Античный театр и литература

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:07, реферат

Краткое описание

В классический период древнегреческой литературы складывается новая сложная литературная форма с особенной ролью в духовной жизни человечества вообще - это драма. Срок «драма» в переводе из греческого означает «действие». Содержание не случайно. Этот срок отбивает сущностную сторону явления. Драматичное произведение качественно отличается от других литературных форм.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.литература и театр.docx

— 31.10 Кб (Скачать файл)

В классический период древнегреческой литературы складывается новая сложная литературная форма  с особенной ролью в духовной жизни человечества вообще - это  драма. Срок «драма» в переводе из греческого означает «действие». Содержание не случайно. Этот срок отбивает сущностную сторону явления. Драматичное произведение качественно отличается от других литературных форм. Жизненные события раскрываются не через рассказ автора, а через  поступки и язык героев. Жизнь воспроизводится  действием, а не рассказом. Драма - очень  сложное синтетическое единство, которое состоит из ряда элементов. Основными элементами в драме  является действие и диалог, через  которых непосредственно раскрываются события, характеры, мысли и чувства.

Неотъемлемой частью драмы был хор. Он пел под музыку и танцевал. Древнегреческая драма  напоминала оперу или ораторию. Драматург  сам писал музыку. В драме на первый план (в отличие от эпоса) выдвигался герой, человек, а не событие. Драма строится на напряженном столкновении сил, на острых конфликтах. Герой античной трагедии вступает в конфликт с судьбой, с богами, из себе подобными, намечается конфликт с обществом - 5 век до н.э. 
 
Театр всегда развивается в острые социальные моменты эпохи. Утверждение полиса, греко-перська война, где греки победили, потому что строй их жизни был более прогрессивным. Хотя сюжеты были в основном мифологическими, но текущие события тоже отражались. В театре обсуждались все события. Тираны содействовали развитию театра, потому что таким способом они привлекали народ на свою сторону.

 
Театру предшествовало подобие сценок в эпохе (ссора  Агамемнона с Ахиллом, Гектор и Андромаха). Но это не корень трагедии. Корень лежат в культах (религиозных и мифологических) в честь бога Диониса: дифирамбы и елевсінські мистерии. Кора - ипостась зерна - елевсінські мистерии, все обставлялось очень пышно. Очень много мистика в обрядах. В первый обрядовый уровень были посвящены все, в храме участие в церемонии принимали избранные, а третий уровень в подземных помещениях храма вообще неизвестен нам. Главным богом - хранителем театра был Дионис. Он символизирует не только культ вина, но и принцип жизни и принцип трагического существования человека и вселенной. Дионис теснит культ Аполлона - культ аристократов. Сами театральные представления рождаются из дифирамба. Аристотель отмечал это.

По преданию, первый дифирамб придумал Орион. Но к нам  дошли только дифирамбы Вакхилида. Антропоморфизм богов давал большие возможности для театра. К нам пришло к семи трагедиям Эсхилла, семь Софокла и семнадцать Еврипида. Зато до нас дошли перечни трагедий. Что интересно, о Диониса не написано ни одной пьесы. Этот факт пытался объяснить Фридрих Ницше, немецкий философ: раз для древних греков Дионис являет собой обобщен трагический принцип, возведенный в абсолют, да и все пьесы, таким образом, о Диониса - все это его муки в разных воплощениях.

Театр не был делом  будничным. Представления шли только три раза в год по праздникам Диониса. Начинался сезон праздником Антестерии (свято цветов). Это конец февраля - начало марта. На них пелись не только трагические песни, но и веселые. Толпа, которая выполняла такие песни, называлась коммос. Был еще один жанр - сатирівская драма. Древние греки заботились о воспитательной функции театра. Конец марта - начало апреля - это Большие Дионисии, ядро, театральные соревнования. Соревнование по-гречески - агон. Всю жизнь в Древней Греции было подчинено агональному принципу. Театральные представления шли по принципу агонов - соревновались три трагика. Они появляются на грани 7-6 века, регулярно вводятся при Писистрати в 6 веке. Первое настоящее соревнование состоялось в 64 олимпиаду, между 536 и 532 годом до нашей эры. На Больших Дионисиях обычно давали премьеры или наилучшие пьесы. Второй агон - Мали (Сельские) Дионисии. Это конец октября - ноябрь. Премьер у них не давали, а повторяли то, что уже было. Третий агон - наиболее тяжелое время, январь - начало февраля, голодное время. Эти представления называли Ленеи - это один из эпитетов Диониса, что значит «освобождающий».   

