Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 23:53, доклад
В странах Латинской Америки медицинская антропология яв-
ляется частью развития местной интеллектуальной и культурной
жизни и инструментом для осмысления пестрого этнического мно-
гообразия. В Бразилии развитие медицинской антропологии стало
своеобразным отражением бурных экономических и социальных
процессов последних десятилетий.
В начале 1990-х гг. страна вышла из многолетнего экономиче-
ского кризиса, и бразильская экономика заняла восьмое место в ми-
ре. Резко возросло число граждан страны, вышедших на рынок в
качестве потребителей. Однако Бразилия по-прежнему остается
страной контрастов, где вопиющая бедность уживается с богатством
и роскошью.
По сложившейся давно традиции государственные расходы на
общественное здравоохранение остаются крайне низкими (2,76% от
национального ВВП в 1996 г.) Между тем, количество потребителей
услуг частных клиник растет. В 1994 г. из общего числа госпитали-
зированных больных 40% составляли пациенты частных клиник.
При этом значительное число бразильцев получило возмож-
ность приобретать разнообразную продукцию фармацевтических
кампаний. К началу XXI в.
Бразилия
В странах Латинской Америки медицинская антропология яв-
ляется частью развития местной интеллектуальной и культурной
жизни и инструментом для осмысления пестрого этнического мно-
гообразия. В Бразилии развитие медицинской антропологии стало
своеобразным отражением бурных экономических и социальных
процессов последних десятилетий.
В начале 1990-х гг. страна вышла из многолетнего экономиче-
ского кризиса, и бразильская экономика заняла восьмое место в ми-
ре. Резко возросло число граждан страны, вышедших на рынок в
качестве потребителей. Однако Бразилия по-прежнему остается
страной контрастов, где вопиющая бедность уживается с богатством
и роскошью.
По сложившейся давно традиции государственные расходы на
общественное здравоохранение остаются крайне низкими (2,76% от
национального ВВП в 1996 г.) Между тем, количество потребителей
услуг частных клиник растет. В 1994 г. из общего числа госпитали-
зированных больных 40% составляли пациенты частных клиник.
При этом значительное число бразильцев получило возмож-
ность приобретать разнообразную продукцию фармацевтических
кампаний. К началу XXI в. Бразилия стала мировым лидером по
числу потребляемых лекарственных препаратов, в особенности
обезболивающих средств, витаминов, БАДов и амфетаминов. По
официальной статистике, ежегодный объем потребляемых амфета-
минов составляет 20 млн. т. С 2000 по 2002 г. на 43% выросло по-
требление такого нейрофармпрепарата, как прозак. С учетом того,
что в Бразилии традиционно существовала практика свободной
продажи лекарств, подавляющее большинство лекарственных пре-
паратов приобретается без рецепта врача. К настоящему времени
только каждая третья упаковка лекарств, продаваемых в аптеках
Бразилии, продается с учетом рецептов. 80 миллионов бразильцев
покупают лекарства, не консультируясь с врачами. Число аптек в
Бразилии – одно из самых больших в мире: 1 аптека на 2648 жите-
лей, при том, что ВОЗ рекомендует соблюдать отношение 1 аптека
на 8000.
Еще одна
характерная примета
следних лет – высокая популярность пластических операций. По их
числу страна занимает второе место в мире, уступая только США.
Все выше сказанное говорит о такой культурной ситуации, ко-
гда огромная часть населения страны демонстрирует повышенную
озабоченность своим здоровьем. Неудивительно поэтому, что про-
блематика здоровья приобрела в современной Бразилии столь
большое значение. Для бразильских интеллектуалов одним из важ-
ных инструментов анализа собственной культуры сегодня выступает
именно антропология здоровья. Этот термин здесь широко укоре-
нился и используется вместо более привычного для других стран
понятия «медицинская антропология».
