Античные мифы в истории мировой художественной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:10, реферат

Краткое описание

Знакомство с содержанием античной мифологии не только расширяет кругозор, но одновременно доставляет и художественно-эстетическое наслаждение читателю. В свое время Маркс писал: “Мужчина не сможет снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество. Но разве его не радует наивность ребенка?.. И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не находится в противоречии с той ступенью, на которой оно выросло”.

Содержание

Глава 1. Чем маленькая народность могла повлиять на большую Европу?
Глава 2. Изучение античной мифологии через античную историю

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по МХК.docx

— 41.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО «Мировой Художественной Культуре» НА ТЕМУ: «Античные мифы в истории мировой художественной культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Античные  мифы в истории мировой художественной культуры.

 

Содержание

 

Глава 1. Чем маленькая  народность могла повлиять на большую  Европу?

Глава 2. Изучение античной мифологии через античную историю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Чем  маленькая народность могла повлиять на большую Европу?

Тем, кто интересуется историей культуры, литературой и искусством, знакомство с греко-римской мифологией совершенно необходимо. Ведь, начиная  с эпохи Возрождения, художники  и скульпторы стали широко черпать  для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян. Придя в любой из художественных музеев, неискушенный посетитель оказывается  в плену прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великих мастеров русского изобразительного искусства: картин П. Соколова (“Дедал, привязывающий крылья Икару” ) , К. Брюллова (“Встреча Аполлона и Дианы” ) , И. Айвазовского (“Посейдон, несущийся по морю” ) , Ф. Бруни (“Смерть Камиллы, сестры Горация” ) , В. Серова (“Похищение Европы” ) , скульптур  таких выдающихся мастеров, как М. Козловский (“Ахилл с телом Патрокла” ) , В. Демут-Малиновский (“Похищение Прозерпины” ) , М. Щедрин (“Марсий” ) . То же самое  можно сказать и о некоторых  шедеврах западноевропейского искусства, будь то “Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж с Полифемом” Пуссена, “Даная”  и “Флора” Рембрандта, “Муций Сцевола  в лагере Порсенны” , Тьеполо или  структурные группы “Аполлон и Дафна” Бернини, “Пигмалион и Галатея” Торвальдсена, “Амур и Психея” и “Геба” Кановы.

 

Греко-римская мифология  столь глубоко проникла в русскую  литературу, что человеку, читающему  стихотворения А. С. Пушкина (особенно ранние) и неосведомленному о мифологических персонажах, не всегда будет ясен лирический или сатирический смысл того или  иного произведения. Это справедливо  в отношении стихов Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, басен  И. А. Крылова и других. Все это  лишь подтверждает замечание Ф. Энгельса о том, что без того фундамента, который был заложен Грецией  и Римом, не было бы и современной  Европы. Сильнейшее влияние, которое  оказала античная культура на развитие всех европейских народов, таким  образом, не подлежит сомнению.

 

Почему же именно мифы небольшого греческого народа, который пытался  осмыслить все происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая  себе в этом отчета, в самой обыденной  речи говорит о сизифовом труде (имея в виду бессмысленное, бесполезное  времяпрепровождение) , о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты - порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами) , о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей) , об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги-обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером) . К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины - амазонке. Художников, поэтов, скульпторов привлекала прежде всего глубина и художественность мифических образов. Но, по-видимому, не только в этом следует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую несла в себе греческая мифология. Она возникла как попытка древних объяснить появление жизни на земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.

Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Постепенно из отдельных сказаний, зародившихся в различных областях греческой  земли, сложились целые циклы  о судьбах героев и покровительствующих  им богах. Все эти легенды, мифы и  песни, исполнявшиеся странствующими певцами-аэдами, с течением времени  объединялись в большие эпические  поэмы, такие, как “Илиада” и “Одиссея”  Гомера, “Теогония” и “Труды и дни” Гесиода и множество других, не дошедших до нашего времени. Великие  древнегреческие поэты-драматурги V века до нашей эры - Эсхил, Софокл, Еврипид - строили свои трагедии на материале древних сказаний о богах и героях.

