Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:55, реферат
Алхимические системы разных культур часто не схожи друг с другом, но в целом можно выделить основные идентичные направления алхимии:
• платонизм, позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зороастризм, манихейство, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия;
• практики сиддхаров -- доарийского населения Индостана, индийская и буддийская тантра, индийская и тибетская алхимия;
• даосизм, китайская алхимия и алхимические практики региона китайского культурного влияния -- Япония, Корея, Индокитай.
Среди арабских учёных выделяется знаменитый бухарский врач Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна, явившийся первым критиком идеи трансмутации металлов, каковую он считал невозможной, и считавший основной задачей алхимии приготовление лекарственных средств.
Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (864-925), в европейской литературе известный как Разес, внёс в ртутно-серную теорию некоторые изменения. Поскольку свойства солей металлов сложно объяснить двумя принципами, Ар-Рази добавил к ним принцип растворимости (хрупкости) - философскую Соль. Ртуть и Сера, по его мнению, образуют твёрдые вещества лишь в присутствии Соли. В таком виде теория приобрела логическую завершённость и просуществовала несколько веков. Ар-Рази предпринял также попытку объединить учение Аристотеля с атомистической идеей. Четыре стихии Аристотеля-- это четыре вида атомов, движущихся в пустоте и различающихся формой и размером. Ар-Рази в своих сочинениях подробно описывал химическую посуду, оборудование, весы и лабораторные приёмы.
В целом именно во время арабского этапа были созданы основные теории алхимии, разработан понятийный аппарат, лабораторная техника и методика эксперимента. Арабские алхимики добились огромных практических успехов - ими выделены сурьма, мышьяк и фосфор, получены уксусная кислота и растворы сильных минеральных кислот. Арабская алхимия была вполне рациональна; мистические элементы в ней представляли собой скорее дань традиции. Важнейшей заслугой арабских алхимиков стало создание фармации, развившей традиции античной медицины.
После XII века арабская алхимия начала приходить в упадок. Последним крупным арабским алхимиком стал Ал Джилдаки (первая половина XIV в.), написавший ряд сочинений, систематизирующих труды его предшественников. Центр научной мысли стал перемещаться в Европу.
Первым знаменитым европейским алхимиком стал монах-доминиканец Альберт фон Больштедт (1193-1280), более известный как Альберт Великий. Такие труды Альберта, как «Книга об Алхимии», «О металлах и минералах», «Алхимический свод», сыграли важную роль повышении значимости натурфилософии Аристотеля для европейских учёных позднего средневековья и начала Нового Времени. Среди первых европейских алхимиков он детально описал свойства мышьяка. Альберт Великий высказывал также мнение о том, что металлы состоят из ртути, серы, мышьяка и нашатыря.
Современником Альберта Великого был английский монах францисканец Роджер Бэкон (1214-1292), написавший знаменитейшие трактаты «Зеркало Алхимии» и «Могущество алхимии». В них даётся подробное описание природы металлов с точки зрения ртутно-серной теории. Бэкон определял алхимию как науку, указывающую, как приготовлять и получать некоторое средство, эликсир, которое, брошенное на металл или несовершенное вещество, делает их совершенными в момент прикосновения.
По мнению Бэкона, приготовление эликсира из "первичной субстанции" осуществлялось в три стадии - нигредо (чёрная стадия), альбедо (белая, в результате которой получается эликсир, превращающий металлы в серебро) и рубедо (красная-- эликсир, создающий золото, магистерий).
В работах Альберта Великого и Роджера
Бэкона доля мистицизма была сравнительно
невелика. К основоположникам мистических
течений часто относят
Алхимики-мистики
· Приготовление Эликсира или Философского Камня, алхимического средства, облагораживавшего металлы, служившего универсальным лекарством; его раствор должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Другое таинственное средство, второстепенное по своим свойствам, называлось «белый лев», оно могло превращать в серебро все неблагородные металлы.
· Создание гомункулуса-- по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно. Считалось, что гомункулус -- это маленький человечек, заключенный в сперматозоиде, и при попадании в материнский организм лишь увеличивается в размерах;
· Приготовление алкагеста - универсального растворителя;
· Палигенез, или восстановление растений из пепла;
· Приготовление мирового духа - магической субстанции, растворяющей золото.
· Извлечение квинтэссенции.
· Приготовление жидкого золота -- совершенного средства для излечения.
Достижению поставленных целей должны были послужить двенадцать основных алхимических операций, каждая из которых соотносилась с определённым зодиакальным созвездием. Мистическая связь алхимии и астрологии имела для алхимиков большее значение, чем факты.
В XIV-XV веках европейская алхимия добилась значительных успехов, сумев превзойти арабов в постижении свойств вещества. В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фиданца (1121-1274), известный как Бонавентура, в одной из попыток получения универсального растворителя получил раствор нашатыря в азотной кислоте, который оказался способным растворять золото, царя металлов (отсюда и название - царская водка). Большую роль в становлении европейской алхимии сыграл ученый, работавший в Испании в XIV веке; он подписывал свои сочинения именем Гебера. Он первым подробно описал серную и азотную кислоты. Использование минеральных кислот в большой концентрации в алхимической практике привело к существенному росту знаний алхимиков о веществе.