Развитие антропологии в Бразилии восходит к 1930-м гг., ко-
гда Клод Леви-Строс приехал сюда изучать жизнь бразильских ин-
дейцев и написал свою знаменитую книгу «Печальные тропики». В
середине 1930-х гг. он участвовал в основании университета в Сан-
Паулу, где после его отъезда в 1938 г. кафедру антропологии занял
его ученик Роже Бастид. Последний сделал многое для того, чтобы
важными темами для бразильской национальной антропологии
стали психиатрия и этнопсихиатрия.
С этого времени и до конца 1980-х гг. вопросы этнопсихиатрии
и этномедицины в целом оставались важными темами бразильских
антропологов. Как и во многих других странах, местные специали-
сты главное внимание уделяли изучению культуры аборигенов, а
также их практик врачевания, в особенности шаманизму. Кроме то-
го, традиционно большое внимание уделялось изучению индейских
практик
использования лекарственных
сов, а сама Амазония выступала главной ареной антропологических
исследований. В 1980-е гг. на повестку дня вышли также проблемы
здоровья городского рабочего класса, вопросы питания и различия
между биомедициной и туземными традициями врачевания.
Важными центрами антропологических исследований тради-
ционно оставались Национальный музей в Рио-де-Жанейро и Феде-
ральный университет в Рио, где читались курсы по антропологии.
В 1990-е гг. в связи с новым этапом в жизни страны на повест-
ку дня вышли новые вопросы. Фокус внимания антропологов сме-
стился от увлечения этномедициной к изучению различных соци-
альных, экономических и культурных аспектов здоровья. Если
прежде главными специалистами по проблемам общественного
здоровья выступали врачи-эпидемиологи, то теперь к ним реши-
тельно присоединились антропологи и другие исследователи обще-
ства. Изменились и методы научной работы антропологов. От тра-
диционных этнографических методов они перешли к более
изощренным эпистемологиям здоровья.
Бразильские интеллектуалы традиционно были сильно вос-
приимчивы к влиянию европейской культуры, особенно француз-
ской. В первой половине ХХ в. большая часть бразильской элиты
свободно говорила по-французски. Это привело к широкому усвое-
нию европейских социально-научных идей и на этой основе – к
стремлению
постичь бразильскую
Официальная
трактовка бразильской
дукта сочетания трех рас – белой, черной и индейской – часто не
удовлетворяла местных интеллектуалов. Для бразильских антропо-
логов важными символами бразильской национальной идентично-
сти стали более материальные и прозаичные вещи: смешение кро-
вей, распространенность инфекционных болезней, в особенности
тропических, а также сифилиса, который нередко получал вполне
позитивное определение: основа бразильской жизни. Из желания
постичь специфику бразильской нации выросло и современное
стремление антропологов заглянуть во все закоулки бразильской
жизни. Новые важные темы для них – национальные формы телес-
ной политики, тесно связанные с местной афро-бразильской рели-
гиозностью, представления о теле и здоровье, которые разделяют
городские жители, индейцы тропических лесов, а также различные
маргинальные группы депрессивных районов страны, включая «со-
циально невидимых» потомков индейцев и белых.
Несомненно, важной темой для бразильских исследователей
является сексуальность. Обращение к ней началось еще в первой
половине ХХ в., когда в стране стал стремительно развиваться пси-
хоанализ. Тема сексуальности развивается в непрекращающихся
дискуссиях об избыточной бразильской чувственности и темпера-
менте, а также дикости и нехватки цивилизованности. Кроме того, с
ней связаны более поздние по времени дискуссии о гендере, репро-
дуктивности и СПИД.
Примечательно,
что среди бразильских
слабый интерес вызвали характерные для Северной Америки феми-
нистский и критический подходы. В этом также отражается непри-
ятие бразильскими интеллектуалами североамериканской культур-
ной гегемонии и увлечение более старомодными идеями из Европы.
В виду активного развития медицинской антропологии в по-
следние десятилетия в Бразилии выросло число авторов, публи-
кующих работы на эти темы. Подавляющее большинство из них пе-
чатается на португальском языке, но есть и те, кто вышел за
пределы национальной научной среды. В их числе Аннет Лейбинг
(Annette Leibing), которая последние годы активно пытается пред-
ставить достижения бразильской медицинской антропологии для
англоязычной аудитории.