Театр был государственным  учреждением. Те, кто подготавливал  его материальную сторону, назывались хореги. Иногда они разорялись, потому что театр был делом дорогим, но никогда не отказывались от этой почетной должности. Время представления особенно, жизнь в полисе тогда текла совсем по-другому: прекращалось делопроизводство, отпускались заключенные, отпускались должники. Сначала деньги за театр не брали, потом стали стягивать немного по имущественному цензу (чем более богатый человек, тем дороже). Бедным давали на театр деньги (теорикон).

Представления начинались проагоном - приносили жертв Дионису, сначала даже человеческие. Потом выводились хоры. У каждого трагика должна была быть представлена тетралогия: трагическая трилогия и сатирівська драма. Соревнования шли три дня. Были судьи, центральное место среди которых занимал жрец Диониса. Первое место награждалось венком из плюща. Трагики и актеры пользовались необычным почетом. Софоклу, например, возвышались почести как герою.

Слово «театр» от глагола «смотрю». Самый давний театр  состоял из круглой втоптанной площадки, в центре которой находился жертвенник Дионису, вокруг него ходил хор. Эта  площадка называлась «орхестра», от глагола  «танцевать». Места для зрителей шли подковой - полукругом, делились проходом на две части. Подкова делилась на клинья для прохода. На орхестрі располагалась скена (в переводе - палатка), в ней переодевались, хранили реквизит, создавали шумы. Постепенно скена стала малой, к ней пристроили параскени. Передняя часть скени украшалась, Проходы назывались парады.

Сначала их строили  деревянными на пустырях, потом стали  делать на склонах. В греческом театре главное - акустика. Все актеры играют в масках. Маска имеет большое  значение. Содержание произведения - это  всегда миф, причем известный всем. Но греков интересовал не результат, а мотивирование действия. Мотивы менялись. Трагики должны были быть изобретательными. Маска выполняла  две функции: сразу вводила в  суть дела и создавала эффект необыкновенности. Актер играл на высоких деревянных сандалиях - котурнах. Маска давала типаж - жертва, царь, убийца. Еще одна функция - усиление голоса и его видоизменение. Хор в трагедии - 12-15 человек, выступал как что-то неделимое, как коллективный герой. Хор - пересказчик, комментатор, занимал центральное место в  рассказе. Актеров могло было быть только трое, а сначала вообще один - протагоніст (первый, что отвечает), который выделился из запевалы хора. Второй, что отвечает - девтерагоніст, его ввел Эсхилл. Они могли конфликтовать. Софокл ввел третьего актера - тритагоніста, это вершина греческой трагедии. Нельзя - зрители могли рассредоточить свое внимание. Было регламентированная и количество действующих лиц - не больше шести.

Чего добивались греки? Главное задание театру - катарсис (очистка). Очистка от страстей, которые  терзают человека.  Он должен был венчать трагедию. Гибель героя не должна была быть бессмысленной. Высшее содержание - столкновение субъективных обстоятельств и объективной закономерности. Первое - это герои, второе - высший закон олимпийских богов, судьба. Побеждает всегда судьба, хотя герой и благородный. Греки считали, что везде должна была быть гармония, а выступление героя нарушает гармонию, расплата за это - жизнь. Герой чаще всего погибает, и зрители ему сочувствуют. Жить всегда остаются спокойные, пассивные.

 
Трагедии начинались парадом - песней хора, который идет по орхестры. В более позднее время  он изменился прологом - это все  к первой песне хора, обычно рассказ, экспозиция. Потом шел стасім - песня стоячего хора. Потом епісодій - появление протагоніста. Потом шло дежурство стасимів и епісодіїв. Еписодий заканчивался комосом - общей песней героя и хора. Вся трагедия заканчивается ексодом (отходом) - песней всех. 
 
