вовсе не старается намеренно запутать нас в парадоксах. Парадоксальна природа самих ценностей (вспомним то, что торилось во введении). Аксиолог вскрывает другие парадоксы, с которыми человек сталкивается при знакомстве с ценностями. Они содержат в себе внутреннюю необходимость, требуют преобразования действительности, чтобы она согласовалась с должным, но в них самих не заключено никакой реальной силы, чтобы как-то изменить естественный порядок вещей. Ценности отрицают реальность, если она не согласуется с их требованиями (должно быть иначе) и претворяют свой собственный закон в действительность. Но и самые возвышенные и категори-ческие ценности-императивы бессильны изменить причинно-следственный ход событию в реальном мире.

Такова проблема во всей ее неразрешимо-сти. Ценности объективны и идеальны, но не реальны и не субъективны. Они активно воз-действуют на действительность, никак не вмешиваясь в естественные законы бытия.

Аксиолог вполне сознает, что человек-то живет в реальном мире и целиком подвластен его необходимым законам. Каким же образом он может реализовать то, что не согласуется с объективными законами его бытия? На по-мощь приходит Кант с его учением о двоякой природе человека. Раз человек выступает «посредником» между царством абсолютных, но не реальных ценностей и миром жесткой необходимости «без всяких ценностей», то он сам должен быть раздвоенным. Наряду с законами природы человек «несет в себе высший закон» N. Hartmann. Ethik. Berlin - Leipzig, 1962, S. 153. . Человек -- это «поле битвы», где сталкиваются между собой требования необходимости и ценности, и сам он повинуется одновременно законам «естественного» и «должного».

Заключение.

Итак, проблема ценности позволяет  понять уникальную природу человека, его исключительное положение в  мире. Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Ценности активно воздействуют на действительность, не вмешиваясь в  естественные законы бытия неудивительно, что проблеме ценностей в литературе уделено достаточное количество внимание. Острее эта проблема становилась  в переходные периоды общественного  развития (социальные сдвиги, нестабильность).

Аксиологическая теория всегда играет определённую роль в борьбе между силами прогресса и реакции, между ценностями новой жизни  и ценностями, уходящими в прошлое. Ведь тот, кто исследует, сам даёт оценки. Он судит настоящее и рисует будущее таким, каким он его хочет  или надеется увидеть.

Я нашел ответы на поставленные мной задачи, а именно:

- проследить предысторию  аксиологии;

- проанализировать становление  философской теории ценности;

- изучить методологические  предпосылки аксиологии;

- понять, что такое ценности;

- выявить смысл конструктивной  аксиологии, и нужна ли она;

- просмотреть альтернативы  аксиологии.

На мой взгляд, я выполнил поставленные задачи, тема показалась мне интересной, хотя она достаточно сложная и необычная. Но я думаю, что у меня всё получилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Каган М. С. Философия  теории ценностей. - Санкт-Петербург,  ТОО ТК “Петрополис”, - с. 205

2. Розов Н. С. Ценности  в проблемном мире: философские  основания и социальные приложения  Конструктивной аксиологии. Новосибирск:  Изд-во Новосибирского университета. - 1998. - 292 с.

3. Харчева А. Г. Проблема ценности в философии. - Москва-Ленинград, Издательство «Наука». - 1966г. - 256с.


Информация о работе Аксеология как учение о ценностях