Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 20:48, реферат
Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.
Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии новых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией.
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного воспитания, неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого. Достижения античных цивилизаций целесообразно рассмотреть в трех областях: наука и техника, искусство, философия.
Введение
Античная культура Средиземноморья считается
величайшим творением человечества. Ограниченная
пространством (в основном побережье и
острова Эгейского и Ионического морей)
и временем (от II тысячелетия до н. э. до
первых веков христианства), античная
культура раздвинула рамки исторического
существования, по праву заявив о себе
общечеловеческой значимостью архитектуры
и скульптуры, эпической поэзии и драматургии,
естественнонаучного и философского знания.
Европейская цивилизация уходит своими
корнями в период античности. Древним
грекам были знакомы достижения культуры
народов Востока. Но усвоив опыт Египта
и Вавилонии, греки определили собственный
путь как в развитии новых социально-политических
отношений, философских поисков, так и
в художественно-эстетическом подходе
к миру. Античная Греция не была отягощена
азиатской традицией.
Все большее число людей осознает, что
приобщение к историческому прошлому
– это не только знакомство с шедеврами
мировой цивилизации, уникальными памятниками
древнего искусства, не только школа воспитания,
но и нравственности и художественного
воспитания, неотъемлемая часть современной
жизни, в определённой мере оценка настоящего
и даже “открытие” будущего. Это обуславливает
необходимость исторических исследований
прошлого. Достижения античных цивилизаций
целесообразно рассмотреть в трех областях:
наука и техника, искусство, философия.
Античная культура – колыбель европейской цивилизации, прекрасное
“детство человечества”, высший и по сей день художественно-эстетический
идеал – классика в подлинном смысле этого слова – то есть образец для
подражания, изучения, творческого переосмысления. Термин сам по себе
условен, так как во времена Возрождения греко-римская культура считалась
“древнейшей”
(античной), однако употребляется он и
по сей день.
Вся античная культура строилась вокруг единой, основной и исходной
общественной формы античного мира – самостоятельного города-государства.
Античный полис – “город-государство” представлял собой самостоятельную
политическую, экономическую, торгово-ремесленную, производственно-
культурную единицу. Полис был высшей общественной ценностью, высшей
духовной ценностью, высшей священной ценностью. Гражданин полиса –
гражданин общества, изгнанный из города-полиса, изгонялся из общества
вообще, его нигде не принимали, а путь оставался один – бродяжничество,
разбой, государственная измена. Связь с землей, натуральное хозяйство,
иерархически организованный замкнутый гражданский коллектив, рабовладение,
система колоний – весь этот миропорядок воспринимался как единственно
естественный.
Однако человеку, разумеется, было тесно жить в таких рамках, да и
интересы общества требовали чего-то большего, чем простое следование нормам
и обычаям полиса. Это вполне объективное противоречие составляло не только
главную отличительную
особенность античного
обществу классический характер. Эта своеобразная диалектика несовпадения
идеала и действительности заставляла постоянно стремиться к идеалу, искать
гармонию, если не в общественной жизни, то хотя бы в духовной сфере, в
художественном творчестве. В повседневной жизни существовала и непрерывно
разворачивалась во все возрастающем масштабе борьба верхов и низов,
демократов и олигархов, подозрительность ко всем, кто выделялся и стоял
выше массы, хотя бы даже своими подвигами или же самоотверженным служением
полису (вспомним, судьбы Сократа, Демоснера, Юлия Цезаря, Овидия).
Существовало, наконец, рабство, которое никак не вписывалось в гармоничную
картину мира – в древних Афинах на каждого свободного гражданина в среднем
приходилось в эпоху расцвета греческой демократии (век Перикла) около 40
рабов. Идеал полисного общества с его нормами героизма, гармоничности
развития, гражданской солидарности, консервативной морали и спокойного
подчинения личности в целом оказался мифом, однако мифом, что очень важно,
ставшим своеобразным
катализатором интенсивной
Таким образом, под античным типом культуры мы подразумеваем:
1. Понятие высокой гражданской нормы, с точки зрения которой оценивается
всякая человеческая
2. Понятие классики, то есть динамического живого равновесия,
соразмерности интересов
жизни.
3. Понятие эстетической формы, в которую должно облечься любое жизненное
и творческое содержание, ибо
только ясная, совершенная
содержание общезначимым, а следовательно, и подлинно реальным.
