Анималистические мотивы в европейской символике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении всей своей истории человек пользовался знаками и символами. Они помогали различать, узнавать, понимать, а также предупреждали, направляли и сообщали в лаконичной форме важную информацию. Ведущую роль в символике практически всех человеческих культур тысячелетиями играли птицы и звери. Так, древние египтяне изображали своих богов с головами тех животных, чьи особенности, как они полагали, присущи тем или иным богам. В Средние века животные появились на геральдических гербах — отличительных знаках, передаваемых из поколения в поколение и символизирующих главные качества носителей герба — принадлежность к сословию и роду, городу или стране. Почетное место в гербах заняли вымышленные создания — такие, например, как единорог и грифон. Соединив в себе черты нескольких разных животных, они позволяли сделать символическое изображение более лаконичным и емким. В своей работе я расскажу о нескольких наиболее любопытных и странных геральдических чудищах и их свойствах.

Содержание

Введение …………………………………………………………….….. 3
Глава I. Роль животных в европейской символике…………………... 4
1.1. Кельтская мифология………………………………………...... 6
1.2. Символы животных в средневековой культуре…………….... 11
1.3. Отношение к животным в символизме Христианства………..19
Заключение …………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы и источников…………………. 23

Вложенные файлы: 1 файл

символика.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

1.3 Отношение к животным  в символизме Христианства

 

                    Христианская символика — совокупность символов и знаков, употребляемых различными христианскими церквами. 
Активное использование в древней Церкви различных символов, а не иконописных образов Л. А. Успенский связывает с тем, что «для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ». Также символические образы, по его мнению, использовались как способ сокрытия от оглашенных до времени их крещения христианских таинств. Так Кирилл Иерусалимский писал: «слышать благовествование всем позволено, но слава благовествования предоставлена одним искренним Служителям Христовым. Тем, которые не могли слушать, Господь говорил в притчах, а ученикам наедине изъяснял притчи». 
                   К древнейшим катакомбным изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов» (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима  или символизирующий его рыбы.

Первые христиане собирались для совместных богослужений и трапез в местах, скрытых от посторонних взглядов, в частности, в катакомбах — обширных помещениях, где погребали умерших. Изредка у входа в подземелье строили небольшое здание, служившее гробницей наиболее уважаемого члена общины, а также часовней. Это здание первоначально не отличалось от обычных построек. 
Первые символические изображения появляются в живописи местных катакомб, относятся к периоду гонений на Христиан и носят характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга , но смысм символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.

Большинство религиозных символов может быть понято как концептуальные сокращения и упрощения, направленные на иллюстрацию священных книг. Они выступали в качестве посредника в представлении религиозных сюжетов. С течением времени символы изменялись, появлялись различные их интерпретации. В качестве символов часто выступали образы животных, растений, явлений природы. 
                   

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Наибольшее количество символов посвящено Христу.

 

РЫБА 
Один из самых известных, распространенных и важных первохристанских символов. Его изображение в первые века христианства мы встречаем повсюду: на саркофагах, в катакомбах. Изображения рыб первые христиане носили на шее так, как теперь мы носим нательный крест. С чем же связана такая любовь к этому символу? Главная причина его значимости заключается в расшифровке пяти букв, из которых состоит это слово в греческом языке, а именно «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».          Итак, первое и главное значение этого символа – Сам Господь наш Иисус Христос. Ранние христианские авторы даже называют Его «Небесной Рыбой». Из этого главного значения символа рыбы вытекают и все остальные. Так, рыбы символизируют и христиан; сети, полные рыб, символизируют Царство Небесное; изображение рыбы вместе с хлебами и чашей имеют значение Евхаристии, Таинства Тела и Крови Господней; а изображение рыбы, на которой покоится корабль, образно объясняет, что Христос есть Глава и Основание Церкви. 
Изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином в древнейшей части катакомб св. Каллиста - евхаристический символ, обозначающий Христа, который дарует людям новую жизнь. 
Продолжая эту тему, не лишне вспомнить, что Иисус, живя в Капернауме, на берегу Генисаретскго озера, набирал себе учеников именно из рыбаков. 