 

Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать  реальный мир, хотя он и был населен  враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда  познания этого мира пересиливала страх  перед неизвестной опасностью. Приключения  Одиссея, поход аргонавтов за золотым  руном - это запечатленные в поэтической  форме все те же стремления узнать как можно больше о той земле, на которой обитает человек. В  своих поисках защиты от страшных стихийных сил греки подобно  всем древним народам, прошли через  фетишизм - веру в одухотворенность мертвой природы (камней, дерева, металла) , который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов. В их верованиях и мифах  можно заметить и следы анимизма и самых грубых суеверий первобытной  эпохи. Но греки довольно рано перешли  к антропоморфизму, создав своих  богов по образу и подобию людей, при этом наделив их непременными и непреходящими качествами - красотой, умением принимать любой образ  и, самое главное, бессмертием. Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но в то же время зачастую жестоки, мстительны и коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний, но все равно выше богов была судьба - Мойры - предопределение, изменить которое не мог никто из них. Таким образом, греки, даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбами смертных людей. Так, Зевс в “Илиаде” Гомера сам не вправе разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он вопрошает судьбу, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Чаша со жребием смерти Гектора опускается вниз, и вся божественная власть Зевса бессильна помочь его любимцу. Доблестный Гектор погибает от копья Ахилла, вопреки желанию Зевса, в согласии с решением судьбы. Мы можем увидеть это и у римского поэта Вергилия. Описывая в “Энеиде” решающий поединок троянского героя Энея с италийским вождем Турном, поэт заставляет верховного бога римлян Юпитера, “уровняв стрелку весов” , бросить оба жребия сражающихся на чаши. Чаша со жребием Турна идет книзу, и Эней страшным ударом меча поражает своего противника.

 

