Алкоголизация молодежи в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:47, доклад

Краткое описание

Целью данной работы является изучение проблемы алкоголизма среди молодежи, и выявление наиболее адекватных путей решения.
Для достижения цели работы ставятся следующие задачи:
- изучить степень разработанности проблемы;
- обосновать принципы построения структурно-функциональной модели социально-педагогической профилактики алкоголизма подростков;

Вложенные файлы: 1 файл

Алкоголизация молодежи в современном обществе.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

ДЕМИДОВА К.С.

Уфимский  государственный университет экономики  и сервиса (г. Уфа)

 

АЛКОГОЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Проблема алкоголизма  в России, как и большинство  социальных проблем, носит системный  характер, затрагивает все стороны  жизни человека.

Проблема алкоголизма  в России, как вопрос национальной угрозы, впервые озвучивается в 90-е  годы ХХ века, когда процентный уровень  алкоголизации нации достигает 22.7% населения России [1].

Сегодня вопросы, посвященные проблематике алкоголизма  и путей ее решения, изучаются и освящаются специалистами различного профиля и направления - от медицинских работников в правоохранительные органы и президента. Исходя из того, что алкоголизм - проблема системная и многоуровневая решают ее медицинские, социальные работники, психологи, социальные педагоги, конечно законодательные и исполнительные органы.

Важнейшее направление  борьбы с проблемой - социальное, общественное. Существующие медико-социальные методики диагностики, лечения и реабилитации алкоголиков постоянно реформируются под влиянием эволюции проблематики, теоретические исследования, посвященные теме алкоголизма сегодня находятся на высоком уровне, освещая важные стороны проблемы, затрагивая несущие - женский, подростковый, детский алкоголизм, профессиональный, бытовой и т.д.

Целью данной работы является изучение проблемы алкоголизма среди молодежи, и выявление наиболее адекватных путей решения.

Для достижения цели работы ставятся следующие задачи:

- изучить степень разработанности проблемы;

- обосновать принципы построения структурно-функциональной модели социально-педагогической профилактики алкоголизма подростков;

- разработать пути избавления и профилактики алкоголизма современной молодежи.

В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными проблемами, они охватывают все периоды жизни человека: от детства до старости.

Социализация молодежи очень сложный процесс, на него влияют как физиологические, так и психологические изменения личности. Данный процесс чреват множеством проблем: от нетерпимости и дерзости до агрессии и преступности.

Проблема употребления молодежью алкоголя очень  актуальна в наши дни.

Особенно губительно злоупотребление алкоголя в молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей.

Алкоголь особенно активно влияет на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм[2].

Социализация – (от лат socialis - общественный), процесс становления личности, усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и установок, образцов поведения, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно, в какой-то мере, рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте человек может, лишь изолировав себя от общества, однако в реальной жизни это сделать практически невозможно.

На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек.

Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т. д. Причем очень важно наличие и женского и мужского начала в процессе первичной социализации, когда большая часть информации закладывается на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте, на социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в целом[3].

Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время, в связи с открытостью границ и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества.

Процесс социализации молодежи имеет ряд особенностей, они связаны и с гормональными изменениями в организме, черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, любопытства, готовности к жертвам и т.д., усугубляемые переживаниями неуверенности и амбивалентности (двойственности) социального статуса подростка (уже не ребенок, но еще не взрослый). Перед молодежью стоит ряд социальных задач: освоить новые роли, перенять семейно-брачные установки, подготовиться к экономически самостоятельной жизни, интернализовать ряд ценностей и норм как основу убеждений и социально ответственного поведения.

Для современной молодежи с их социальной неуверенностью характерно объединение в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников с особой молодежной субкультурой.

Ценностные  ориентации и нормы группы адаптируют подростка к самостоятельной жизни, удовлетворяя одновременно и специфически молодежные потребности в стиле поведения, моде, досуге, коммуникации. Факторы, отдаляющие подростковую субкультуру от мира взрослых, связаны с противоречивостью норм взрослой жизни, резкими культурными и технологическими изменениями, одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации, неустойчивостью социальной среды. В таких условиях группы подростков и молодежи тяготеют к различным формам отклоняющегося поведения – от социально-отчужденных форм до агрессии, фанатизма. Сюда входят и  такие формы поведения как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Алкоголизм – хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков, проявляющееся в физической и психической зависимости от алкоголя, ведущее к социальной и психологической деградации личности.

Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации.

К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует говорить при появлении его первых признаков в  возрасте до 18 лет.

Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть причины злоупотребления спиртными напитками. Сравнивая влияние сверстников, алкогольных обычаев, семьи и пола подростков на потребление ими спиртных напитков, было выяснено, что алкогольное поведение матери оказывает существенное воздействие на алкоголизацию, прежде всего дочерей. Алкогольное поведение отца обуславливает таковое его дочери и имеет наибольшее влияние на алкоголизацию сыновей. Влияние сверстников было взаимосвязано с тем, будет или не будет пить подросток в отсутствие родительского контроля.

Условия, способствующие развитию алкоголизма в молодом возрасте:

 

- экономические условия;

- неправильное воспитание;

- дурные примеры;

- стремление подражать старшим;

- анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма.

Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в теле человека нет таких органов и тканей, которые не поражались бы алкоголем. Попав в организм, он достаточно медленно (со скоростью 0,1 г на 1 кг массы тела в час) расщепляется в печени. И только 10 процентов от общего количества принятого алкоголя выводится из организма в неизменном виде. Оставшийся алкоголь циркулирует вместе с кровью по всему организму, пока не расщепится весь. Высокая проницаемость «молодых» тканей, их насыщенность водой позволяет алкоголю быстро распространяться по растущему организму. Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом задерживается не только развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.

Алкоголь ослабляет организм, тормозит формирование и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях, например при злоупотреблении, и вовсе останавливает  развитие некоторых функций высшей нервной системы. Чем моложе организм, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, употребление алкогольных напитков подростками значительно быстрее, чем у взрослых, ведет к формированию у них алкоголизма.

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. Он основном проходит в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т. д. Однако процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время, в связи с открытостью границ и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества он протекает еще быстрее. Процесс социализации молодежи имеет ряд особенностей, зачастую вызывающих проблемы социализации.

Социальное поведение молодого поколения, подверженных влиянию алкоголя, принципиально меняется. В клинической литературе перечисляются различные черты молодых алкоголиков – это рано появляющиеся у подростков изменения личности, к которым они относят: возбудимость, взрывчатость, заострение характерологических черт, свойственных пубертатному возрасту, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, узкий круг интересов, асоциальные тенденции, эмоциональное огрубение, конфликты с родителями.

Пути решения проблемы алкоголизации среди молодежи[4]:

- выполнение мероприятий, направленных на предупреждение причин алкоголизма, начиная с раннего возраста;

-профилактика и превенция;

-привлечение к профилактической работе педагогов и психологов;

-налаживание антипропаганды алкоголя в средствах массовой информации,

- организация системы доступной медицинской помощи подросткам, которых настиг этот недуг;

- психологическая реабилитация больного посредством психотерапии/

Главное – это  информированность людей о пагубном воздействии алкоголя на жизнедеятельность  человека. В настоящее время печатается огромное количество статей в газетах  и журналах, этой проблеме посвящаются множество фильмов и телевизионных постановок. В общеобразовательных учреждениях активно пропагандируется трезвость, призывают детей заниматься спортом, а для реализации здорового образа жизни, идет активное строительство спортивных залов и площадок, закупается необходимый спортивный инвентарь. Движение за здоровый образ жизни и усилия, направленные на снижение риска хронических заболеваний, способствуют формированию более конструктивного отношения общества к потреблению алкоголя.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Подростковая наркомания и алкоголизм: факторы риска,

М.К. Елисеев, Москва, 2010г.

  1. Проблемы молодежи, Н.Б. Сердюкова А.А., Москва, «Феникс», 2009г.
  2. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Р. Ребенок и алкоголь – М.: Весма-Т, 2011г.

4. Веко А.В. Алкоголизм: избавление от зависимости, лечение, профилактика // Современный литератор. 2008г.


Информация о работе Алкоголизация молодежи в современном обществе