По преданию, первым драматургом был Феспид, потом Фриних, но они к нам не дошли. Трилогии писались, потому что действие давалось трудно, пытались сохранить таким способом правдоподобность.

 

Общая характеристика античной литературы

 

Античная литература хронологически не является первой. Причина  того, что мы изучаем ее первой, кроется  в том, что древние литературные памятники открывали наоборот, то есть от более поздних к ранним. 
 
Античная литература является самой давней европейской литературой, потому она влияет на всю другую литературу. 
 
Античная литература - первая ступень в культурном развитии мира, потому она и влияет на всю мировую культуру. Это заметно даже в быту. Много предметов также называются античными словами, например, бачок с краном для нагревания воды называется «Титаном». Большая часть архитектуры так или иначе несет в себе элементы античности. 
 
Названия античных героев часто используются для названий кораблей. Иногда это выглядит очень символично. Так, например, Наполеона везли в послание на крейсере «Беллерофонт». Беллерофонту было поручено убить химеру. (Химера - чудовище, которое состоит из дракона, козы и льва). Кстати, здесь отбиты отличия между восприятием древних греков и нас - нам она бы показалась страшным  чудовищем, а Беллерофонт сначала ею залюбовался. Все-таки он ее убил, а после так загордился своей победой, что захотел возвыситься на Олимп к богам. Его сбросили на землю, он потерял ум и скитался по земле, пока над ним не сжалился Танатос. 
 
Обиды античной литературы входят в современную литературу, у них прячется глубокое содержание. Иногда они входят в крылатые высказывания. Античные мифологические сюжеты часто переделываются и опять используются. 
 
Почему все-таки «античная культура»? В первый раз срок «античность» употребляют гуманисты Эпохи Возрождения. Они начинают создавать подобие системы мифов и истории, начинают вести первые непрофессиональные пока раскопки. Слово «античный» происходит от латинского слова «antikqus» - древний, и используется к этим пор.

У Древнегреческой  культуры свои корни. Предтечами является Крито-минойска (или Крито-микенска) культура. Ученые спорят о давних обитателях Крита - потому возникают разные названия. Английский археолог Артур Еванс открыл критську культуру. До этого раскопки на Крытых пытался вести известный Генрих Шлиман, но ему не хватило денег, чтобы купить территорию для раскопок. Артур Еванс открыл Кносский дворец, а, следовательно, Крито-минойску цивилизацию, потому что в этом дворце была найдено множество доказательств ее существования. Существуют разные версии гибели этой цивилизации, но многие ученые сходятся в уме, что виной был стихийный катаклизм. 
 
Во дворце нашли глиняные таблички с письменами двух разных типов, то есть уже существовала письменность. Кроме того, там нашли древнюю отапливаемую и канализационную систему, а также базу, для многих мифов, например, лабиринт минотавра - подземные помещения дворца. Слово «лабиринт», состоялись от слова «labris» - обоюдогостра топор, жертвенное оружие жрецов. Под время жертвоприношения жрец одевал маску быка - минотавра. То есть миф о Тезея, который победил минотавра, говорит о свержении Афинами ига Крита. 
 
Почему «Микенска»? В Микенах Генрих Шлиман нашел аналогичные глиняные таблички с письменами, что свидетельствовало о письменном соединении между Грецией и Критом. 
 
Античность часто называют детством человечества. Часто это утверждение неверно приписывают Карлу Марксу. Причина такого названия в том, что античная литература чаще всего наивна и описательна. Она обращается к источникам человеческого сознания, изображает человека вне общества. А не можно забывать, что для Древней Греции присущий рабовладельческий строй, что бы не говорили о демократии. Из пятисот тысяч жителей Афин, свободными были только сто тысяч, и только половина из них имела право голоса, потому что другие были выходцами из других полисов. Перикл - основатель афинской демократии. Он правил Афинами фактически 30 лет, но его сын от второго брака так и не стал полноправным гражданином, потому что вторая жена Перикла (известна писательница Аспазия) была уроженкой другого города. Но в античных произведениях ни одна личность не связана классовой регламентацией, потому искусство Древней Греции дает чувство воле.

