Алампа и его культурное наследие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:26, реферат

Краткое описание

С каждым годом возрастает интерес к творческому наследию поэта, основоположника жанра драматургии в якутской литературе, талантливого прозаика, первого литературного критика, переводчика, журналиста, известного общественного деятеля Анемподиста Ивановича Софронова–Алампа, сконцентрировавшего в себе художественное сознание, философскую мысль, нравственно-психологические понятия народа саха.

Содержание

Введение.
1. Жизненный путь.
2. Поэтическое наследие.
3. Алампа – основоположник якутского театра и драматургии.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 35.85 Кб (Скачать файл)

     В драмах «Бедный Яков», «Любовь», «Скупой  без завещания», «Тина жизни» и  «Манчаары» мастерски дана беспощадная критика патриархально-феодальных порядков, господствовавших в Якутии вплоть до 1917 г., первобытная отсталость, рабское положение женщин, суеверные предрассудки. Вместе с тем показаны человеческие достоинства униженных и оскорбленных. В драмах «Споткнувшийся не выпрямляется», «Игра жизни» и «Обрусевший» подвергнуты критике явления, нравы, мещанство, в конце 19 – начале 20 веков элементов капиталистических отношений: кражи со взломом, обмана, пьянства, картежничества и т.п. В комедии «Обрусевший» зло высмеян якутский барин, стремящийся казаться человеком особого сорта, приобщиться к русской цивилизации, хотя в действительности ничего светлого цивилизованного русского ни в душе, ни в поступках, ни в нравах нет.

     А. И. Софронов в дореволюционный период стремился ставить на сцене как пьесы, переведенные им с русского, так и свои драмы. Ставил спектакли и на русском языке.

     При Советской власти им написаны 4 драмы: в 1920 г. – «Манчаары», в 1925 г. – «Уйбааныс», в 1928 г. – «Скрывший» и «Картины жизни или пороки пьянства».

     С ранней молодости и вплоть до своего ареста в 1928 г. Софронов служил сцене. Был  артистом, режиссером, комиссаром, заведующим Якутского театра, являлся председателем общества «Саха омук» и его театральной секции. 7 ноября 1926 г. его назначили заведующим Якутским государственным театром и государственным кино республики. Много сил он отдает строительству якутского театрального искусства.

     А.И.Софронов-Алампа является непревзойденным мастером драматургии, внесшим существенный вклад в зарождение и развитие жанра драмы.

     Заключение.

     14 ноября 2011 г. исполнилось 125 лет  со дня рождения Анемподиста Ивановича Софронова-Алампа. В республике проведено много мероприятий разного уровня, посвященных Алампа. Огромное значение его творчества, его роль в жизни якутского народа только начинают получать должную оценку. Если драмы Алампа были опубликованы, исследованы, то поэзия его предстала перед исследователями и читателями в полном объеме только в девяностые годы. Множество стихов ждут опубликования на якутском языке, еще больше – на русском.

     Если  якутскую культуру представить в  виде оркестра, то роль первой скрипки  принадлежала бы по праву Анемподисту Софронову-Алампа. 

     Список  литературы:

  1. Г.П. Башарин. Софронов. – Якутск: Якуткнигоиздат, 1969.- 64 с.
  2. А.И.Софронов -Алампа:  проблемы исследования жизни и творчества: сборник научных статей / Акад. Наук Респ. Саха (Якутия), ин-т гуман. исслед; - Якутск: ИГИ АН РС (Я), 2006. – 209 с.
  3. В.Г.Семенова. Поэзия Анемподиста Софронова: Истоки. Проблематика. Вопросы поэтики: учебное пособие. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2004. – 176 с.
  4. А.И.Софронов. Северная ночь / пер. с якут., сост. и примеч. Вл. Солоухина. – М.: Сов. Россия, 1984. – 176 с., 1 л. Портр. – (Поэт. Россия).
 
 

      


Информация о работе Алампа и его культурное наследие