 

АГНЕЦ 
Образ агнца также является символическим изображением Иисуса Христа и представляет собой ветхозаветный прообраз его крестной жертвы (жертва Авеля, жертвоприношение Авраама, пасхальный жертвенный агнец у евреев). В Новом Завете Иоанн Креститель называет Иисуса Христа агнцем — «вот Агнец Божий, Который берет На себя грех мира». Агнец также является евхаристическим образом (в Православии агнец — часть просфоры, которой причащают верующих) и его изображения встречается на литургических сосудах. 
Образ маленького ягненка один из самых трогательных для людского глаза и сердца. Кто видел это создание, не мог оставаться равнодушным. Но судьба, вообще говоря, каждого ягненка, в последствии настолько банальна, что не о чем было бы говорить если бы не несколько «но»... 

 

 

 

 

 

20

Дело в том, что люди с давних пор знали о своих проблемах с духовным миром и акт жертвоприношения есть во всех культурах. Но именно в иудейской передистории христианства мы находим логику и объяснение этим актам официальных взаимоотношений между человеком и Всевышним. Кровавые жертвы, для одних были наибольшим угождением злым и опасным духам или богам, как бы их там не называли, а для древних евреев – это жертва искупления или замещения за вину человека перед праведным Богом. Эту вину переносит кровь невинного животного, которую приносит на алтарь грешник, признавая это. Священное Писание говорит, что „плата за грех - смерть”, а грешник просто не может ежедневно платить эту цену. И поэтому долгое время лилась кровь тысяч и тысяч жертвенных животных, потому что эти реки крови должны были напоминать людям об их беззакониях. 

ПЕЛИКАН

Пеликан также являлся символом Христа.  
«Иисус любимый, Пеликан благой, 
Ты меня очистил Кровью Пресвятой» . 
Существует легенда: «Пеликан, узнав, что его младенцам грозит смерть от укуса ядовитой змеи, решается на поступок, раскрывающий его огромную любовь. Он встает над бессильными птенцами и начинает выклевывать себе бок, пока из образовавшейся раны не польется кровь. Эта кровь капает в клюв маленьких пеликанов. И те, приняв кровь как противоядие, вновь оживают и спасаются, благодаря самоотверженной ране родителя, который произвел их на свет, а теперь возрождает» . 
То же самое случилось и с людьми, благодаря крестной смерти Господа. «Как птица пеликан, разрывая клювом бок свой, кровью оживляет птенцов, так и Слове Божий дал жизнь нам, людям. Ибо тот древний змий, начальник зла диавол, нас ужалил в раю грехом, своим смертоносным жалом и отравил нас»  
 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

21

Заключение

 
Проделав данную работу, я прихожу к выводу, что анималистические мотивы в символике разных эпох и культур имели важнейшее, одно из главных значений. Именно к животным устремили свой взор и интерес древние римляне, кельты, жители средневековья и христиане.  
Со временем отношение к животным постоянно менялось. От восхищения, поклонения и наделения их Божественной, магической силой, до гонения, истязания и умерщвления. Им приписывали магические свойства, а также дружбу с дьяволом. 
Если просматривать развитие европейской символике, я однозначно могу сказать, что на нее влияли такие факторы, как географическое местоположение, вера людей, их менталитет, обычаи и нравы. 
Практически нет ни одного постоянно символа, который был бы вечен в своих понятиях длительное время, отсюда мы делаем вывод, что человек истолковывает символы животных,  исходя из общепринятых правил жизни и поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Список используемой литературы

 

1.аБелый А.К. Критика. Эстетика. Теория символизма / М.: Гелеос 1994. 
2.  Белый А.К. Символизм как миропонимание / М.: Гелеос, 1994. 
3.  Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры / СПб.: Литера, 1995. 
4.  Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. 1-е изд. М.: ИГ «Прогресс», Прогресс-Академия, 1992. 
5. Метелова А.Я Анималистические символы в кельтской мифологии. // Познавательная мифология : [электрон. рес.] – 2014– URL:http://mcgregor.narod.ru/animals.htm (дата обращения: 07.05.2014)  
6. Пастуро, М. Символическая история европейского средневековья / М. Пастуро. – СПб.: Александрия, 2012. Раздел: Животное. 
7. Тигрица и грифон: сакральные символы животного мира. – СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское востоковедение», 2002. 
8. Уваров Г.А. Христианская символика / М.: Альтернативная литература, 1999. 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23


Информация о работе Анималистические мотивы в европейской символике