В античной культуре впервые появляется одухотворенный человеческий образ, поставленный в  центре, потому что к этому центром  всего искусства был не человек. Например, в рисунках первобытных людей животного изображались огромные и красочными, а люди схематически маленькими. У древних египтян изображения фараонов были в неживых масках, а царское войско также было странно полусхематическим. 
 
Существовали четыре древнегреческих говори. Разные литературные жанры развивались в разных диалектах. Самый давний говор - ахейський (во времена Гомера у этого говора уже не оставалось носителей). Еолийский говор существовал в островной Греции, там в первый раз появилась лирика. Ионийский говор был распространен в континентальной Греции и в колониях на побережье Малой Азии, он дал начало эпической поэзии. Из ионического диалекта появляется аттичний говор - используется в Афинском полисе и в деловом языке. Доричний говор - в Южной Греции, он составляет основу хоровых песен и театра.

Периодизация: 
1. Архаичный период (7 век к нашей эре - 5 век к нашей эре). Характерно: острота в социальном отношении, потому что идет разрушение родового общества и становление полисов. В обществе во главе стоял царь, потом родовая знать, в полисе происхождения не мало значения. Ницше называет этот период трагическим. 
 
Развивается устное народное творчество, но в греческой мифологии отсутствуют сказки. Из греческих сказок к нам дошла только одна, да и о ней ведутся споры, не была ли она более поздней вставкой. Она дошла до нас в составе «Метаморфоз» Апулея - «Сказка об амуре и Психею». В греческом искусстве сказку вытесняет миф, у него наиболее значимая роль. Также развивается басня, которая охватывает огромный конгломерат. Эзоп - родоначальник басен, он выходец из Малой Азии. Появляются эпические, архаичные, героические поэмы, с которых до нас дошли только гомеровские. О другие мы можем судить только из отрывков. На смену Гомеру приходит дидактичный эпос Гесиода, который желает удержать старые моральные нормы. В этот же период появляется и архаичная лирика. 
 
2. Классический (аттичний) период. В это время центр культурной жизни находится в Афинах. После Греко-перской войны началось развитие Афин, которые вскоре стало примером для всей Греции. Развивается театр драматургии, считается, что театр всегда развивается в трагическую эпоху. Сначала появляется трагедия, потом комедия. Развивается лирика и ораторское искусство, риторика. В четвертом веке начинает развиваться проза. Сначала появляется историческая проза, потом философская. 
 
3. Еллинистичний период (с 4 века до нашей эры по 1 век к нашей эре). В этот период Греция завоевывается сначала Филиппом, потом Александром Македонским. Полисная система отжила себя. В Александра есть большая идея - нести греческую культуру варварам. Появляется понятие «космополит». Потом Александр понимает, что греческая культура - не единственная конкурентноздатна в мире. Эллинизм - симбиоз греческой и других культур. Культурный центр переносится в Египет, в Александрию. Там возникает гуманитарная наука. 
 
Характерное пристальное внимание к человеку. Развиваются малые жанры лирики, например, эпиграмма. Теряет значение высокая комедия, появляется новоаттична комедия о семье, о доме. В самом конце периода появляется греческая повесть или греческий роман. 
 
4. Период греческой литературы эпохи римского господства (1 век к нашей эре - 476 год нашей эры). Пример: Апулей «Золотой осел (Метаморфозы)». Развивается историческое знание, например, «Жизнеописания» Плутарха.

