Античный театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:50, реферат

Краткое описание

Родоначальником европейского театра по праву называют театр античности – Древнегреческий и Древнеримский.
Театр в Древней Греции, сформировавшись на основе культа бога плодородия и дионисовых игр, почитался не просто важным, а государственным делом. Актеры, исполняющие драмы, трагедии и комедии, а равно и авторы произведений для театра являлись уважаемыми людьми полиса, могли занимать видные общественные должности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….........3
1. Древнегреческий театр………………………………………………………….….....4
2. Театральные представления……………………………………………………..…...7
3. Древнеримский театр 11
Заключение…………………………………………………………………………...…13
Список литературы и использованных источников………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт управления бизнес-процессами и экономики

 

Кафедра этики, эстетики и культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Античный театр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Преподаватель: Ю.А.Ростовцева

                                                                          Студент: УБ 10-07 А.Ю.Афанасенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2010

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2- 
Введение

Родоначальником европейского театра по праву называют театр античности – Древнегреческий и Древнеримский.

Театр в Древней Греции, сформировавшись  на основе культа бога плодородия и  дионисовых игр, почитался не просто важным, а государственным делом. Актеры, исполняющие драмы, трагедии и комедии, а равно и авторы произведений для театра являлись уважаемыми людьми полиса, могли занимать видные общественные должности.

Много внимания уделяли театру и философы – такие, как Аристотель, Платон. Описывая в своих трудах театральные  жанры, принципы построения театральных произведений, они внесли неоценимый вклад в развитие театра. Их трактаты о театре до сих пор пользуются заслуженной популярностью.

В период же возвышения Римской Империи отношение  к театральному искусству в корне  меняется. Теперь играть на сцене считалось делом позорным, уделом рабов и черни. И сами представления, хотя и устраивались куда чаще, более уже опирались на зрелищность, нежели на содержание.

Большой популярностью стали пользоваться не столько сам представления, сколько  зрелища – гладиаторские бои, цирковые представления, состязания, кулачные бои и куда более кровавые – охота, единоборства со зверем, растерзание людей хищниками.

И если Древнегреческий театр по праву  можно назвать высоким искусством, то в Римской империи театральное искусство явно пришло в упадок, утратив свое общественное значение.

-3- 
1. Древнегреческий театр

 

Греки любили театр страстно и современным театралам могли  бы во многом позавидовать. Ведь в античном театре пьеса ставилась только один раз — повтор её был величайшей редкостью, а сами представления давались всего три раза в год — во время праздников в честь бога Диониса. Ранней весной справлялись Великие Дионисии, в конце декабря — начале января — Малые, а Леней приходились на коней января — начало февраля. Античный театр напоминал открытый стадион: ряды его поднимались вокруг орхестры — площадки, где происходило действие. За ней кольцо зрительских мест размыкала скена — небольшая палатка, где хранился театральный реквизит и переодевались актёры. Позднее скену стали использовать и как элемент декорации — она изображала дом или дворец, как требовалось по сюжету.

Больше всего известно о театральной жизни Афин. Здесь  жили знаменитые авторы трагедий и  комедий: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Менандр. Театр в Афинах располагался на склоне Акропольского холма и вмешал пятнадцать тысяч зрителей. Начинались представления рано утром и продолжались до вечера, и так несколько дней подряд. К каждому празднику драматурги представляли свои произведения. Специальное жюри выбирало лучшую драму. После каждого представления имена авторов, названия пьес и присвоенные им места записывались на мраморных досках.

Работать в дни театральных  представлений грекам не приходилось, напротив, посещение театра было обязанностью афинских граждан. Самым бедным даже выплачивали деньги, чтобы восполнить убытки. Такое почтение к драматическому искусству объясняется тем, что театральными представлениями афиняне чтили бога Диониса.

Трагедии было принято  писать четвёрками — тетралогиями: три трагедии на какой-либо мифологический сюжет и к ним четвёртая — уже не трагедия, а развлекательная пьеса.

 

 

-4-

В ней участвовали  не только герои мифа, но и лесные демоны, похожие на людей, но покрытые шерстью, с козлиными рожками  или лошадиными ушами, с хвостом и копытами, — сатиры. Драма с их участием называлась сатировой драмой.

Греческие актёры были ограничены в своих возможностях по сравнению  с современными: их лица закрывали  маски, соответствующие тому или  иному персонажу. Трагические актёры надевали котурны — обувь на высокой «платформе», которая мешала двигаться. Зато герои казались выше и значительнее. Главными выразительными средствами служили голос и пластика. В первых театральных постановках актёр был всего один, а партнёром его являлся хор или корифей, т. е. предводитель хора. Эсхил предложил ввести второго актёра, а Софокл — третьего. Если действующих лиц в трагедии было больше трёх, то один актёр исполнял несколько ролей, в том числе женские: к лицедейству в Древней Греции допускались только мужчины.