4. Определение
нравственной ценности
зрения одобрения все того же полиса, общества. Внутренние, лирические
формы самовыражения имели в глазах римлянина и, особенно, грека
меньшую ценность. Мораль и нравственность сводились к ораторским
призывам, риторике. Индивидуальная мораль, совесть в сегодняшнем
понимании вообще отсутствовали.
5. Культ человека-созидателя, человека-мыслителя, человека-борца, т.е.
деятельное, творческое отношение
к миру.
Исторические особенности культуры Древней Греции и Рима.
При изучении
культуры древних Греции и Рима необходимо
прежде всего сконцентрироваться на этих
доминантах античной культуры.
Культура Греции возникла на пересечении исторических путей
Средиземноморья. Мироощущению древнего грека и характеру его деятельности
не была свойственна гигантомания Востока, стремление перебороть природу,
утвердиться в ней. Теплый климат, яркая щедрая природа, масштабность
окружающего пространства приводила древнего эллина к идее соразмерности
сил человека и природы, человека как “микрокосма” Вселенной. Вся культура
Древней Эллады пронизана сознанием человеческой мощи. Свою практическую
деятельность греки назвали словом “техне”, оно означало, по Аристотелю,
“единство опыта и знаний”, то есть охватывало всю преобразующую природу
созидательную активность людей, осуществляемую умело, мастерски, искусно –
так, как может созидать только человек, по греческой терминологии,
“свободнорожденный” – ведь только свобода открывает перед людьми
возможность накапливать новый опыт и новые знания, неизбежно изменяющие
сложившееся и устоявшееся, традиционное и канонизированное, а прежде всего
– мифологически-фантастическое.
Греки полагали, что в культуре, как и в самой жизни, должны сочетаться
два начала – гармония красоты и покоя (аполлоническое) и раскованности,
свободы, природной стихии (дионисийское). В их сплаве – залог
жизнестойкости культуры, ибо господство одного из них приведет, в конце
концов, либо к стагнации, застою, либо к разрушению и хаосу, протесту ради
протеста. Воспитание в понимании греков – неразрывное единство
“гимнасического” и “мусического”, т.е. физического и нравственного
развития. Агонистика – состязательность – ведущий принцип греческой
культуры. Сочетание разнообразия и взаимной лояльности породило
соревнование отдельных личностей, групп и полисов в целом за достижение
превосходных результатов во всех сферах жизни, но особенно – в спортивных
играх.
Греция
создала прецедент
направлений в философии. В русле ее образовалась почва для развития
античной науки. Именно в греческой философии – “матери всех наук” возник
метод, приложимый к любым сферам познания и жизни, и способ мышления,
позволяющий из одного знания выводить другое.
Доминанта сознания грека-гражданина полиса – ощущение свободы. Оно
нарастает в период архаики, достигает высшей точки в классический период и
постепенно угасает в эпоху эллинизма. Обретение такого сознания и
самосознания явилось еще неизвестной человечеству основой культуры,
выраженной в двух формулах – в гиперболе художника: “Много в природе сил,
но сильней человека нет” (Софокл) и в тезисе философа: “Человек есть мера
всех вещей” (Протагор). Сами боги в греческой мифологии стали “идеальными
людьми”, которые
воплощали в обобщенно-
(как, впрочем, и все отвратительные) человеческие качества – именно
человеческие, а
не звериные и не божественно-сверхчеловеческие.
живет и творит в единстве с природой, мировым целым, которое получило
название “космоса”. Этот образ античного мироздания двуедин и включал в
себя собственно мир, Вселенную – с одной стороны, и украшение, порядок,
мировое целое, одним словом – гармонию, противостоящую Хаосу – с другой. Не
случайно поэтому для греческой культуры характерен принцип калокагатии,
объединяющий красоту и добро, физические и нравственные достоинства. Идеал
греческого полиса – это красота безупречного тела и внутреннее
нравственное совершенство. Архитектура и скульптура выступали как
преображения одухотворенного человеческого тела.
Однако в эпоху эллинизма, с ослаблением полисной жизни, доминантой
сознания греков стало чувство неуверенности. В философии возобладала
этическая проблематика, поиск основ устойчивости (киники, эпикуреизм,
стоицизм). Логика исторического развития привела Грецию к утрате свободы.