Античность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 16:48, доклад

Краткое описание

характерной чертой древнегреческой культуры является ее мифологичность. Мифом (от греч. Mythos — слово, рассказ) называется вид устного народного творчества, в котором действительность сливается с вымыслом. Мифы бывали этиологические (объясняющие причины явлений), героические (описывающие подвиги богов и героев). Из отдельных мифов складываются сказания (мифология) о происхождении и устройстве Вселенной (космогония) и о жизни богов (теогония). Миф — это продукт коллективного опыта, причем многих поколений предков. В мифах человек потому не отделяет себя от природы, а общество от космоса, что мало что знает истинного за пределами своего домашнего мирка. Главный принцип составления и использования мифологем — антропоморфизм — уподобление всего на свете людским качествам, очеловечивание неодушевленного и неорганического. Боги и герои мифов устраивают землю и защищают ее от чудовищ точно так же, как рачительный домохозяин свой участок.

Вложенные файлы: 1 файл

античность.docx

— 23.47 Кб (Скачать файл)

1.в лекции.

2.  характерной  чертой древнегреческой культуры  является ее мифологичность. Мифом (от греч. Mythos — слово, рассказ) называется вид устного народного творчества, в котором действительность сливается с вымыслом. Мифы бывали этиологические (объясняющие причины явлений), героические (описывающие подвиги богов и героев). Из отдельных мифов складываются сказания (мифология) о происхождении и устройстве Вселенной (космогония) и о жизни богов (теогония). Миф — это продукт коллективного опыта, причем многих поколений предков. В мифах человек потому не отделяет себя от природы, а  общество от космоса, что мало что знает истинного за пределами своего домашнего мирка. Главный принцип составления и использования мифологем — антропоморфизм — уподобление всего на свете людским качествам, очеловечивание неодушевленного и неорганического. Боги и герои мифов устраивают землю и защищают ее от чудовищ точно так же, как рачительный домохозяин свой участок. Античная мифология прошла в своем развитии в сторону ранней религиозности несколько этапов: фетишизм (сакрализация предметов и поклонение им), тотемизм (вера в сверхъестественное родство людей с животными), анимизм (одушевление природы), магия — колдовство, волхование (символические действия, имеющие целью сверхъестественным образом повлиять на ход событий, на реальность).

 На  основе античной мифологии возникла олимпийская религия (по представлениям древних греков их боги жили на горе Олимп в Фессалии), характерными чертами которой являлись политеизм (многобожие) и антропоморфизм (по внешнему виду и образу жизни боги человекоподобны, а отличаются от людей могуществом и бессмертием). Олимпийские боги составляли единую семью, возглавляемую Зевсом. Его жена (она же сестра) Гера — покровительница семьи. Посейдон( бог морей) и Аид (бог мертвых) — братья Зевса. Гефест — бог- кузнец, покровитель ремесленников. Арес — бог войны. Аполлон — предводитель муз. Афина — богиня мудрости. Все они дети Зевса. Примыкающие к олимпийской семье боги: Гермес (вестник богов, покровитель торговли), Дионис (бог виноделия), сын Аполлона Асклепий, почитаемый как бог врачей и врач богов, обучавшийся искусству исцеления у кентавра Хирона и ряд других Оосбо отметим детей Асклепия. Это Гигиея (богиня здоровья), Панакея (покровительница лекарственного врачевания), Махаон (хирург), Подалирий (врач, лечивший внутренние болезни).

Но выше богов греки ставили Судьбу. Античный мир знал ее в двух проявлениях: как фатум (неотвратимый рок, отменить который не могут даже боги) и фортуну (удачу, переменчивую к смертным). Культовые отправления включали в себя жертвоприношения, украшение статуй богов, торжественные процессии и церемонии, пение священных гимнов. Влиятельного жреческого сословия не существовало, жреческие функции исполняли граждане, избранные по жребию (исключение составляли жрецы из наиболее почитаемых святилищ, например, храма Аполлона в Дельфах) Принято различать два типа взаимоотношений человека с божеством. Во-первых, так называемая «культура вины», основанная на чувстве изначальной греховности человека перед богом, нашей заботе об искуплении уже совершенных прегрешений и избегании новых. Во-вторых, «культура стыда», исключающая понятие греха и ориентирующая индивида на соизмерение собственных поступков не с религией, а с принятой в обществе моралью. Образцом подобного разграничения религии и остальных форм культуры служила эллинская цивилизация, культура которой носила практически секулярный (светский) характер.