Боги и герои греческого мифотворчества были живыми и полнокровными  существами, непосредственно общавшимися  с простыми смертными, вступавшими  с ними в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. И  древние греки видели в богах  существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более  грандиозном и возвышенном виде. Безусловно, это помогало грекам через  богов лучше понять себя, осмыслить  собственные намерения и поступки, достойным образом оценить свои силы. Так, герой “Одиссеи” , преследуемый яростью могущественного бога морей  Посейдона, цепляется из последних  сил за спасительные скалы, проявляя мужество и волю, которые он способен противопоставить разбушевавшимся  по воле богов стихиям, чтобы выйти  победителем. Древние греки непосредственно  воспринимали все жизненные перипетии, и поэтому и герои их сказаний проявляют ту же непосредственность в разочарованиях и радостях. Они  простодушны, благородны и одновременно жестоки к врагам. Это - отражение  реальной жизни и реальных человеческих характеров древних времен. Жизнь  богов и героев насыщена подвигами, победами и страданиями. Горюет Афродита, потерявшая горячо любимого прекрасного  Адониса; мучается Деметра, у которой  мрачный Аид похитил любимую  дочь Персефону. Бесконечны и непереносимы страдания титана Прометея, прикованного к вершине скалы и терзаемого орлом Зевса за то, что он похитил  божественный огонь с Олимпа для  людей. Окаменевает от горя Ниоба, у  которой погибли все ее дети, сраженные  стрелами Аполлона и Артемиды. Погибает герой троянской войны Агамемнон, предательски убитый своей женой сразу же после возвращения из похода. Величайший герой Греции - Геракл, избавивший людей от многих чудовищ, кончил свою жизнь на костре в страшных страданиях. Многострадальный царь Эдип в отчаянии от совершенных им по неведению преступлений, выколов себе глаза, скитается со своей дочерью Антигоной по греческой земле, нигде не находя себе покоя. Очень часто эти несчастные несут кару за некогда совершенные их предками злодеяния. И хотя все это заранее предопределено, они сами себя наказывают за содеянное ими, не ожидая кары богов. Чувство ответственности перед самим собой за свои поступки, чувство долга по отношению к близким и к родине, характерные для греческих мифов, получили дальнейшее развитие в древнеримских легендах. Но если мифология греков поражает своей красочностью, разнообразием, богатством художественного вымысла, то римская религия бедна легендами. Религиозные представления римлян, которые, по существу, являли собой смесь различных италийских племен, сложившихся путем завоевания и союзных договоров, содержали в своей основе те же исходные данные, что и у греков, - страх перед непонятными явлениями природы, стихийными бедствиями и преклонение перед производящими силами земли (италийские земледельцы почитали небо, как источник света и тепла, и землю, как подательницу всех благ и символ плодородия) . Для древнего римлянина существовало еще одно божество - семейный и государственный очаг, центр домашней и общественной жизни. Римляне даже не потрудились сочинить какие-либо интересные истории о своих богах - у каждого из них была только определенная сфера деятельности, но, по существу, эти все божества были безлики. Молящийся приносил им жертвы, боги должны были оказать ему ту милость, на которую он рассчитывал. Для простого смертного не могло быть и речи об общении с божеством. Исключением были лишь дочь царя Нумитора, Рея Сильвия, основатель Рима Ромул и царь Нума Помпилий. Обычно италийские боги проявляли свою волю полетом птиц, ударами молнии, таинственными голосами, исходящими из глубины священной рощи, из темноты храма или пещеры. И молящийся римлянин в отличие от грека, свободно созерцавшего статую божества, стоял, накрыв голову частью плаща. Делал это он не только для того, чтобы сосредоточиться на молитве, но и для того, чтобы ненароком не увидеть призываемого им бога. Умоляя бога по всем правилам о милости, прося его о снисхождении и желая, чтобы бог внял его мольбам, римлянин ужаснулся бы, внезапно встретив взором это божество. Недаром говорил римский поэт Овидий в своих стихах: “Спаси нас от лицезрения Дриад или купающейся Дианы, или Фавна, когда он среди дня прохаживается по полям” . Римские земледельцы, возвращаясь вечером с работы домой, страшно боялись встретить кого-либо из лесных или полевых божеств. Поклонение многочисленным богам, руководящим почти что каждым шагом римлянина, состояло главным образом в строго предписанных обычаями жертвоприношениях, молениях и в суровых очистительных обрядах. В римской религии соединились боги всех племен, которые вошли в состав Римского государства, но до более тесных контактов с греческими городами у римлян и представления не было о той насыщенной яркими и полнокровными образами мифологии, которую имели греки. Ни о каком свободном общении с богами для римлянина не могло быть и речи. Их можно было только почитать, соблюдать в точности все обряды и просить о чем-либо. Если бог не откликался на просьбу, то римлянин обращался к другому, поскольку их было великое множество, связанных с различными моментами его жизни и деятельности. Иногда это были просто “одноразовые” божества, к которым призывали один раз за всю жизнь. Так, например, к богине Нундине обращались только на девятый день рождения младенца. Она напоминала, что ребенок, очистившись, получает имя и амулет от дурного глаза. Божества, связанные с получением пищи, были также чрезвычайно многочисленны: боги и богини, питающие посеянное в землю зерно, опекающие первые ростки; богини, способствующие созреванию, уничтожавшие сорняки; боги жатвы, молотьбы и помола зерна. Для того чтобы римский земледелец мог должным образом разобраться во всем этом, в Римском государстве были составлены так называемые Индигитамента - списки официально утвержденных молитвенных формул, содержащие имена тех богов, которых следовало призывать при всяких событиях человеческой жизни. Эти списки были составлены римскими жрецами до проникновения греческой мифологии в строгую и абстрактную религию римлян и потому интересны. Они дают картину чисто италийских верований. По словам римского писателя Марка Порция Варрона (1 в. до н.э.) , Рим в течение 170 лет обходился без статуй богов, а древняя богиня Веста, и после воздвижения статуй в храмах богов, “не позволяла” ставить статую в ее святилище, а олицетворялась лишь священным огнем. По мере того, как значение и власть Римского государства возрастали, в Рим “двинулось” множество чужеземных божеств, которые довольно легко приживались в этом огромном городе. Римляне считали, что, переселив богов завоеванных ими народов к себе и воздав им должные почести, Рим избежит их гнева. Но и привлекши к себе греческим пантеон, идентифицировав своих богов (Юпитера, Юнону, Марса, Минерву, Диану) с главными божествами греков или дав Гермесу имя Меркурия, сблизив Посейдона с Нептуном (этрусский бог моря Нептун) и просто заимствовав бога - покровителя искусств Аполлона, римляне не смогли отказаться от своих религиозных абстракций. Среди их святилищ были храмы Верности, Бледности, Страха, Юности. Совершенно особую роль в римской религии сыграли этруски - удивительный и загадочный народ, чья письменность до сих пор не расшифрована, чьи памятники представляют совершенно особый мир, до сих пор не разгаданный учеными. В религии этрусков огромное место отводилось магическим обрядам, гаданиям и толкованиям различных знамений, ниспосылаемых богами. Согласно рассказу римского оратора и писателя Марка Туллия Цицерона, у этрусков существовала следующая легенда. Как-то раз землепашец на поле возле города Тарквиний провел плугом очень глубокую борозду. Оттуда внезапно вылез забавный маленький божок по имени Тагес с детским лицом и туловищем, но с седой бородой и мудрый, как старец, и обратился к пахарю с речью. Тот в испуге поднял крик. Сбежались люди, которым Тагес разъяснил, как следует по внутренностям жертвенного животного предсказывать будущее. Кроме Тагеса, искусству прорицания их научила нимфа Вегоя. Она объяснила, как толковать удары молний. И вожди велели записать речи Тагеса и нимфы Вегои в священные книги. В следующих книгах были приведены советы по управлению государством, постройке городов и храмов. Эти книги перевели на латинский язык еще при царе Тарквинии Древнем. Но и они, как и сочинение римского императора Клавдия по истории этрусков, не дошли до нашего времени. Поскольку этрусское миросозерцание с его чрезвычайным увлечением вопросами загробной жизни было совершенно чуждо римлянам с их формальным и расчетливым подходом к религиозным вопросам, то они заимствовали у этрусков лишь науку о предсказаниях, гаданиях и знамениях как наиболее практическую и имеющую прикладное значение, часть их религиозных представлений. Эту науку этрусских жрецов - гаруспиков (гадателям по внутренностям жертвенных животных, в особенности по печени) римляне ввели в свои религиозные церемонии. Но в особо важных случаях в Рим приглашались этрусские специалисты.