20 любопытных фактов из  истории античного театра

1. В греческом театре  была специальная должность –  рабдух, в чьи обязанности входило лупить палкой по хребтине особенно разбушевавшихся зрителей.  
2. В одном из театров Ионии был особый ряд для одноруких воинов. Пред ними сажали ряд лысых рабов, ударяя по лысинам которых первые могли аплодировать.  
3. Долгое время в древнеримской комедии запрещалось показывать римских граждан в смешном виде. Именно поэтому римская комедия изображала греков и греческий быт. Так и получалось, что греки и римляне проявляли трогательное единодушие: греки смеялись над собой, римляне тоже смеялись над греками.  
4. Великий греческий драматург Эсхил умер, когда на его лысую голову с неба свалилась черепаха. Лысину драматурга принял за скалу пролетавший по небу орёл, выпустивший черепаху, чтобы разбить её панцирь и полакомиться её мясом.  
5. Когда в битве афинян и самосцев часть армии выступила под предводительством драматурга Софокла (такую честь была оказана ему в награду за выдающиеся заслуги перед городом), ему пришлось сражаться с отрядами, руководимыми элейским философом Мелиссом. Драматург одержал победу над философом.  
6. Древнегреческий драматург Фриних однажды представил в театре свою пьесу «Взятие Милета» - о разорении греческого города персами. Она настолько огорчила зрителей, что весь театр разразился слезами; в наказание власти присудили поэта к штрафу в тысячу драхм и запретили постановку его пьесы.  
7. В греческом театре было лишь три актёра, каждый из которых мог исполнять несколько ролей. Иногда в качестве курьёза появлялся и четвёртый актёр – парахорегема, становившийся «обузой хорега» (так переводится его имя), поскольку на хорега (то есть спонсора, в качестве которого выступал богатый гражданин города), ведавшего постановкой, ложилась дополнительная обязанность по оплате лишнего исполнителя.  
8. В «Антигоне» Софокла поют в разных местах пьесы Антигона и Креонт. Как же это объяснить, ведь мы знаем, что в античном театре обычно пел лишь главный актёр, называемый протагонистом? Просто в этом случае греческий театр поручал протагонисту исполнение соответствующих частей обеих ролей: сначала он исполнял полностью роль Антигоны – вплоть до ее смерти, а затем — в финале пьесы — переодевался в Креонта, до того игравшегося другим актером.  
9. В классические времена Афин просмотр театральной постановки трагедии был обязателен для всех жителей Афин, кроме рабов. Поэтому на представлении собирался весь город. Неимущим платили компенсацию за незаработанные в это время деньги. Когда лица, ведавшие постановками, стали взимать плату за вход, правительство Афин также начало выплачивать эти деньги гражданам. А вот на постановки комедий порядочных женщин не пускали, разве что гетеры могли находиться в театре на представлении комических произведений.  
10. Все роли в греческом театре исполняли мужчины. Женщины-актрисы появились позже, все они были девицами лёгкого поведения и выступали лишь в мимах (довольно-таки похабных сценках бытового содержания) и пантомимах.  
11. Греческие драматурги, представлявшие свои трагедии на сцене, соревновались друг с другом. Победивший драматург получал в качестве награды венок из плюща. Победивший хорег (спонсор постановки) мог поставить себе памятник, который никогда не делался с натуры и на котором указывалось и имя хорега, и имя драматурга.  
12. Перед представлением трагедий на орхестре (круглой сцене вроде арены современного цирка, на которой в Греции давались представления) резали поросят и кропили их кровью зрителей.  
13. Актёры в Греции выступали в масках, менять которые могли лишь один раз – в результате перипетии (например, когда царь Эдип у Софокла из зрячего превращался в слепого).  
14. Филипп Македонский был убит в местном театре.  
15. Уже в 3 веке до н. э. драматург-комедиограф Филемон нанимал против своего соперника Менандра клакеров.  
16. За свои шутки против политика Клеона драматург-комедиограф Аристофан был избит слугами последнего прямо в театре.  
17. В римском театре появляется занавес, который не поднимается кверху и не расходится в стороны, как сейчас, а опускается в специальную щель в полу.  
18. Римский драматург Ливий Андроник сам исполнял главные роли в своих трагедиях. Когда однажды он потерял голос, он стал поручать исполнение всех песен специальному мальчику, стоявшему сзади, а сам лишь открывал рот. Это – первый зафиксированный в истории случай использования фонограммы.  
19. В Риме были популярны так называемые мимические ипотезы – растянутые трагикомические представления, которые писал известный автор Филистион. Самым популярным сюжетом были приключения разбойника Лавреола, которого в финале представления распинали на кресте. В нужный момент актёра заменяли на какого-нибудь приговорённого к смерти и совершали настоящую казнь на глазах у зрителей.  
20. В римской пантомиме участвовали гетеры в прозрачных туниках, которые они по ходу дела сбрасывали с себя. На одной из таких танцовщиц – Феодоре – женился император Юстиниан.

Информация о работе Античный театр и литература