3. Термин «эллинизм» ввел в XIX в. немецкий историк И.Г. Дройзен для обозначения нового типа цивилизации, возникшей на оккупированных Македонией территориях. Эллинистическая культура формировалась на основе взаимовлияния элементов греческой и восточных культур. Обогащенная результатами этого взаимодействия, культура Древней Греции подверглась значительным изменениям на всех уровнях: на смену демократическим полисам приходят огромные государства — монархии, в результате индивид из свободного гражданина превращается в подданного. Идея патриотизма утрачивает свое ведущее значение и заменяется новой идеологией, способствовавшей преодолению ограниченности полисного мировоззрения — космополитизмом (от греч. kosmopolites — гражданин мира). В эллинистическую эпоху возникают новые центры культуры — Пергам, Родос, Антиохия, Александрия. Если развитие философии по-прежнему связано главным образом с Афинами, то в расцвете эллинистической науки бесспорна роль Александрии. Несмотря на успехи в области науки и образования, в эллинистической цивилизации появляются признаки упадка, кризиса культуры. Утрата полисных духовно-нравственных ценностей в новых эллинистических государствах привела к общему снижению общественного пафоса культурной жизни. Человек перестал ощущать свою бывшую некогда неразрывной связь с обществом, его внимание переключается с интересов коллективной полисной жизни на себя, свой внутренний мир. В комплексе философского знания центральное место занимает этика, в учениях стоицизма, эпикуреизма, кинизма рассматривающая проблемы свободы, добродетели, личного счастья. Этот процесс нашел свое отражение и в художественном творчестве: искусство переключается с изображения социальных проблем на личностные, а глубокие трагические коллизии греческой классики сменяются интимными переживаниями.

4. Завершающим  этапам развития античности стала  римская цивилизация, в процессе своей эволюции испытавшая на себе воздействие культурных достижений этрусков и народов, проживающих на многочисленных завоеванных территориях, но определяющим было влияние греков. Термином «античный» принято называть культуру Древней Греции и Рима, однако ряд исследователей обозначают этим понятием лишь греческую цивилизацию, отрицая самобытность римской культуры и называя римлян эпигонами греков. Действительно, Рим усваивал, интерпретировал, а нередко просто заимствовал и копировал эллинские культурные традиции — даже римский пантеон сформировался за счет отождествления местных богов с греческими (Зевс-Юпитер, Гера-Юнона, Афродита-Венера и т.д.). Вместе с тем, латинская культура все же имела свою специфику, а оставленное ею культурное наследие оказало значительное влияние на развитие европейской цивилизации, особенно на ее политическую и правовую культуру.

 Социально-политическое развитие Древнего Рима совпадает с основными этапами эволюции Древней Греции (родовая община — республика — империя). Древний Рим возник в VIII в. до н. э., по преданию, его основал потомок троянского героя Энея Ромул. Основой раннего римского общества был род, совместно владеющий собственностью; совокупность родов составляла общину, возглавляемую царем, который избирался на народном собрании и правил совместно с советом старейшин (сенатом). К V в. до н.э. правление царей сменилось рабовладельческой республикой, политическая жизнь которой определялась борьбой патрициев (родовой аристократии) и плебеев (простого народа, не имеющего политических прав). Формы народного представительства в Древнем Риме: высший законодательный орган республики — народное собрание; постоянно действующий государственный орган — сенат; два высших должностных лица в республике — консулы, избираемые сроком на один год, а при исключительных обстоятельствах один из консулов назначался диктатором (должностное лицо с чрезвычайными полномочиями). В результате политической борьбы в государственные институты проникают демократические элементы: учреждается плебисцит (референдум плебеев), вводится должность народного трибуна с правом вето и т.п. Однако римская республика по существу оставалась аристократической, ведущая роль в социальной жизни принадлежала нобилитету (патрицианско-плебейской знати).

 Римская идеология, основанная на идее патриотизма и представлении о богоизбранности римского народа, определила систему духовно-нравственных ценностей, воплотившихся в общественном идеале человека, для которого характерны верность долгу, служение государству, военная доблесть, богатство, красноречие (искусство владения словом ценилось особенно высоко, поскольку обеспечивало успешное участие в политической борьбе, поэтому важнейшим предметом в образовании считалась риторика). Идея коллективистской миссии римского народа разрабатывалась в политико-правовых учениях, доказывающих превосходство Рима, его государственного устройства и идеологии над другими народами (одной из попыток обоснования идеи римского мирового господства стала «История» Полибия). Особая роль в республиканском Риме принадлежала праву: долг гражданина заключался в беспрекословном подчинении закону, который, в свою очередь, защищал свободу и интересы человека в соответствии с его социальным статусом. На основе Закона 12 таблиц (контроль общины над частным имуществом) сложилось Римское право, затем формулируется гражданское право и право народов (регуляция правовых отношений между гражданами Рима и иностранцами); в III в. до н. э. возникает юриспруденция (правоведение).