В греческих спектаклях звучало много музыки. Одна из важнейших  ролей обязательно принадлежала хору — своего рода собирательному персонажу. Хор не принимал участия  в действии, но активно комментировал  его, давал оценку героям, осуждал  их или хвалил, вступая с ними в беседу, а иногда пускался в философские рассуждения. В трагедиях хор был серьёзным и вдумчивым. Чаше всего он по замыслу автора представлял почтенных граждан города, в котором происходит действие. В комедиях хор нередко составляли шуточные персонажи. У Аристофана, например, это лягушки, птицы, облака. Соответствующие названия и у его знаменитых комедий. Представления строились на чередовании пения и декламации.

Трагедия начиналась с того, что из скены на орхестру выходил поющий хор. Хоровая партия, исполняемая в движении, называлась парод (в переводе с греческого «проход»). После этого хор оставался на орхестре до конца. Речи актёров именовали эписодий (буквально «привходящий», «посторонний», «не относящийся к делу»). Такое название вызвало у учёных предположение, что драматические представления возникли из хоровых партий и именно хор поначалу

 

-5-

был главным «действующим лицом». За каждым эпи-содием следовал стасим (греч. «неподвижный», «стоячий») — партия хора. Чередование их мог нарушить коммос (греч. «удар», «биение») — страстная или скорбная песнь, плач по герою; его исполнял дуэт корифея и актёра. Эксод (греч, «исход», «выход») — заключительная часть трагедии. Как и вступительная, она была музыкальной: покидая орхестру, хор исполнял свою партию вместе с актёром.

Впрочем, в таком виде греческая трагедия прожила короткую жизнь — всего 100 лет. Родоначальником  её считается Феспид, живший в VI в. до н. э., но от его трагедий до нас дошли только названия и незначительные фрагменты. А у Еврипида трагедия постепенно утрачивала первоначальный облик; хоровые партии вытеснялись актёрскими, музыка — декламацией. По сути, Еврипид превращал трагедию в бытовую драму.

Свой облик меняла и греческая комедия. Ставить  комедии стали в V в. до н. э. Комедийные постановки этого времени отличались собственными правилами. Открывали представление актёры; эта сценка называлась пролог (греч. «предварительное слово»), после Эсхила прологи появились и в трагедиях. Затем вступал хор. Комедия тоже состояла из эписодиев, но стасимов в ней не было, так как хор не замирал на одном месте, а непосредственно вмешивался в действие. Когда герои спорили, ссорились или дрались, доказывая свою правоту, хор делился на два полу-хория и подливал масла в огонь азартными комментариями. Принадлежностью комедии являлась парабаса (греч. «проходящая мимо») — хоровая партия, не имеющая почти никакого отношения к сюжету. В парабасе хор как бы говорил от лица автора, который обращался к зрителям, характеризуя собственное произведение.

Со временем хоровые  партии в комедии сокращались, и  уже в IV в. до н. э. греческая комедия, как и трагедия, приблизилась по форме и содержанию к бытовой  драме. Многие слова из греческого театрального лексикона остались в современных европейских языках, часто с иными значениями. Да и слово «театр»

произошло от греческого «театрон» — «место, где собираются, чтобы посмотреть».

 

 

-6-

2. Театральные представления

 

Театральные представления  давались только в праздники Диониса  и составляли первоначально принадлежность культа. Лишь постепенно театр стал приобретать общественное значение, являясь политической трибуной, местом отдыха и развлечения. Высокий общекультурный уровень греческих полисов в значительной степени следует приписать театру, организовывавшему, воспитывавшему и просвещавшему народные массы. Драматические представления неотделимы от демократических полисов, а демократию полисов невозможно себе представить без театральных представлений, на которые иногда собиралась чуть ли не половина города. Наряду с театральными представлениями следует отметить устраивавшиеся государством и частными лицами спортивные состязания, игры, борьбу, музыкальные, литературные и многие другие виды физического и духовного спорта. «Организуя из года в год игры и жертвоприношения,  -  говорил в одном из своих выступлений Перикл,  -  мы доставляли нашей душе возможность получить многообразное отдохновение от трудов, равно как и благопристойностью домашней обстановки  -  повседневное наслаждение, которое прогоняет уныние и тоску». Составитель олигархического трактата считает любовь афинян к театральным представлениям и празднествам одним из естественных следствий демократического строя.

Предметом театральных  представлений служили трагедии и комедии. С V в. до н. э. во время театрального представления ставились обыкновенно три трагедии (трилогия), каждая из которых составляла продолжение предшествующей. Условия античного театра вызывали необходимость соблюдения трёх единств (единство места, времени и действия), которые впоследствии были теоретически обоснованы Аристотелем и держались вплоть до XVIII в. н. э. К трагической трилогии присоединяли ещё сатирическую драму (драма -  действие). Содержание и мотивы греческих трагедий в высшей степени разнообразны. В основу греческих трагедий обычно положен какой-либо миф о богах и героях, чаще всего гомеровского цикла, реже пользовались каким-либо историческим фактом.