Рим, восприняв греческую  мифологию и превратив ее в  греко-римскую, оказал человечеству огромную услугу. Дело в том, что большинство  гениальных произведений греческих  скульпторов дошло до нашего времени  лишь в римских копиях, за редким исключением. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном  изобразительном искусстве греков, но за это они должны быть благодарны римлянам. Равно как и за то, что  римский поэт Публий Овидий Назон  в своей поэме “Метаморфозы”  сохранил для нас все прихотливые  и причудливые и в то же время  такие трогательные в своей непосредственности творения светлого греческого гения - народа, в искусстве которого “нашла выражение во всем своем обаянии  и безыскуственной правде прелесть человеческого детства” .

 

 

 

Глава 2. Изучение античной мифологии через античную историю

Древнегреческие мифы частично содержат повествования о деяниях  божеств, частично же посвящены описаниям  подвигов и приключений героев - людей, одаренных сверхъестественной мощью, силой, ловкостью и смелостью, считавшихся детьми различных богов  и богинь. Эти древние сказания и легенды, получившие широкое распространение  у народов средиземноморского мира, были заимствованы римлянами. В новое  время они получили общее название древнегреческой мифологии.

 

Возникнув первоначально  в различных частях Эгейского  бассейна (на островах Крит, Делос, западном побережье Малой Азии, в различных  областях европейской Греции - Эпире, Пелопоннесе, Фессалии, Беотии, Аттике) , отдельные циклы мифических сказаний постепенно слились в систему  своеобразного религиозного мировоззрения, основанного на обожествлении непонятных явлений природы и почитании  предков, особенно вождей племен, повсеместно  объявлявшихся “богоравными героями” .

 

Подобно легендам и сказаниям  древности: древнегреческие мифы со временем были восполнены преданиями о реальных исторических событиях, положенных в основу фабулы эпических  поэм (“Илиады” ,” Одиссеи” ,” Теогонии” ,” Аргонавтики” и т.д.) , своеобразно  отражая явления той природной  и общественной среды, в которой  они возникали.