 К  I в. до н. э. в результате установления военной диктатуры и узурпации власти Цезарем республиканская форма правления заменяется имперской. Общественный строй ранней римской империи — принципат (от лат. «первый»), представлял собой концентрацию высших государственных должностей у императора при сохранении сената и народного собрания. В этот период республиканские идеалы сменились преклонением перед императорами и обожествлением их, большое распространение получил космополитизм, а утрата коллективной цели и демократических свобод привела к осознанию бессмысленности существования и общему падению нравов. Превращение свободного римского гражданина в подданного императора нашло свое отражение в наиболее популярной в то время философской доктрине — стоицизме. Римские стоики Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий разрабатывали проблемы практической морали, проповедовали подавление аффектов и преодоление страха как средства обретения внутренней свободы человека и тем самым выступали против тирании. В целом же философия все более сближается с религией, мистикой, в римском обществе возрастает интерес к астрологии и магии. Вместе с тем, годы правления первого римского императора Октавиана Августа (30 г. до н. э. — 14 г. н. э.) были наиболее благоприятны для Рима и его культуры, на них приходится «золотой век» латинской поэзии, связанный с творчеством Горация, Овидия, Вергилия.

 К II в. до н. э. складывается единая эллинистическо-римская культура, синтезировавшая элементы культур завоеванных Римом территорий. Распространяется христианство, возникшее в начале новой эры в Иудее, однако римская знать препятствовала проникновению новой религии в империю. Особенно жестоко преследовал христиан император Диоклетиан, при котором принципат сменился доминатом — неограниченной монархией по типу восточных деспотий. Период поздней Римской империи (284-476 гг.) характеризуется общим кризисом рабовладельческого строя (восстания рабов, упадок городов и торговли), зарождением элементов феодализма (превращение рабов в колонов), набегами варваров и последующей вынужденной варваризацией армии, усилением внутренней нестабильности из-за острой борьбы за политическую власть. Император Константин перенес столицу в Византий (Константинополь), а в 395 г. империя распалась на Западную (латиноязычную) и Восточную (грекоязычную) части.

 Искусство Древнего Рима сформировалось на основе взаимодействия художественных компонентов различных культур (этрусской, греческой, восточной). В республиканский период искусство в основном обслуживало официальную идеологию и развитие получили те его виды, которые имели практическое значение, главным образом, архитектура. В эпоху императорского Рима преобладает монументальный стиль, скульптура, храмы и общественные здания отличались грандиозностью и помпезностью, воплощая идею величия императора и римского государства (форумы Цезаря и Августа, Колизей, Триумфальная арка Тита, Пантеон, термы Каракаллы). Римская литература представлена многообразными жанрами:  это комедии Плавта и проза Катона, исторические мемуары («Записки» Цезаря), жизнеописания (Плутарх), философская поэма (Тит Лукреция Кар «О природе вещей»), сатира (Апулей, Луцилий), историография («История Рима от основания города» Тита Ливия, «Анналы» Тацита), образцы политического и судебного красноречия (Тиберий Гракх, Цицерон), эпиграммы (Марциал), лирика (Катулл, Проперций, Тибул).

 Среди  ученых эллинистическо-римского  периода особую известность приобрели Клавдий Птолемей, в работе которого «Великое построение» получила теоретическое оформление геоцентрическая картина мира и «римский Гиппократ» — Гален, автор несколько сотен трактатов по медицине. Его труд «О частях человеческого тела» дает первое анатомо-физиологическое описание организма, изучение функций которого Гален проводил с помощью вивисекции. Авторитет Галена в теории и практике врачевания был непререкаем в течение столетий.

 Историческое значение античной культуры в первую очередь определяется ее влиянием на становление западноевропейской цивилизации, большинство достижений которой в своих истоках восходят к римской и особенно греческой древности. Значительное воздействие античность оказала и на культуры исламского мира, а через Византию к ее традициям приобщилась Древняя Русь. Для античного мира характерен особый динамизм социокультурных модификаций — возникают и сменяют друг друга различные формы государственного устройства, вырабатываются понятия о правах и свободах граждан, формируются и активно действуют разнообразные государственно-правовые институты. Уникальность античной культуры заключается в особом гармоничном мироощущении эллинов и римлян, соизмеряющих мироздание с целями и интересами человека. В этом смысле культуру античности можно считать гуманистической, хотя этот гуманизм носил ограниченный характер, поскольку не распространялся на иноземцев, рабов и женщин. По заключению Б. Рассела, это была цивилизация, приносившая удовольствие одним лишь свободным и родившимся мужчинами.

 

 


Информация о работе Античность