 

-7-

К историко-мифологической основе трагедии присоединялась масса  всевозможных религиозных, политических и психологических мотивов. Сюда входили: борьба свободной воли человека против слепой судьбы, метаморфозы судьбы, столкновения социального с индивидуальным, бесконечные смены счастья и несчастья, гордость и унижение, любовь к родине и предательство, вера и безверие. Иногда в трагедии звучали вполне определённые политические мотивы.

Всемирно-историческое значение греческой трагедии заключается в её изумительном богатстве идей и в философской глубине трактуемых вопросов. К этому надо прибавить ещё мастерство стиха, богатство и красочность языка, бесконечное разнообразие образов высокой красоты. Несмотря на кажущуюся архаичность сюжета, греческая трагедия всегда насыщена идеями современности и полна жизни. Составители трагедий брали мифологический или исторический сюжет и наполняли его содержанием современности, приближая его главным образом к массовому зрителю. История и современность в произведениях, античных драматургов гармонически сочетались. В умении сочетать историю с современностью, сделать Далёкое близким, понятным и интересным и состоит значение греческой трагедии для мировой культуры.

Расцвет греческой трагедии совпадает с «золотым веком» Перикла, с расцветом афинской демократии, и продолжается до конца пелопонесской войны. Война не только не ослабила, но даже ещё более увеличила страсть к театру. Философ Платон говорит о «театрократии» как своего рода повальной болезни, охватившей Афинское государство. Расходы на театральные представления, организацию празднеств и жертвоприношений достигли очень большой суммы и были обременительны для государственного бюджета. В самый разгар пелопонесской войны, после сицилийской катастрофы и олигархического переворота четырёхсот афиняне издержали в 410/09 г. на устройство панафиней колоссальную сумму в 5 талантов и 1 тысячу драхм. Расходы на театральные представления и празднества частью покрывались из средств полиса, большая же часть их в виде литургий распределялась между богатыми гражданами (хорегия).

 

 

-8-

Из греческих трагиков мировую славу приобрели три корифея античной драмы: Эсхил (525 - 456 гг.) , Софокл (497 -  408 гг.) и Эврипид (480 - 406 гг.). По преданию, Эсхил написал семьдесят драм, из которых полностью дошли до нас только «Орестейя», «Персы», «Семеро против Фив», «Скованный Прометей» «Умоляющие».

Источником всех конфликтов у Эсхила является независимый ни от людей, ни от богов фактор - судьба (Мойра), преодолеть которую не могут  не только люди, но даже и сами боги.

Вместе с идеей судьбы трактовалась и другая  -  идея возмездия. Всякое совершённое, сознательно или бессознательно, преступление неизбежно в силу рока влечёт за собой возмездие.

Идея судьбы и возмездия, встречающаяся в произведениях  Эсхила, с ещё большей определённостью  выступает в произведениях другого греческого трагика – Софокла.

Основная идея - идея судьбы - полнее всего выражена в лучшей трагедии Софокла «Царь Эдип». В основу трагедии «Царь Эдип» положено сказание, или миф, об Эдипе, сыне фиванского царя Лая и его жены Иокасты. Лаю было предсказано оракулом, что он погибнет от руки собственного сына,  который вступит в брак со своей матерью. Поэтому, после того как у Лая и Иокасты, родился сын Эдип, они приказали отправить его в горы и пробуравить ему ноги. Случайно царский пастух коринфского царя Полиба натолкнулся -  на больного Эдипа, сжалился над ним и привёл его к своему господину. Полиб оставил Эдипа у себя и усыновил его.

Однажды Эдип посетил  дельфийского оракула и узнал, что  ему предопределено судьбой убить  своего отца и жениться на своей матери. Из страха перед совершением преступления Эдип поспешил оставить своих мнимых родителей и ушёл из их дома. По дороге он встретил неизвестного ему человека, вступил с ним в ссору и случайно убил его. Этот неизвестный человек был его родным отцом Лаем.

 

 

-9-

Вернувшись в Фивы, Эдип избавил город от страшного  чудовища Сфинкса и за это благодарными гражданами был, провозглашён царём, занял  дворец прежнего царя, убитого им Лая, и женился на его жене, своей  матери, Иокасте. Предрешение судьбы и предсказание оракула сбылись.

После этого идёт серия  мучений и возмездий, испытываемых несчастным, ни в чём неповинным, царём Эдипом. Наконец, когда ему  была открыта правда, он, чтобы смыть  позор, не видеть света и людей, сам  ослепил себя. После 

долгих скитаний и угрызений совести слепой старик Эдип, сопровождаемый своей верной дочерью Антигоной, наконец, нашёл последний покой в предместье Афин, на холме Колоне.

Продолжение сюжета «Царя Эдипа» составляют трагедии «Эдип в Колоне» и «Антигона

Для Эсхила судьба близка к божеству, для Софокла судьба - отвлечённое понятие, находящееся вне человека, а для Эврипида, третьего великого трагика Афин, судьба заключена в самом человеке. Эврипид отождествляет судьбу с доминирующей страстью человека. Эврипид -  творец реальной психологической драмы.

Информация о работе Античный театр