Альберт Великий работал с сернокислым железом, отделял золото от серебра при помощи азотной кислоты, выделил мышьяк в чистом виде. Роджер Бэкон писал о способности селитры взрываться с горящим углем. Оба они знали свойства смеси селитры, серы и угля. Раймунд Луллий применял холодильник при получении углекислого аммония из перегнанной мочевины, изготовил бикарбонат калия. Неизвестный автор, писавший под именем Василия Валентина (XIV в.), открыл серный эфир, соляную кислоту, соединения мышьяка и сурьмы. В его книге «Триумфальная колесница сурьмы» описываются способы получения сурьмы и ее медицинское применение.
Парацельс первым описал ранее неизвестный цинк. Он же начал использовать в лечебных целях химические соединения. Ян Баптист ван Гельмонт ввел термин "газ". Иоганн Рудольф Глаубер обнаружил сульфат натрия (глауберову соль), сочтя его философским камнем. Джамбаттиста делла Порта (1541 - 1615) изготовил оксид олова. Блез Виженер (1523 - 1596) открыл бензойную кислоту. Эти примеры свидетельствуют о том, что ненаучные по современным представлениям исследования алхимиков пошли на пользу не только избранным, но и человечеству в целом.
Многие открытия были инновационными. В 1602 г. сапожник и алхимик Винченцо Касциароло в горах Болоньи нашел очень тяжелый камень и заподозрил в нем наличие золота. Пытаясь выделить из него золото, алхимик прокалил его с углем и селитрой и обнаружил, что охлажденный продукт красновато светится в темноте. Известие поразило алхимиков и тяжелый шпат (сернокислый барий) стал объектом химических операций. В 1774 г. неизвестный ранее металл получил название «барий». В середине XVII столетия гамбургский алхимик Хенниг Бранд в поисках философского камня, перегоняя человеческую мочу, обнаружил, что прокаливаемый осадок светится в темноте. Этот фокус Бранд показывал любителям и получал за это плату, а потом продал свой «секрет» гамбургскому алхимику Иоганну Крафту. Фосфорная спекуляция существовала, пока в 1743 г. немецкий химик Андрей Сигизмунд Маргграф (1709-1782) нашел более совершенный способ получения фосфора и опубликовал его, после чего началось изучение фосфора и его соединений. Книгопечатание сыграло большую роль в распространении алхимических сочинений.
Такие направления алхимии как техническая химия и ятрохимия, стали переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии.
Характерной особенностью трудов по
технической химии стало
Начиная с Парацельса, европейская алхимия развивает темы ятрохимии поисков долголетия и бессмертия. В теоретическом отношении Парацельс являлся классическим алхимиком - разделял древнегреческое учение о четырёх элементах-стихиях и арабскую теорию трёх принципов. Как и китайские алхимики, он занимался получением «питьевого золота», позволяющего достичь исцеляющей организм трансмутации. Ученый утверждал, что задача алхимии - изготовление лекарств.
Медицина Парацельса основывалась на ртутно-серной теории. Он считал, что в здоровом организме три принципа - Ртуть, Сера и Соль - находятся в равновесии; болезнь представляет нарушение равновесия этого равновесия.
К представителям ятрохимии можно отнести многих известных алхимиков XVI - XVII веков.
Андреас Либавий (1540-1616) прославился первым учебником химии. В своих трудах «Алхимия» (1597) и «Полное собрание медико-химических сочинений» (1597) он систематизировал практические сведения по химии того времени. «Алхимия» долго служила основным учебным пособием при изучении химии на медицинских факультетах. Алхимия, согласно Либавию, состоит из двух разделов: энхерия--описание методов и операций, и химия, или описание веществ, их получения и свойств. Либавий считал, что трансмутация возможна, и её осуществление явится венцом науки. Он критиковал мистические элементы в учении Парацельса.
Важную роль в развитии рациональной алхимии сыграл Иоганн Рудольф Глаубер (1604-1670), разработавший способы получения целого ряда неорганических веществ. Другой известный алхимик Отто Тахений (1620-1699) попытался внести изменения в ртутно-серную теорию, утверждая, что все соли образованы двумя принципами - кислотой и щёлочью. Ещё один представитель ятрохимии Ян Баптист ван Гельмонт (1577-1664) подверг сомнению аристотелевские стихии, поскольку их присутствие невозможно обнаружить. Ван Гельмонт предлагал считать простыми телами лишь те, которые могут быть выделены при разложении сложных тел-- например, воду. В поисках других простых тел Ван Гельмонт много экспериментировал с металлами. Он доказал, что при растворении серебра в крепкой водке (азотной кислоте) металл лишь меняет форму своего существования и может быть вновь выделен из раствора в том же количестве.
В целом рациональные течения в алхимии - ятрохимия и техническая химия - достигли довольно значительных экспериментальных успехов и заложили основы для научной химии, становление которой начинается в середине XVII века. Не следует, однако, считать, что появление научной химии автоматически означало конец "классической" алхимии. Алхимические традиции сохранялись в науке ещё долгое время, и многие выдающиеся естествоиспытатели продолжали считать трансмутацию металлов возможной.
Главным результатом алхимии, кроме
накопления запаса знаний о веществе,
стало становление
Алхимии изначально были присущи очень серьёзные отрицательные черты, которые сделали её тупиковым путем развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета деятельности лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом были подчинены этой главной цели. Во-вторых - мистицизм, в большей или меньшей степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм теории - учение Аристотеля, лежащее в основе идеи трансмутации, принималось за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки.
К середине XVI века в европейской
алхимии стало очевидным
Информация о работе Алхимия как феномен средневековой культуры