 

По мере развития общественных отношений - возникновения племенных  объединений - создаются различные  песни и гимны: песни земледельцев, исполнявшиеся на полях во время  земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны  воинов - пэаны, запевавшиеся перед  началом боя, свадебные гимны - гименеи , погребальные причитания - орены . Одновременно создавались сказания о богах  и богинях, их вмешательстве в  дела как отдельных людей, так  и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти  сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения  к поколению. Наиболее интенсивно процесс  возникновения этих преданий и легенд происходил на рубеже II и I тысячелетий до н.э., когда древнейшее население Эгейского бассейна было частично потеснено, а частично уничтожено волной новых поселенцев, вторгшихся в Грецию из соседних областей. Создателями и распространителями легенд и сказаний были бродячие певцы - аэды . Переходя из одного поселения в другое, аэды мерным голосом декламировали, аккомпанируя себе на кифаре, песни и гимны в честь богов и героев, покровителей или мифических предков данного племени.

 

Постепенно в различных  областях Греции сложились целые  циклы сказаний о том или ином боге или герое. На острове Крите  рассказывали о могучем боге Зевсе, похитившем, превратившись в быка, финикийскую царевну Европу, сделавшуюся  прародительницей царей Крита, наиболее замечательным из которых был  Минос. С его именем связан ряд легендарных сказаний.

На северо-западе Пелопоннеса  популярным героем сказаний был Пелопс, давший название всему южному полуострову  Греции. В Арголиде рассказывали о  сыне Зевса Персее. Здесь же возникли сказания о правителе города Микен  Атрее и его потомках, особенно о могущественном Агамемноне, совершившего поход против малоазийского города Трои, овладевшем им, но по возвращении  предательски убитом своей женой  Клитемнестрой и ее сообщниками, и о мести его сына Ореста матери и другим убийцам отца. В Беотии сложился цикл легенд об основателе города Фивы - Кадме и его потомках, наиболее популярным из которых был Эдип, совершивший бессознательно, по воле судьбы, ужасные преступления и искупивший их жестокими страданиями. В Аттике были распространены сказания о царе Тесее, которого считали сыном морского бога Посейдона. Тесей освободил  Аттику от порабощения критским царем  Миносом и, объединив ее, сделал Афины  столицей государства.

 

Наконец, с севера, из Эпира, повсеместно распространились легенды  о Геракле - могучем сыне Зевса, о  его подвигах и трагической судьбе, о подчинении им острова Крит, организации  игр в честь Зевса в Олимпии, о странствиях по малоизвестным  странам, о превращении его после  смерти в божество.

 

Популярны были повествования  о походе группы героев из фессалийского  города Иолка на корабле “Арго” в дальние страны на восточном  побережье Понта Эвксинского. Однако самыми распространенными были сказания об общегреческом походе племенных  вождей против малоазийского города Трои, об осаде города, о приключениях и бедствиях многих героев, особенно Одиссея, при возвращении на родину.

 

На основе древних легенд и сказаний некоторые из аэдов  создали большие эпические поэмы. Как указывалось выше, самым популярным был цикл произведений о войне  союзных вождей против Трои. Основой  этого цикла были сохранившиеся  до наших дней поэмы “Илиада” и  “Одиссея” , автором которых греки  считали слепого певца Гомера. Первая поэма содержала описание десятого года войны против Трои - ссору  Агамемнона с вождем Ахиллом и  ее последствия. Вторая повествовала о  приключениях Одиссея в далеких, сказочных, малоизвестных грекам странах  Запада и о его счастливом возвращении  на родной остров Итаку.

 

Несколько поколений поэмы  Гомера передавались из уст в уста. Только в VI в. до н.э. они были записаны в Афинах и превратились в литературные произведения. Их изучали во всех школах Греции, позднее в школах эллинистических государств, созданных греко-македонскими завоевателями в странах восточного Средиземноморья, и, наконец, в учебных заведениях, существовавших в Римской империи. Герои поэм Гомера - Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон, Менелай, Парис, Телемах, Приам, Нестор, Андромаха, Елена, Пенелопа и др. - были чрезвычайно популярны в древности. Их изображали в живописи и скульптуре. Эпизоды поэм являлись темами для создания больших живописных композиций настенной живописи (фресок) , найденных в Помпеях, или больших мозаичных произведений, сохранившихся в развалинах различных городов древности.

Информация о работе Античные мифы в истории мировой художественной культуры